Русские Вести

И на Восток, и на Юг


Россия и 15 стран Сообщества развития Юга Африки (САДК) обоюдно заинтересованы в формировании зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и САДК. Стороны продвигаются к такому торговому режиму, что подтвердилось и в феврале-апреле текущего года. Точнее, в ходе переговоров в Минпромторге РФ с правительственной делегацией Зимбабве, заседания Делового совета РФ-Зимбабве в Торгово-промышленной палате РФ и переговоров представителей российского бизнеса с руководством и бизнес-кругами Замбии и Зимбабве.

В целом Африка занимает всё более важное место во внешнеэкономической политике России. По имеющимся данным, объемы взаимной торговли за последние 5 лет увеличились почти на 15% – это, заметим, один из максимальных темпов роста торговых связей РФ с развивающимися странами. Причем до 60% в структуре российско-африканской торговли занимают поставки из РФ не сырьевой продукции, доминирующей в российском экспорте на Запад, а промышленного (в т.ч. добывающего), энергетического и транспортного оборудования.

«Африка не может быть на периферии международных отношений, – заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Валдайского клуба 27 октября 2016 г. – Если кто-то думает иначе, он глубоко заблуждается».На основе именно такого стратегического подхода развиваются экономические связи РФ с южноафриканским регионом.

САДК-регион имеет в Африке, по оценкам Экономической комиссии ООН для Африки и межафриканских экономических структур (2016 – 2017 гг.)70%-ную долю в объеме производства высокотехнологичной продукции и около 40% – в общем объеме производства сельхоз-, текстильного сырья и готового продовольствия.

Этот же регион занимает первое место в африканской табели о рангах по промышленным запасам алмазов и золота, платины и урана, руд цветных и редкоземельных металлов, марганца и графита, сланцев и слюды, а также по запасам гидроресурсов.

Но, по оценкам САДК (2017 г.) и вышеупомянутых переговоров/форумов в Москве, современным добывающим и энергетическим оборудованием эти страны обеспечены максимум на 60% (в наиболее развитой ЮАР эта планка превышает 70%). Создание же ЗСТ с РФ и ЕАЭС позволит существенно увеличить этот показатель – подчеркнем, за счет роста таких поставок из России (и Белоруссии), обусловленного свободным торговым режимом, т.е. без пошлин и других ограничений в рамках ЗСТ.

Преимущество такой зоны – это и возможность торговли в нацвалютах, в том числе на основе действующего во взаиморасчетах в САДК-регионе южноафриканского ранда – одной из наиболее стабильных в мире инвалют, обладающей высокой платежно-покупательной способностью. Торговля между ЕАЭС и САДК возможна также по бартеру, по ценам ниже мировых и по схожим взаимовыгодным схемам. И кстати, такие схемы финансово-эконономических связей постепенно развиваются между РФ и участниками САДК: ЮАР, Зимбабве, Замбией, Анголой, Танзанией, Мозамбиком, Свазилендом.

Что же касается, например, южноафриканских инвестиций, то накопленные ЮАР прямые инвестиции в других странах БРИКС за 2010 –2017 гг. выросли рекордно: с 14 млрд долл. до более чем 80 млрд. Но пока их основной получатель – КНР (свыше 70%), а на долю РФ приходится не более 5%. Кроме того, ЮАР располагает современными технологиями по энергосбережению, добыче и переработке угля, сланцев, нефтегазового, химического сырья, а также по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры. Причем многие из этих технологий востребованы в РФ.

Плюс к тому в АПК и текстильной индустрии многих стран САДК (ЮАР, Зимбабве, Замбия, Свазиленд) в последние годы разрабатываются и применяются наукоемкие технологии. А по продуктивности плодо-овощеводства и текстильного растениеводства этот регион опять желидирует в Африке. Последнее, в свою очередь, вполне может быть нам полезным, пусть и частично, в условиях российское эмбарго (с августа 2014 г.) на аналогичный импорт с Запада.

Но едва ли не главными стимулами экономического партнерства являются, подчеркнем, неучастие ЮАР и ее соседей в антироссийских санкциях Запада. А также то, что ЮАР – участница БРИКС, где всё активнее развиваются взаимовыгодные двух- и многосторонние экономические связи.

Все эти обстоятельства предопределяют растущую востребованность создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и САДК на фоне ужесточающихся антироссийских западных санкций.

Упомянутые ресурсные и, соответственно, инвестиционно-технологические возможности в регионе САДК уже осваиваются российским бизнесом. А взамен российская сторона будет получать как минимум треть объема продукции с реализованных проектов. По данным нацстатистики этих стран и деловых советов РФ с теми же странами (2016–2017 гг.), например, АЛРОСА инвестирует в добычу-обогащение алмазов в Анголе и Намибии; «Газпром» – в разведку-обустройство нефтегазовых месторождений в Намибии; ЕВРАЗ – в цветную металлургию в регионе; «Норникель» – в добычу-обогащение никелевой и железо-никелевой руд в ЮАР и Ботсване.

В свою очередь, «Ренова» вкладывается в черную металлургию и в разработку марганцевой руды в ЮАР; «Роснефть» – в разведку запасов нефти и проектирование нефтепродуктопроводов в большинстве стран САДК. Не отстают и «Росатом» – освоение запасов урана, АЭС-проекты в ЮАР, Намибии, Танзании; «Северсталь» – добыча-обогащение железной руды, золотодобыча в ЮАР; «Русский хром» – цветная металлургия в южноафриканских странах.

Группа «Синтез» занимается геологоразведкой месторождений алмазов, нефти, природного газа и меди в Анголе, ЮАР и Намибии; РУСАЛ вкладывается в производство алюминия в ЮАР и Намибии. Общий заявленный объем инвестиций (российских и совместных) в эти проекты – свыше 12 млрд. долл.

Но южноафриканские инвестиции в Россию пока несопоставимы со встречными из РФ. Накопленный объем первых к настоящему времени не превышает 3,3 млрд долл. Так, бизнес ЮАР планирует расширить мощности плодоовощных терминалов в порту Санкт-Петербурга, вложиться в портовую и сухопутную инфраструктуру Российского Причерноморья.

В то же время в банковской сфере РФ с 1997 г. в Москве работает южноафриканская Standard Bank Group (учредила «Стандарт Банк»). А ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», созданное в начале 2000-х южноафриканской группой Mondi, – поныне среди крупнейших производителей целлюлозной продукции в России. В 2015 г. компания Naspers (ЮАР) получила контроль над компанией Avito (РФ) за 1,2 млрд долл., увеличив свою долю в последней с 17,4 до 67,9%.

Что же касается динамики экономического взаимодействия с САДК в наступившем году, то, по информации Минпромторга РФ, 22 марта 2018 г. заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов провел рабочую встречу с советником президента Республики Зимбабве Кристофером Мутсвангвой. Центральной темой переговоров стал проект по созданию в Зимбабве Российской промышленной зоны: соответствующий меморандум был подписан 8 марта 2018 г. по итогам визита российской делегации во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым в Хараре.Обе стороны в ходе встречи в Минпромторге наметили дальнейшие совместные шаги для планомерной реализации этого проекта.

На встрече также обсуждался широкий спектр двустороннего взаимодействия, включая горнорудную, алмазодобывающую промышленность, АПК и производство химудобрений. Подчеркнуто особое значение поэтапной реализации совместного проекта по освоению платинового месторождения «Дарвендейл». Стороны приветствовали вклад России в капитал Африканского экспортно-импортного банка, занимающегося подготовкой финансовой модели этого проекта, с целью перехода к его промышленной фазе.

А в ТПП РФ в середине апреля с.г. состоялось заседание Делового совета (ДС) Россия – Зимбабве. Глава ДС и холдинга «Уралхим» Дмитрий Мазепин на этом форуме отметил: «...В начале февраля с.г. состоялись переговоры руководства ДС с президентом Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой и с бизнес-сообществом этой страны. Главное здесь в том, что получена полная поддержка российских бизнес-начинаний на всех уровнях».

При этом он пояснил, что Зимбабве, и в целом регион САДК, «изобилуют наличием в недрах всей таблицы Менделеева. Включая никель, платину, алмазы. А свой бизнес в регионе могут развивать как добывающие, так и сервисные компании». Поскольку странам региона «нужны и железные дороги, разведка полезных ископаемых, системы ирригации». В то же время в этих и других секторах местной экономики, по оценке Д. Мазепина и других экспертов, растёт конкуренция с китайским бизнесом, всё активнее внедряющимся во все регионы Африки.

Кстати, в том же феврале 2018 г. состоялись переговоры Д. Мазепина с лидерами Замбии и Зимбабве о сотрудничестве с компаниями «Уралхим» и «Уралкалий» (Мазепин – замглавы совета директоров «Уралкалия») и созданием в Юго-Восточной Африке российского хаба для прямых поставок из РФ минеральных удобрений, спрос на которые в ближайшие годы в этом регионе будет активно расти.

Сотрудничество Замбии и Зимбабве с этими российскими компаниями позволит значительно снизить цены на минеральные удобрения для африканских сельхозпроизводителей, так как Россия может предложить минудобрения по цене 250 – 300 долл. за тонну, что, заметим, на треть ниже среднемировой цены.

Эти переговоры и перспективы сотрудничества, как отмечается, высоко оценили президенты Замбии и Зимбабве.

Президент Замбии Эдгар Лунгу: «Я уверен, что наше партнерство с «Уралхимом» и «Уралкалием» станет успешным, мы хотим как можно быстрее его начать. Если наш опыт сотрудничества окажется позитивным, он станет хорошим примером для остальных стран региона».

Схожее мнение высказал президент Зимбабве Э. Мнангагва.

А вот как оценил Д. Мазепин результаты переговоров в Хараре и Лусаке: «...Мы получили приглашение участвовать как в поставке удобрений, так и в рудно-металлургических проектах. Безусловно, нам это интересно. Когда мы имеем гарантии стабильности развития бизнеса на столь высоком уровне, это очень важно». Относительно же минудобрений, то, по данным главы Делового совета РФ–Зимабве, объем поставок «Уралхима» и «Уралкалия» в Юго-Восточную Африку в настоящее время – около 100 тыс. тонн в год. А в ближайшей перспективе он может достичь 500 – 600 тыс. тонн ежегодно.

Очевидно, что темпы реализации упомянутых и других направлений взаимовыгодного сотрудничества будут нарастать в рамках режима свободной торговли САДК–ЕАЭС. И поэтому все заинтересованные стороны надеются на скорейшее формирование такой ЗСТ на межгосударственном уровне.

Леонид Шипилов

Источник: www.stoletie.ru