Состоявшиеся в Женеве переговоры делегации РФ с руководством таких международных влиятельных структур, как Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и Всемирная торговая организация (ВТО) в Абу-Даби и Самарканде, подтвердили, что они выступают за равноправие государств в общемировой торговле. И что попытки Запада экономически блокировать Россию с помощью односторонних санкций противоречат Уставу ООН и принципам свободной торговли, о приверженности которым заявляют сами же страны коллективного Запада.
Так, в ходе конференции стран-участниц ВТО в Абу-Даби, Максим Решетников, министр экономического развития РФ, заявил, что «…протекционистские меры (то есть антироссийские санкции. – Прим. А.Б.), принимаемые рядом государств под ложными оправданиями, подрывают многостороннюю торговлю и ограничивают экономические перспективы многих стран». Что, по мнению российского министра, «затрудняет равноправное участие так называемых подсанкционных стран в создании глобальных цепочек добавленной стоимости». Эти санкции нацелены на то, чтобы многие страны оставались, по словам М. Решетникова, сырьевыми придатками Запада. Поскольку добавленная стоимость в экспорте этих стран – это не сырьевые товары, а продукты переработки разнообразного сырья.
Об этом же было заявлено делегацией РФ в ходе встреч М. Решетникова и главы департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Владимира Серпикова с руководством ВТО и делегациями ряда стран-участниц форума.
С позицией России согласились делегации многих государств, и представители руководства ВТО. В связи с чем, запланировано выработать к концу года общую межгосударственную позицию по всем вопросам. В итоговой декларации конференции отмечено, что страны-члены ВТО «…едины в стремлении сохранить и усилить способности многосторонней торговой системы, придавать мощный импульс для решения современных вызовов в области торговли». Рекомендовано также упростить и ускорить процедуры по вступлению новых стран во Всемирную торговую организации.
Последнее особенно актуально для Белоруссии: все другие страны Евразийского союза уже в ВТО. Минску же западные переговорщики выдвигают политические условия, нацеленные на ограничение ее партнерства с Россией. Белорусская сторона, понятно, отвергает такие «предложения».
Что касается неправомерности западных санкций, этот вопрос должен решать Орган ВТО по разрешению споров. Однако на него оказывают сильное давление представители стран Запада, преобладающие в нем. Поэтому, по данным Евразийской экономической комиссии, «наиболее значимый вопрос повестки дня – преодоление кризиса Органа по разрешению споров ВТО – в ходе конференции так и не был решен». Было заявлено, что переговоры «о восстановлении к концу 2024 года эффективной работы системы разрешения споров в ВТО продолжатся в Женеве».
Запад намеренно препятствует работе Органа ВТО по разрешению торговых споров – фактически со времени создания ВТО в 1995 году, – поскольку объективная оценка западных санкций, вводимых против «строптивых» стран, неизбежно приведет к решению об отмене этих самых санкций. Что, конечно, не в интересах США и бывших колониальных держав Европы.
Между тем санкциям и другим торговым ограничениям со стороны Запада к настоящему времени подвергаются, не первый год, более 20-ти стран. Делается это с одной целью – чтобы замедлить темпы их экономического роста, развития несырьевого экспорта, снизить уровень жизни населения. Но до сих пор в рамках ВТО нет четких решений, противодействующих санкционной политике Запада. Оно и понятно, поскольку в Органе торговых споров «первую скрипку» играют представители западных стран. Пока играют…
Тем временем дальнейшее развитие экономических взаимосвязей между Россией и странами азиатско-тихоокеанского региона было поддержано в ходе встречи руководства ЭСКАТО с делегацией Евразийской экономической комиссии, состоявшейся в Самарканде. В этой структуре, ныне объединяющей свыше 40 государств, Россия (СССР) участвует с 1947 года – со времени ее создания.
Стороны планируют проработать новые маршруты и формы торговли в регионе, чтобы свести к минимуму зависимость международных торговых связей от санкций и других ограничений со стороны Запада. А также определить перечень товаров, не подлежащих санкционным препонам в торговле между странами-участницами ЭСКАТО. Прежде всего, это продовольствие, удобрения, медикаменты и медицинское оборудование, предметы домашнего быта.
Заметим, в этой связи, что в рамках российского «Разворота на Восток», доля стран этого региона во внешней торговле РФ к началу 2024 г. возросла почти до 35% – против, примерно, 15% к концу 2010-х. По экспертным прогнозам, этот показатель за 2024-26 гг. должен увеличиться, до 45%. В том числе, благодаря активному развитию торговых связей с Китаем, режиму свободной торговли РФ-ЕАЭС (торговли без пошлин и ограничений по взаимопоставкам) с Вьетнамом. Такой же торговый режим запланирован с 2025-26 гг. с Индонезией, Монголией, с Индией, Таиландом, Мьянмой, Камбоджей, Лаосом.
К тому же Россия с начала 2020-х гг. увеличивает поставки в страны региона жизненно необходимых товаров – продовольствия (зерновые, мясные, молочные продукты), удобрений, медикаментов.
Для нас же стратегически важно то, что все страны столь обширного региона отвергают санкции Запада против России (и Белоруссии), а совокупная доля рубля и их валют в торговых взаиморасчетах к маю с.г. превысила 60% – против 30% в начале 2020-х гг.
Все это говорит о том, что усиливающееся санкционное давление Запада на Россию уже встречает отпор не только со стороны отдельных стран, но и авторитетных международных организаций.
Алексей Балиев