Русские Вести

ГМО заполоняют Европу


Натуральное российское зерно имеет хорошие перспективы на рынке ЕС.

Название одной из самых ненавистных защитникам окружающей среды компаний – Monsanto – скоро исчезнет из обихода. На имени этой многоотраслевой транснациональной компании пробы негде ставить: это она подсадила мир на генетически модифицированные кукурузу, сою, хлопок; ДДТ, способный накапливаться в организме животных и человека; самый распространённый в мире гербицид глифосат, от которого бьется в истерике Европа; «изобрела» мячиком подпрыгивающую при падении на пол клубнику.

Теперь Monsanto решила смыть со своего имени все пятна позора, а «губкой» послужит одна из самых известных компаний, первой в Европе выпустившая аспирин (и героин тоже), немецкая Bayer AG. Купив американскую Monsanto за 60 миллиардов долларов, немцы первым делом избавляются от ставшего сакраментальным названия компании, известной еще и тем, что она производит химическое оружие, боевые отравляющие вещества и химические элементы боевых частей ядерных боеприпасов.

Американские фермеры узнали о том, что Bayer получил добро на покупку в министерстве юстиции США, очень забеспокоились, потому что обещанные объединенной компанией 16 миллиардов долларов на новые исследования и инновационное развитие за минувший год согласований в американских и европейских ведомствах съежились до 500 миллионов. Об этом, в частности, пишет Business Insider. Кроме того, как подсчитали в бизнес-сети американских фермеров (Farmers Business Network), семена и гербициды бывшей Monsanto, без которых американским фермерам уже не обойтись, будут расти в цене вместе с ростом доминирования Bayer на рынке: история не знает примеров того, чтобы, отхватив львиную долю рынка, производитель сбавил цены. Он всегда поступает с точностью до наоборот.

Договариваясь о сделке, обе компании объяснили это тем, что к 2050 году население Земли перевалит за 10 миллиардов, а потребность в продуктах питания удвоится. И что вместе – они смогут многократно увеличить инвестиции в инновации, что само по себе должно, казалось бы, вызывать оптимизм. «Однако нет компаний в этой отрасли, нуждающейся в такой сделке для инноваций, – утверждает Business Insider. – Такое укрупнение только головная боль для фермеров под управлением Трампа».

Но и с другой стороны Атлантики «головная боль» становится всё чувствительней.

Какие «боевые отравляющие вещества» будет подавать теперь на стол европейцам это сверхгигантское предприятие со 115 тысячами работников и 45 миллиардами долларов дохода в год, генно-модифицирующее наше будущее теперь под новым именем Bayer? – беспокоится германское издание The Local.

И далее пишет: «Мы не можем позволить гигантской компании получить контроль над всей продовольственной системой». Мартовская петиция «Друзей Европы» (Friends of the Earth Europe), направленная в Еврокомиссию с требованием запретить это «слияние с адом», собрала более миллиона подписей. Даже с учетом того, что Bayer, затеяв сделку, пообещал не вводить в употребление генетически модифицированные культуры в Европе, подумайте сами, куда он станет сплавлять это унаследованное вместе с глифосатом добро?

Любопытно, что за явлением на свет этого монстра на европейском рынке продовольствия маячит фигура президента США Трампа. Это у него первого получили благословение владельцы обеих компаний, обещавшие вложить в инновации 16 миллиардов долларов. А Трамп, конечно, за инновации. Вслед за ним «за инновации» проголосовал и Евросоюз, так что дорожка изначально была хорошо расчищена для сделки, и уже в ближайшие недели суперкомпания получит лицензию, а с нею и возможность доминирования на евро-атлантическом рынке продовольствия.

«Браком, заключенном в аду» назвала это слияние британская The Guardian. Что с того, что этот «брак» несет с собой многомиллиардную прибыль? Европейцам, да и не только им, теперь придется смириться с тем, что супер-Bayer через свои дочерние предприятия и исследовательские центры получит возможность если не прямо, то косвенно влиять на каждого европейского покупателя и – уж точно – на большинство фермеров Великобритании, Евросоюза и США. Он будет контролировать 60 процентов мировых поставок патентованных семян, 70 процентов удобрений и пестицидов для выращивания продуктов питания, и осуществлять большинство мировых генетических исследований.

Но самое болезненное: он сможет диктовать, что и как будут выращивать фермеры, и какой они должны будут получить урожай. Вы считаете, что при этом компания не станет заказывать музыку цен или начнет выращивать натуральную клубнику и семена органического происхождения?

Увы и ах! – те, кто пытается вернуть нам натуральные пищевые продукты, вынуждены скрывать географию своих не обезображенных полей и ферм от троицы мировых лидеров поставок генно-модифицированных семян и пестицидов к ним: Monsanto, американская Dow-DuPont и китайская Chem China-Syngenta.

Яркий тому пример приводит та же The Guardian: индийская Debal Deb выращивает уже забытые в мире зерновые культуры, раздавая семена фермерам бесплатно. Сейчас компания выращивает на семена более тысячи трехсот (!) традиционных сортов индийского «народного» риса в Западной Бенгалии. Эти семена получат более 7 тысяч фермеров в шести индийских штатах. И это не в пику разного рода «монсантам», насаждающим генно-модифицированные монокультуры по всему миру, а из стремления вернуть природное разнообразие и органическую безопасность на столы миллионов людей. Ведь постоянно отбирая и скрещивая естественным образом растения и обмениваясь затем их семенами, фермеры Debal Deb выращивают множество сортов риса, различных по вкусу, аромату, цвету, лечебным свойствам, устойчивости к вредителям и болезням, засухе или подтоплению. Они богаче микроэлементами и питательными веществами – железом, цинком, магнием, омегой 3 и рибофлавином, – чем любые искусственные злаки.

Банк семян этой компании – один из последних действующих депозитариев сотен сортов индийского риса, и никакие генные модификации и другая «инженерия» Monsanto, Dow-DuPont или Chem China-Syngenta не способны сделать большего для сохранения здоровья человека.

И если сорок лет назад мы приветствовали достижения и возможности, которые открывались перед миром благодаря ученым-аграриям и трансформации земледелия в промышленное производство продуктов питания, то сегодня обещанные ими здоровье, безопасность и изобилие остаются фикцией, а загрязнение окружающей среды и стремительное сокращение биоразнообразия в производстве продуктов питания – реальным фактом.

Что добавит к нему конгломерат Monsanto и Bayer нетрудно предугадать: крупные корпорации сами диктуют правила, а не следуют правилам «чужим». А Брюссель, выдавая лицензию Bayer, уже показал свою способность глубоко прогнуться.

Есть только одно, но многообещающее для России обстоятельство в рождении «трехголовой» монополии генно-модификаторов: двери на рынок ЕС перед натуральным российским зерном будут открываться все шире.

Елена Пустовойтова

Источник: www.stoletie.ru