На фото президент РФ Владимир Путин во время встречи в режиме видеоконференции с главой компании «Газпром» Алексеем Миллером
Совет директоров ПАО «Газпром» переизбрал своим руководителем бессменного с 2001 года Алексея Миллера — он останется во главе «газовой империи» (кто сказал «национальное достояние»?) России вплоть до 2026 года. Хотя контракт Миллера должен был закончиться только через три месяца, в мае этого года. Внезапное для многих столь раннее переизбрание может говорить о том, что в эпоху «транзитной турбулентности» власти решили не менять коней на переправе и «не шатать» газовую трубу сырьевой экономики. Дескать, старый вентиль трубы не испортит.
— Пока на посту президента — Путин, вся его команда тоже останется на своих местах — и до 2026, и до 2030 года, и будут они заниматься тем же, чем и занимались, — прокомментировал первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, депутат фракции КПРФ Николай Арефьев.
— Сегодня весь промышленно-производственный потенциал бывшего Советского Союза поставлен на службу горстки людей. При этом страна бедствует! Сколько раз мы говорили о национализации «Газпрома», чьи доходы должны идти на пользу всему государства! Но нас и слушать не хотят. Половину акций продали иностранцам. Какую госкорпорацию не возьми — там множество англосакских рож сидит, на которые мы должны любоваться. Все продали и распродали. А президент, выступая перед ФСБ, сказал, что против России существует заговор западноевропейских государств… Какой заговор?! А кто распродал им все наше имущество?. Какая, к черту, диверсия? Это диверсия случилась в 1991 году и с тех пор не прекращалась. Поэтому ничего не изменится. Как выдаивали природные ресурсы из страны, так и будут выдаивать.
«СП»: — Вспоминается знаменитый лозунг «Газпрома»: «Мечты сбываются!»
— Вот именно! У кого они сбылись? Я сам с Астраханской области, так там больше половины региона до сих пор не газифицировано. Треть Волгоградской области не газифицировано. Я уж не говорю про Сибирь, но там понятное дело — большие расстояния между населенными пунктами. Однако, тем не менее, там и газ на каждому шагу — пробурил дырку и подавай. Но не хотят.
Поэтому с переизбранием Миллера ничего не изменится, поскольку мы имеем дело с одной и той же «обоймой». Путин же как-то сказал: «Своих не сдаем».
Зачем было затевать отношения с Турцией, которая никогда нам не была другом? Только что «разорвали» нашего летчика, и мы вдруг задружили и начали газопровод строить. Я с самого начала не верил, что с Турцией можно было дружить и делать какие-то совместные проекты. Вот и напоролись.
А «Сила Сибири»? Китайская сторона «нитку» протянула для того, чтобы давить на Туркмению. Чтобы она продавала газ по дешевой цене. Как только «Сила Сибири» пустила первую «нитку», так китайцы тут же понизили закупочную цену у Туркмении, а та подняла руки к верху, потому что у них бюджет перестал наполняться деньгами. Вторую «нитку» «Силы Сибири» китайцы финансировать не хотят — она им не нужна, ибо они берут газ у Туркмении, который в десять раз дешевле нашего. Элементарные расчеты говорят, что у нас нет настоящих менеджеров, нет управленцев, которые бы все просчитывали и искали выгоду для своей страны, а не для своих карманов.
Главный политический советник председателя ЦК КПРФ Вячеслав Тетекин в свою очередь отмечает, что переизбрание Алексея Миллера в условиях общей философии «продать, а не произвести» толком ничего не решает:
— Какое-то время назад «Газпром» гордо заявлял, что в ближайшие годы он превратится в самую крупную компанию в мире. Была ситуация, когда цены на газ начали стремительный рост и уходили в заоблачную высоту порядка 300 долларов за тысячу кубометров, возникло ощущение предстоящего вечного счастья. Открывались совершенно радужные перспективы. Но эти ребята не сумели спрогнозировать того, что цены имеют особенность как подниматься, так и подать. В момент колоссальной эйфории они попытались «завоевать» всё. Потянулись трубы-спруты в самых разных направлениях. Эти гигантские газопроводы, на которые были потрачены огромные средства — они не окупаются или окупаются через слишком уж значительные промежутки времени. «Газпром» вогнал нас в колоссальные расходы.
«СП»: — Стоит еще отметить, что мы имеем дело с сильнейшей конкуренцией со стороны сжиженного-природного газа, из-за чего падает потребление трубопроводного газа.
— Именно поэтому они наконец обратились к теме газификации России! Но то, какие они цены заламывают за газификацию сельской местности и дачных участков, вообще в голове не умещается. До полумиллиона рублей! Ну кто у нас найдет такие деньги? Попытка выйти из кризиса за счет внутреннего потребления, сталкивается с колоссальной проблемой — они тратиться на газификацию России не собираются. Трубу гнать в Турцию, Германию, Китай они могут, а провести трубу бабушке на участок — вот это они не могут, что вызывает у меня сильнейшее недоумение.
Но за этим стоит, на самом деле, общая философия нынешнего государства. Для чего оно работает? Ради прибыли! Советское же государство работало ради удовлетворения насущных потребностей советских людей. Вот почему в сельской местности у нас больше половины людей живут без газа, хотя мы чуть ли не самая богатая газом страна.
«СП»: — То есть вы полагаете, что мы имеем дело в общем с политической системой, а не отдельно с персоной Миллера, который двадцать лет подряд фактически возглавляет газовую отрасль России?
— И то, и другое. Конечно, если бы у нас был крепкий специалист по газу, то он мог бы вести себя по-другому. Но в данном случае речь не идет о том, что Миллер неудачный менеджер. Вокруг него явно есть люди, которые в добыче и транспортировке газа очень прилично разбираются. Думаю, что мы имеем дело с общей философией нынешнего российского государства, которая направлена на экспорт наших природных ресурсов за рубеж для получения валюты. Поэтому и строятся эти гигантские трубопроводы.
Между прочим, я был депутатом Госдумы VI созыва в том числе от Ямала, и я знаю, что в цене газа самая большая составляющая — это содержание самой трубы. Газоперекачивающие станции (ГПС) — это гигантские предприятия. Надо побывать на них, чтобы понять, что это такое. Перегонка газа за границу — очень дорогостоящее удовольствие. Особенно в случае «Силы Сибири», потому что эти вот «Гэпээски» должны стоять через каждые сто километров. Все думают категориями трубы, но кроме нее там стоят эти гигантские станции, которые обеспечивают перегонку.
Дело не в самом Миллере, как таковом, хотя многие и считают, что он совершил много стратегических ошибок. Дело в общей философии государства, которое ориентировано на вывоз наших ресурсов, вместо того, чтобы перерабатывать сырье на месте и делать из него товары, и осуществлять газификацию сельской местности. Здесь побеждает первое — всемирный вывоз ресурсов за рубеж даже в убыток самим себе. Вот и все. Да, Миллер имеет к этому отношение, но он не главный. Политические решения принимает глава государства.
Никита Попов