Русские Вести

И запрет не указ


Опубликованный на днях отчёт за 2016 – 2020 годы Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), по данным которого вторым по величине (20%) покупателем украинских вооружений (в оригинале, собственно, arms, что можно трактовать и шире, как увидим далее) была Россия, которую опередил лишь Китай с 36%, вызвал мощный скандал. Как же так, торговля со «страной-агрессором»?

Что именно, по данным SIPRI, поставлялось из Украины в Россию, в отчёте не указано. Однако в украинском интернет-издании depo.ua 17 марта попытались всё же узнать это, запрашивая у шведов отчёты по конкретным категориям импорта и экспорта разных стран, и, сравнивая их, пришли к выводу, что речь идёт о продукции украинского авиапрома (категория aircraft), причем поставки шли в 2016 – 2018 годах. Но что конкретно, в отчётах SIPRI нет. Попробуем разобраться.

"Укроборонпрому" запрет – указ…

Государственный концерн «Укроборонпром» сразу же после публикации отчета SIPRI выступил с официальным заявлением: «С конца августа 2014 года ни одно предприятие концерн не заключило ни одного экспортного контракта, а потому не отгрузило ни одной единицы вооружения или военной техники (ВВТ) в Российской Федерации. Соответствующее решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 27 августа 2014 года о прекращении экспорта товаров военного назначения и двойного использования в России введено в действие Указом Президента Украины».

Для "Укроборонпрома" это особенно чувствительная тема, потому что еще семь лет назад его руководство клятвенно обещало не поставлять продукцию военного или двойного назначения в Россию. Об этом 29 марта 2014 года в статье, опубликованной в газете "Зеркало недели", заявил назначенный четырьмя днями ранее на должность генерального директора концерна Юрий Терещенко: «Вопрос, на который следует обязательно ответить – военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией. Уже сегодня по понятным причинам в Россию не поставляются оружие и военная техника. До момента деэскалации конфликта наши отношения останутся в замороженном состоянии». (При этом, что интересно, сейчас концерн официально заявляет, что поставок в Россию «точно не было», но только «с конца августа 2014 года».)

Давая это интервью, Терещенко все же выдавал желаемое за действительное. Его предшественницу Валентину Дрозд, назначенную 7 марта 2014 года временно исполняющей обязанности генерального директора "Укроборонпрома", уволили 14 марта как раз из-за вскрывшихся поставок военной продукции в Россию. Написало об этих поставках 13 марта то самое "Зеркало недели": «"Укроборонпром" во главе с недавно назначенной Александром Турчиновым временно исполняющей обязанности генерального директора Валентиной Дрозд… продолжает поставки для Минобороны РФ радиолокационный приборов, прицелов и средств наведения для российских танков и авиации. По данным ZN.UA, отгрузка этих изделий произошла 13 марта с предприятий концерна "Фотоприбор" и "Лорда"». Так что, по сути, Терещенко пришёл во влиятельную газету публично оправдываться и обещать больше так не делать.

Впрочем, веры в публичные заверения руководства компаний, даже государственных, у властей Украины вскоре не осталось от слова совсем. 27 августа 2014 года Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины принял решение «О мерах по совершенствованию государственной военно-технической политики», согласно которому правительству поручается «принять меры по прекращению экспорта в Российскую Федерацию товаров военного назначения и двойного использования с целью их военного конечного использования Российской Федерацией». На следующий день это решение утвердил своим указом № 691/2014 президент Петр Порошенко.

Но это решение касалось прежде всего государственных предприятий. Как пояснил 2 июня 2014 года в интервью УНИАН директор консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, отвечая на вопрос о прекращении поставок в Россию: «По линии экспорта "Укроборонпрома" – да. Однако сотрудничество с Россией осуществляют не только предприятия концерна, но и другие, которые пребывают в иных формах собственности и в зону подчинения "Укроборонпрома" не входят».

Згурец привел тогда следующие примеры: «Есть предприятия, например, Мотор Сич", которые поставляют формально двигатели как для военных, так и для гражданских вертолетов. Им в этом году, как минимум, порядка 400 двигателей нужно поставить в РФ. При этом "Мотор Сич" не входит в зону управления "Укроборонпрома". Поэтому это предприятие продолжает работать с Россией…. Правовые соглашения регламентируют поставки морских и авиационных двигателей, обслуживание российских ядерных ракет, авиационной техники РФ, в частности, со стороны ГП "Антонов". Поэтому вопрос гораздо шире, нежели только в отношении "Укроборонпрома"… И пока не принято решение Кабмина о приостановке соглашений с Россией по военно-техническому сотрудничеству, то легитимной основы для разрыва связей нет. И предприятия могут вполне законно и дальше работать с Россией. Я имею в виду частные предприятия».

"Мотор Сич" действительно продолжала поставлять в Россию двигатели для самолетов и вертолетов, аналогов для которых на тот момент не существовало. «В конце июля (2014 года. – Авт.) источник "Ведомостей" – топ-менеджер одного из предприятий российского ОПК – говорил, что поставки двигателей "Мотор Сич" в Россию продолжаются», – кратко упоминается в статье на сайте газеты "Ведомости" от 20 мая 2015 года.

Поставки не остановились и после решения упомянутого выше решения СНБО. «"Мотор Сич" продолжает поставлять для холдинга "Вертолёты России" готовые вертолетные двигатели ВК-2500 и ТВ3-117В в рамках подписанного в 2011 году контракта, который предусматривает поставку в Россию в 2012 – 2016 годах около 1300 двигателей. По информации из компании "Мотор Сич", эти двигатели не попали под запрет на поставки военной продукции в Россию, введенный властями Украины летом прошлого года», – отмечалось в статье, опубликованной в приложении "Вертолётная индустрия" в газете "Коммерсант" 19 мая 2015 года.

20 мая 2015 года Кабинет министров Украины приостановил действие соглашения с Российской Федераций от 26 мая 1993 года о военно-техническом сотрудничестве. Но сотрудничество отдельных предприятий все равно продолжилось. И, конечно, речь идёт прежде всего о той же запорожской "Мотор Сичи" с её уникальными двигателями. Тем более, разорвать подписанные накануне 2014 года контракты с российскими компаниями было малореально – заказы уже размещены, производятся, куда их девать? Тем более, если абсолютное большинство продукции завод традиционно поставлял в Россию.

…а "Мотор Сичи" запреты – не указ

В интервью, опубликованном 25 мая 2018 года российской газетой "РБК Daily", бессменно возглавляющий с 1994 года "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, отвечая на вопрос журналиста «Появилась информация, что "Мотор Сич" прекратил отгрузки двигателей в Россию. Это правда?», спокойно сказал: «Нет. У нас все идет по плану, кроме военной программы. Военную программу мы не делаем».

И привел пример: «Есть такой пожарный самолет — Бе-200. Россия, Украина и еще несколько десятков стран входят в пожарную ассоциацию (Международная ассоциация пожарных и спасательных служб. — Авт.). И эти самолеты тушат пожары по всему миру. Нам официально разрешают на завод-изготовитель Бе-200 подгружать двигатели Д-436ТП… И мы не имеем права не поставлять двигатели для Бе-200, поэтому к нам с пониманием относятся разрешительные структуры».

Кстати, всего год назад разгорелся скандал вокруг поставки двигателей для этих самолётов. 16 февраля 2020 года украинское интернет-издание "Промышленный портал" опубликовало статью «ВМФ РФ продолжает получать украинские двигатели для своих самолетов-амфибий», где указало на такой факт: «14 февраля 2020 года с аэродрома ТАНТК им. М. Бериева поднялся в воздух очередной серийный поисково-спасательный самолет-амфибия Бе-200ЧС морской авиации ВМФ России, оснащается двумя украинскими двигателями Д-436ТП. Отметим, в феврале в адрес ОАО "Таганрогский АНТК им. М. Бериева" из Украины было отправлено 2 турбореактивных двигателя, тягой более 60 кН, но не более 80 кН для гражданских воздушных судов (Д436ТП для Бе-200). Вес – 3480 кг. Цена – 2.496.000 долл. Эти двигатели могли быть установлены на данный самолет, или будут установлены на очередную серийную машину российского предприятия». На запорожской предприятии это не оспаривали, хотя и произнесли ряд ритуальных слов о том, что военную продукцию в Россию не поставляют.

Ранее, "Промышленный портал" указывал еще на ряд поставок продукции запорожского завода в Россию: «В сентябре 2019 года ПАО "Мотор Сич" экспортировало российским компаниям: В адрес ОКБ "Ростов Миль" 2 двигателя авиационных турбовинтовых (турбовальных) Д-136 сер. 1 мощностью 8383 кВт. Невоенного назначения. Предназначены для установки на транспортные вертолеты Ми-26Т гражданского применения. Вес – 2570 кг. Цена – 4.809.000 (долл. – Авт.). Поставка на условиях порт Шарджа, ОАЭ. В адрес АО «Борисфен» (дочерняя компания "Мотор Сичи" в России. – Авт.) 2 двигателя турбореактивных двухконтурных для эксплуатации в составе пассажирского самолета Ан-148, тягой 67 кН, установленный на металлических подставках и упакованы в 2 деревянных ящика. Данные авиационные двигатели отправлены после дефектации и восстановительного ремонта. Вес – 3850 кг. Цена – 3.344.000 (долл. – Авт.). Поставка на условиях порт (так в тексте. – Авт.). Москва».

В некоторых случаях, как видим, получателем указывалась некая третья страна.

От Эмиратов до Балкан

В том же интервью 2018 года "РБК Daily" Богуслаев так высказался по поводу поставок в Россию продукции военного или двойного назначения: «Тут у нас ограничено всё. Напрямую мы не поставляем». Внимательно прочтем ещё раз. Глава "Мотор Сичи" не говорит – нет, такие двигатели не поставляем. Нет, только напрямую не поставляем!

Как это производилось, показано в представленном 8 июля 2019 года расследовании Bihus.info: «Ещё одна российская компания Богуслаева, "ВКМС", с 2015 по 2016 годы поставляла детали двигателя ТВ3-117 (используются на вертолётах серии Ми. – Авт.) производства «Мотор Сич» на российский 218 авиаремонтный завод… (общей стоимостью. – Авт.) на полтора миллиарда рублей. Эти детали поставлялись из Украины на российскую компанию Богуслаева напрямую».

Что было дальше, в том же 2018 году, когда Богуслаев давал интервью. «По данным журналистов, в 2018 году прямые поставки деталей двигателей в РФ с «Мотор Сичи» резко остановилось… С 2018 года "Мотор Сич" начала массово поставлять детали для двигателей в Боснию и Герцеговину, на свежесозданную компании D.O.O Inzeniring BN. С 2018 года украинский производитель отправил на Балканы более 600 грузов с деталями для двигателей модели ТВ3-117. По данным международной таможенной базы Importgenius, в дальнейшем эта боснийский компания отправляла грузы с аналогичным деталями для вертолетов в России. Причем исключительно на две российские фирмы Вячеслава Богуслаева – "ВКМС" и "ВК-МС"… С 2018 года российский авиационный завод (ранее получавший детали от "Мотор Сич" напрямую. – Авт.) в тендерной документации засекретил победителей конкурса на поставку деталей для двигателей ТВ3-117».

Кроме того, как упомянуто в расследовании bihus.info, «также части украинских двигателей и силовые установки поставлялись в Россию транзитом через другого посредника – эмиратскую компанию Double Power FZE». Конкретный пример поставок «Мотор Сичью» вертолетных двигателей через Шарджу в Ростов приводился выше.

Иногда в качестве промежуточной страны-получателя "Мотор Сичью" используется Болгария. Два таких пример привел 16 января 2020 года "Промышленный вестник": «В феврале в адрес ООО ТНБ "Магистраль" (241020, Россия, г. Брянск, пр. Московский, 10а) 2 турбореактивных двигателя, тягой более 132 кН (Д-18Т для Ан-124-100). Вес – 11.120 кг. Цена – 4.004.000 долл. Поставка на условиях порт Варна. В январе в адрес ООО ТНБ "Магистраль" 2 турбореактивных двигателя, тягой более 132 кН (Д-18Т для Ан-124-100). Вес – 11.120 кг. Цена – 4.031.000 долл. Поставка на условиях порт Варна».

Произведенный украинской компанией "Антонов" тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан" – сугубо гражданский. Но, как говорится, лучше подстраховаться. Тот же "Антонов" в 2019 году добился через международный суд ареста пяти самолетов российской компании "Волга-Днепр", из-за отказа последней в 2018 году продлять поддержание летной способности компаний силами производителя, что давало "Антонову" 5–6 млн. долл. в год. Отказываться от этих денег на Украине не спешили…

Как видим, SIPRI учла даже не все поставки с украинских заводов в Россию, хотя, конечно, далеко не все из них являются однозначно военными. В любом случае, остановить военно-техническое сотрудничество двух стран парой указов не удалось.

Владислав Мальцев

Источник: zavtra.ru