Академик Сергей Глазьев и его партнеры по Столыпинскому клубу одержали первую, но концептуальную победу.
В стране будет произведена дополнительная эмиссия денег для прямого целевого финансирования реального сектора отечественной экономики. Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина признала правоту Глазьева о необходимости этого шага. Банк России предпочитает денежную эмиссию расходованию золотовалютных резервов для финансирования дефицита федерального бюджета.
Как отметила Эльвира Набиуллина, Центробанк считает эмиссию оправданной в текущих условиях. "Так как наша экономика находится в условиях повышенной внешней турбулентности, то, чтобы обеспечить финансовую стабильность, нам нельзя уменьшать золотовалютные резервы и по мере возможности, нужно их даже увеличивать".
То есть, то, о чем неоднократно говорил, в т.ч. и здесь, на телеканале +Царьград+, академик Глазьев, наконец-то дошло до руководства Банка России. Чиновники ЦБ признали тупиковость политики, которую они проводили все последние годы вместе с Минфином. Их политика заключалась в «проедании» золотовалютных резервов, в накачивании излишней ликвидностью банковского сектора, где фактически уже раздулся «финансовый пузырь», потому что банки не кредитуют реальное производство. Более того, ставки по кредитам настолько высоки, что предприятия не могут получить необходимые заемные длинные денежные средства. Практически у всех российских предприятий огромный дефицит с оборотными средствами! Кредитная эмиссия – вариант развязки того кризиса, который в экономике рукотворно создали чиновники правительства и Центробанка. Тем более, этот вариант уже неоднократно опробовали и добились положительного результата ведущие экономики мира.
Сергей Глазьев:
"Все современные экономики мира создают деньги для кредитования роста производства. Классический пример, который для нас очень поучительный был бы: это пример восстановления послевоенной Европы. Некоторые думают, что это американцы «планом Маршалла» сделали экономическое чудо. « План Маршалла» - это, от силы, 5% этого экономического чуда для торговли между европейскими странами в условиях валютных ограничений. А главный источник восстановления и роста Европы после войны, это банальная кредитная эмиссия. Центральные банки Германии, Франции и других государств, которые лежали в руинах, кредитовали коммерческие банки под векселя производственных предприятий, таким образом кредит шел, деньги создавались под обязательства предприятий по наращиванию производства. Схема, кстати, близкая к китайской современной, где деньги создаются под обязательства предприятий наращивать производство, модернизировать его, выпускать новую продукцию. Более примитивный вариант, который сегодня реализует современная Европа, США и отчасти Япония, это эмиссия денег под долги государства, под финансирование дефицита бюджета. Практически вся эмиссия долларов, которая выросла в три раза за последние 8 лет, идет на покупку облигаций казначейства американского. Когда американцы планируют свою денежную эмиссию ФРС, первое, с чего они начинают, это оценивают потребность бюджета в новых займах, в том числе для обслуживания старых долгов. И эта цифра ФРС известна, которая печатает доллары. И это две стороны одной медали: законодатель обязует ФРС США эмитировать деньги исключительно под государственные обязательства"
Важен еще один аспект. Сторонников «плана Глазьева» неоднократно критиковали за то, что они предлагают «запустить печатный станок», дескать, это приведет к резкому всплеску инфляции. Такой дилетантский подход присущ не только обывателям, но и чиновникам правительства, т.н. «либеральным» экономистам. Вся эта скудоумная гвардия не учитывает один серьезный момент - проводимая эмиссия обеспечена активами Минфина, которые переводятся в активы ЦБ. Для того, чтобы избежать инфляционного влияния, государство абсорбирует избыточную ликвидность. Поэтому здесь нет прямого влияния на инфляцию, и сомнений в обеспеченности такой эмиссии тоже нет.
Глава российского Центробанка признала, что академик Глазьев прав. Это серьезная, концептуальная победа, но расслабляться после слов Набиуллиной не стоит, потому что министр финансов, который уже фактически секвестировал все расходы федерального бюджета на 10% в этом году, выступает категорически против предложения теперь уже Глазьева и Набиуллиной. Силуанов считает, что надо «проедать» резервы, которые были накоплены в «тучные годы». Он намерен в этом году «проесть» более 2 триллионов рублей. Минфин не хочет думать, чиновники этого ведомства желают только изымать резервы, но не создавать стимулы для экономического роста. Если осуществится план Силуанова, то к концу года российские резервы составят всего один триллион рублей. Это «копейки»! Если внешняя конъюнктура на наши традиционные экспортные товары вновь ухудшится, а внутреннее производство и рост реальных доходов населения не будут запущены, то российской экономике, а значит, и каждому из нас грозит новый виток полномасштабного кризиса. Глазьев одержал первую победу над Центробанком, осталось ликвидировать противодействие со стороны Минфина и правительства в целом.
Юрий Пронько