Заявлено 42 важных дела, которые за короткий срок (до 2030 года) должны преобразить страну до неузнаваемости. Инициативы поделены на семь основных разделов, затрагивающих все сферы жизни граждан, и подчинены одной цели – сбережению и приумножению народонаселения, созданию условий, при которых жить в крупном городе или небольшом населенном пункте должно быть одинаково комфортно и уютно.
Совершить невиданный рывок предполагается с помощью бюджетных инвестиций и средств Фонда национального благосостояния. Но основную часть финансирования, как сообщил премьер-министр Михаил Мишустин, должны составить уже заложенные в бюджет ресурсы, деньги институтов развития, госкомпаний и частных инвесторов. Масштабы преобразований можно назвать грандиозными. Выполнение единого плана по достижению национальных целей развития только на ближайшие три года потребует более 39 триллионов рублей. С принятием такой программы меняется и роль государства в рыночной экономике.
Переход от прогнозирования (мы вам просчитаем сценарии, а там как рынок вывезет) к конкретным планам с указанием даты начала и окончания работ по тем ли иным объектам не имеет ничего общего с либеральными подходами к развитию страны.
В документе четко указано, какие заводы появятся в регионах и какие налоговые поступления от них ждать. Сколько людей получат работу, как и за счет чего помогут многодетным, пенсионерам и как изменится жизнь самых отдаленных населенных пунктов.
Приведены не абстрактные стоимостные показатели, а конкретные цифры, ориентированные на нужды людей в медицинской помощи («первичное звено для каждого»), образовании, комфортном жилье и так далее. Вся работа правительства, как говорится в документе, теперь должна быть построена вокруг человека, его семьи. Хорошо жить должны люди не только в мегаполисах, но и в совсем небольших городах, до которых у государства не доходили руки.
Все это было бы похоже на сказку, если бы не конкретные даты с указанием ответственных лиц, источников финансирования, включая государственный бюджет и частный бизнес. Новый план развития страны на несколько лет вперед дает представление о том, где, когда и сколько построят заводов, дорог, школ, больниц, жилых домов на основе новых технологий и лучших мировых практик. Как выполняется намеченное, можно будет проследить в режиме реального времени, не выходя из дома, с помощью компьютерных программ и видеосвязи. Когда каждый россиянин своими глазами, а не в телевизоре, сможет увидеть, как вокруг меняется жизнь, недоверие к власти исчезнет.
С такой точностью при составлении долгосрочных планов новая Россия сталкивается впервые. Аналитики усмотрели в этом возврат к государственному планированию, на котором строилась советская экономика. Не случайно выход 42 инициатив правительства совпал со столетием Госплана, которое отметили в этом году.
Выступая на Московском финансовом форуме, председатель правительства РФ Михаил Мишустин заявил, что переход к долгосрочному комплексному стратегическому планированию и усилению роли государства – дело решенное. Такой подход уже был применен и дал первые результаты на фоне пандемийных ударов по экономике, когда социальная помощь миллионам граждан была оказана за счет дополнительных доходов, а не работы печатного станка.
Доходы бюджета к концу августа этого года увеличились почти на треть, рост ВВП – 4,8 %, что превосходит прогнозы Центробанка и либеральных экономистов. Основной капитал получил инвестиционную подпитку, деньги пошли в реальный сектор. И впредь, как заметил премьер, в реализации национальных целей правительство будет опираться на систему государственных институтов развития, а не на «невидимую руку рынка».
В направлениях, заданных премьером, обозначены изменения экономической политики, приоритет государственного централизованного системного планирования над рыночной стихией. Неужели время монетаризма, реализуемого по советам Запада, подходит к концу?
Многие здравомыслящие экономисты во всем мире признают, что планирование не противоречит рыночным отношениям, а только повышает их эффективность. Благодаря государственным планам, расписанным по пятилеткам, начали быстро развиваться Япония, Южная Корея, Малайзия. Сегодня народно-хозяйственные планы принимаются в 39 странах мира.
Ближайший наш сосед Китай выполняет уже 13-ю пятилетку, подавая миру пример плодотворного сочетания плановой и рыночной экономики, социализма и капитализма. С помощью государственного планирования в Китае сформировалась конвергентная или интегральная, экономика, при которой, по выражению Си Цзиньпина, «невидимая рука» рынка использует «видимую руку» госуправления. Благодаря этому вот уже 40 лет страна развивается без кризисов, с высокими темпами роста, увеличивая продолжительность жизни населения.
У стратегического планирования в нашей стране есть немало противников из либерального стана. Они не раз тормозили принятие закона о стратегическом планировании, который разрабатывался и принимался почти десять лет. Потом принятый закон заморозили до 2018 года, но до сих пор он так и не заработал в полную силу. «Регионы подключили к созданию своих стратегических планов развития сомнительные фирмы, в результате чего у 42 субъектов из 85 главным видом стратегической деятельности оказалось производство автоприцепов! – заметил парламентарий Сергей Калашников. – Реализация закона обратилась в полную профанацию, потому что механизма под него не разработано». Это подтвердила и Счетная палата РФ, сделав вывод, что «система управления экономикой разбалансирована и неэффективна, недостаточно нормативно урегулирована и методически обеспечена, с низким уровнем контроля и исполнительской дисциплины». Иными словами, без стратегического и проектного (программного) планирования более четверти века страна плыла по воле волн, ориентируясь на прогнозы и сценарии, выдаваемые Минэкономразвития.
Чтобы экономика развивалась, мало задать направления и обозначить задачи. Основы государственной политики в сфере стратегического планирования, которые одобрило правительство, должны перевернуть сложившееся представление о рыночной экономике, заставить бизнес работать в интересах государства.
Пока трудно сказать – в каком виде появится этот документ после окончательной доработки. Не захотят ли подправить его доморощенные либералы? Сторонники свободного рынка пытаются доказать, что плановая экономика в СССР была обречена, а добиться высоких темпов роста «народного хозяйства» в тридцатые удалось за счет насильно изъятого у крестьян хлеба, который продавали за границу в обмен на технологии и оборудование. А в пятидесятые успех советской экономики во многом зависел от огромных послевоенных репараций (в Россию были перевезены значительные валютные резервы и тысячи заводов из Германии, Японии и других стран).
Но если модель хозяйствования, созданная в годы правления И.В. Сталина, оказалась «искусственной и нежизнеспособной», то чем объяснить тот факт, что основной рост экономики СССР приходится именно на 1929-1955 годы? В течение 26 лет ВВП страны Советов прирастал более чем на 10% в год (!) в то время, как темпы роста общемирового ВВП не превышали 5%. За четверть века продолжительность жизни советских людей увеличилась на 26 лет, прирост населения составил 46 млн человек, и это, заметим, с учетом военных лет. Реальная заработная плата выросла в 4 раза, а вклады в сберкассах – в 5 раз. Именно в это время (1929-1955 гг.) создаются ракетные, ядерные войска, радиотехническая (электронная) промышленность.
Уже к 1953 году в СССР создается самое современное производство в мире. Достичь всего этого было бы невозможно без народно-хозяйственного планирования.
Послевоенную экономику двигал вперед не подневольный труд заключенных, как пытаются доказать некоторые прозападные историки, а материальный стимул, бережливое отношение к производству.
Каждую пятилетку вложения государства в экономику удваивались (!). В начале пятидесятых на сдельной оплате труда было занято более 70% рабочих. При выполнении плана директор получал в распоряжение премиальный фонд в размере 10%, при перевыполнении – 50%. «Бережливое производство» СССР высоко ценили в Японии, и многие процветающие компании его использовали.
В пятидесятые быстро росли объемы производства, усложнялись производственные взаимосвязи, а вместе с ними увеличивался поток информации. С огромным наплывом цифровых показателей нельзя было справиться с помощью обычных бухгалтерских счет и арифмометров. Центральный научно-исследовательский институт технического управления (ЦНИИТУ) в Минске под руководством Николая Ведуты предложил динамическую модель межотраслевого баланса (МОБ), отвечающую принципам экономической кибернетики. До сих пор – это единственная цифровая технология, которая позволяет конструировать развитие экономики в направлении роста общественного блага.
Именно система живого планирования экономики с обратной связью, созданная при Сталине, лежала в основе централизованного управления. Благодаря ей наша страна победила во Второй мировой войне, быстро восстановила экономику, достигла военного паритета с США.
«Сегодня кибернетический подход к планированию экономики заблокирован во всем мире. И это легко объяснимо, поскольку в мире рулит глобальная система финансового управления, – считает Елена Ведута, дочь прославленного кибернетика, профессор МГУ. – Все произведенные доходы и активы перераспределяются в пользу международной финансовой олигархии (МФО). Ей не нужна координация деятельности производителей для выхода на траекторию роста общественного блага».
Спасение человечества от катастрофы, ведущей человечество к цифровому колониализму с помощью искусственного интеллекта, как считает Ведута, должно прийти из России. Ведь только у нас в стране есть научные институты, обладающие динамической цифровой технологией конструирования будущего. Киберэкономика позволит ликвидировать корни коррупции и укрепить национальную валюту.
Наше государство с помощью автоматизированной системы управления экономикой, основанной на динамической модели МОБ, может одержать победу в условиях глобальной «нешуточной конкуренции идей, труда и капитала».
Переход к стратегическому планированию вовсе не означает отказ от рыночной экономики. Основы рыночных отношений никак не порушат разработка и реализация прогнозов, концепций, стратегий, программ и планов, если они «будут базироваться на основе современных методов анализа и моделирования с учетом оперативного выявления угроз национальной безопасности и рисков социально-экономического развития».
А все планы регионов сойдутся в единой цифровой аналитической платформе стратегического управления. Тогда «распилить» бюджетные деньги будет невозможно.
Чтобы состоялся возврат к плановой экономике в новом качестве, предстоит немало сделать: оптимизировать количество принимаемых документов, прежде всего на региональном и муниципальном уровнях, и четко увязать их с федеральными. Обеспечить согласованность стратегического планирования и бюджетного процесса, сосредоточив ресурсы на ключевых направлениях, повысить уровень информационно-аналитического обеспечения, усовершенствовать контроль и мониторинг. Словом, сделать все для того, чтобы государство могло быстро корректировать и донастраивать планы и программы в любой ситуации. Все эти задачи, обозначенные главой государства при обсуждении проекта Основ стратегического планирования, хорошо согласуются с системой живого, или кибернетического, планирования.
Юрий Алексеев