Если кто-то вдруг решил, что после «Прямой линии» правительство вдруг откажется от запланированного налогового маневра, то он сильно ошибся. Вместо пересмотра политики там решили немного «смягчить» повышение цен на топливо для населения и заставить бунтовать теперь дорожников. Минфин подготовил законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Об этом сообщили СМИ. Проект как бы направлен на смягчение повышения цен, которое, как предполагается, для бензина и дизельного топлива будет не выше 1% в год. Впрочем, в это с большим трудом верят и в нефтяных компаниях и экономисты. Да и другие нефтепродукты, например, мазут и битум, могут подорожать в полтора и более раза.
Законопроект будет обсуждаться 14 июня, на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, а через неделю — на заседании правительства, после чего его должны внести в Госдуму. Собственно, никто и не думает скрывать, что маневр заключается в поэтапном снижении в течении 2019–2024 годов экспортных пошлин до нуля с одновременным повышением нефтяного НДПИ. В итоге экспорт нефти и нефтепродуктов станет более выгодным, а внутренние цены на них, а также на нефть для переработки -- вырастут.
А чтобы внутренние цены не росли слишком быстро, крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз, критерием которого будет производство товарного бензина пятого класса: заводам, у которых на него приходится более 10% первичной переработки, положен отрицательный акциз из расчета примерно три тысячи рублей на тонну перерабатываемого сырья при нынешнем курсе рубля.
Как пишут РИА Новости, заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз только для бензина исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает четыре миллиона тонн сырья, но производит только 300 тысяч тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в три миллиона тонн. НПЗ, которые не производят товарный бензин, вообще не получат акциз. Это, в частности, завод "Новатэка" в Усть-Луге и Марийский НПЗ группы New Stream Дмитрия Мазурова. Отрицательный акциз дополнят так называемым плавающим акцизом, который должен частично защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и курса рубля. Если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учетом пошлины и затрат на транспортировку по Argus) превышает биржевую цену бензина или дизтоплива, то бюджет возвращает НПЗ половину разницы. Примечательно, что сразу оговорено — если мировая цена будет ниже внутренней, то обратно никто ничего возвращать не будет.
Акцизы будут рассчитывать по предыдущему месяцу. Это вдвое сократит влияние колебаний цен на нефть или курса рубля на внутренние цены. В результате налогового маневра ожидается рост оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 рублей на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 рубля на литр). Это должно принести в бюджет порядка 1,6 трлн рублей.
То есть мы имеем не отказ от чуть не обрушившей рынок бензина практики привязки мировых цен на нефть к внутреннему рынку, а его вариант «лайт» с некоторыми смягчениями для населения. Первыми от очередной «чудесной» инициативы нашего правительства по привязке внутреннего рынка к мировым ценам на топливо тревогу забили экономисты. Аналитик Андрей Гордеев выразил уверенность, что цены на бензин будут продолжать расти. «Проект, который сейчас обсуждается, подразумевает, что налоговая нагрузка на нефтяные компании возрастет, а те, в свою очередь переложат ее на потребителей. Цены, скорее всего, будут расти еще большими темпами, чем это предполагается, к тому же вряд ли учитывается еще инфляционная составляющая, хоть и не очень высокая, но тем не менее. Может, удастся сгладить колебания цен, которые будут на мировых рынках, но мы не уйдем от этой зависимости», - сказал он в эфире НСН.
Подобное мнение высказывали и сами производители. Ранее в пресс-службе «Роснефти» заявляли, что предусмотренная налоговым маневром «отмена к 2024 году экспортных пошлин будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза». Представители независимых АЗС вообще назвали цифру в 100 рублей.
Впрочем, Козак на совещании заявил, что повышение цен на бензин до 100 руб. за литр невозможен. «Это невозможно. Это исключено, у правительства достаточно инструментов для того, чтобы урегулировать эту ситуацию и не допустить резкого роста цен на моторное топливо», — сообщил он. Однако и в пределы, которые он обозначил сам (30 коп.) он вряд ли верит сам.
Что еще обидней, так это то, что даже не скрывается — если цены на нефть внезапно рухнут, то выживать нефтяные гиганты и Минфин будут снова за счет нас, продолжив поднимать цену для покрытия убытков и сохранения рентабельности, как это было в прошлые разы.
Впрочем, если цены на бензин еще не определены, то со смежными продуктами уже все ясно. По оптимистическим прогнозам, рост цен на другие нефтепродукты должен быть гораздо больше — не менее чем на 50% на битум и мазут, а также существенно — на авиакеросин и судовое топливо. Притом, если мазут используют все меньше, то битум — это основа дорожного строительства, а у нас и так строительство километра дорог обходится дороже, чем в Европе. В итоге очень быстро взбунтуются уже дорожники, у которых заложены сметы без подорожания. Да и увеличение цены на авиатопливо, а значит и на билеты на самолеты, резко обнулит обещанные Президентом льготы для того же Дальнего Востока. Более того, о бунте дорожников и удорожании билетов правительству известно, но это мелочь по сравнению с наполнением бюджета для валютных спекуляций. Напомним, правительство РФ проводит рекордный объем закупки долларов — с 7 июня по 5 июля РФ закупит зеленых бумажек почти в 400 млрд рублей, дабы в конце года сыграть на курсах валют. И им для этого нужно много денег, которые им принесет нефть, даже в убыток авиаторам и дорожникам, не говоря о населении. И это собственно все, что нужно знать о целях «нашего» Минфина. Хотя нет, на завтра анонсировано рассмотрение законопроекта о повышении пенсионного возраста и есть ощущение, что бензин мы быстро забудем.