Финансовая система Евросоюза оказалась колоссом на глиняных ногах. «Евро оказался в ловушке между дьявольской ФРС и бушующими политическими волнами», – пишет Bloomberg.
«Евро сталкивается с внезапно ухудшающейся политической ситуацией, которая обычно приводит к тому, что инвесторы сбрасывают валюту. Но картина омрачается все более трудночитаемым прогнозом мировых процентных ставок. Пока что чистый результат оставляет единую валюту немного ниже на прошлой неделе... Поскольку евро оказался в ловушке между более низкой доходностью казначейских облигаций после более слабых, чем ожидалось, майских отчетов по инфляции в США и последствий успехов крайне правых партий на выборах в Европейский союз, трейдерам рекомендуется делать ставки за или против него, используя валютные пары, отличные от доллара», – отмечает агентство.
Рекомендация трейдерам торговать так называемыми второстепенными валютными парами, то есть не включающими доллар США, означает, что автор статьи, аналитик по европейским рынкам Маркус Эшворт, который ранее был главным рыночным стратегом Haitong Securities в Лондоне, уверен, что евро в обозримой перспективе будет падать по отношению к доллару.
Заметим, что курс евро по отношению к доллару США резко обвалился сразу же после оглашения результатов выборов в Европарламент.
«Падающего – подтолкни», похоже, подумал один из главных неудачников этих выборов Эмманюэль Макрон и назначил досрочные парламентские выборы в Пятой республике, после чего евро стал падать «стремительным домкратом».
«Результаты парламентских выборов ЕС приобрели новое измерение на прошлой неделе после того, как президент Франции Эммаюэль Макрон объявил досрочные выборы. Перспектива крайне правого премьер-министра, чья приверженность проекту евро может быть неполной, побудила инвесторов отказаться от французских активов. Фрексит внезапно стал серьезной проблемой, и финансовые рынки избегают политической нестабильности», – указал Маркус Эшворт.
Агентство Moody's Investors Service, оценивая ситуацию во Франции, заявило, что «потенциальная политическая нестабильность представляет собой кредитный риск, учитывая сложную финансовую ситуацию, которую унаследует следующее правительство».
Опрошенные Bloomberg банковские аналитики еще в апреле спрогнозировали ослабление европейской валюты и допустили снижение курса евро вплоть до достижения паритета в паре с долларом. Снижение может произойти на фоне расхождений в монетарной политике ФРС и ЕЦБ. По мнению экспертов, если европейский регулятор приступит к смягчению денежно-кредитной политики раньше американского, это может спровоцировать снижение курса евро.
Так и произошло. Стремясь поддержать чахнущую европейскую экономику, Кристина Лагард 6 июня, в день выборов в европарламент, исход которых, заметим, был априори ясен, снизила три ключевые процентные ставки на 25 базисных пунктов. Базовая ставка по кредитам теперь составляет 4,25%, по депозитам – 3,75%, по маржинальным кредитам – 4,5%, следует из сообщения на сайте регулятора.
ФРС по итогам двухдневного заседания 11–12 июня оставила учетную ставку на уровне 5,25–5,5% годовых. ФРС удерживает ставку на этом уровне с июля 2023 года. В пресс-релизе по итогам заседания ФРС отметила, что экономическая активность продолжает расти уверенными темпами. Рост рабочих мест остается сильным, а уровень безработицы – низким. На тот факт, что относительная стабильность американской экономики по отношению к европейской достигнута в немалой степени за счет бегства капиталов из Европы в США, в отчете ФРС наложена фигура умолчания.
В тот же день, 6 июня, курс евро просто обвалился.
«Доллар пройдет через паритет, как горячий нож сквозь масло», если ФРС будет удерживать ставки, а ЕЦБ – смягчать, еще в апреле предупреждал Мориц Кремер, главный экономист Landesbank Baden-Wuerttemberg. Немецкий банк прогнозирует падение евро до 1,01 доллара в 2025 году – это самый медвежий прогноз из всех, собранных Bloomberg.
Валютный стратег Bloomberg Intelligence Одри Чайлд-Фриман предполагает, что «медвежий прогноз по евро лучше выражен по отношению либо к швейцарскому франку, либо к британскому фунту». Если единая европейская валюта падает по отношению к валютам европейских стран, не входящих в Евросоюз, даже сильней, чем к доллару США, то это плохой знак для перспектив еврозоны.
Статус мировой резервной валюты евро также находится под угрозой, как подчеркивается в отчете ЕЦБ, опубликованном в среду. Иностранные центральные банки сократили свои запасы в евро более чем на 100 миллиардов евро в прошлом году, снизив свою глобальную долю до трехлетнего минимума в 20%. И Япония, и Швейцария ликвидировали валютные резервы, чтобы защитить свои валюты.
Статус мировой резервной валюты евро также находится под угрозой, как подчеркивается в последнем отчете ЕЦБ. Упадок еврозоны был ожидаем, и иностранные центральные банки сократили свои запасы в евро более чем на 100 миллиардов евро в прошлом году, снизив свою глобальную долю до трехлетнего минимума в 20%. Япония и Швейцария ликвидировали резервы евро, чтобы защитить свои валюты. Центральные банки многих развивающихся стран диверсифицируют свои резервы и избавляются от евровалюты.
«Бегство в безопасность трясет европейские банки, евро и французские облигации, – пишет The Wall Street Journal. – Инвесторы сбросили европейские акции [компаний] и скупили более безопасные государственные облигации, поскольку политические потрясения во Франции усилили опасения по поводу сплоченности Европейского союза». «Налицо стремление к безопасности», – сказал WSJ Карстен Бжески, главный экономист еврозоны и глобальный руководитель отдела макроэкономических исследований голландского банка ING, добавив, что «много нервозности».
Победа правых сил на выборах в Европарламент, политическая истерика Макрона и прагматизм ФРС США, где относятся к проблемам еврозоны по принципу «падающего подтолкни», – это три источника и три составные части обвала финансовой системы Евросоюза, которая оказалась колоссом на глиняных ногах.
Еще одна причина кризиса еврозоны, причем, возможно, ключевая – бегство европейского капитала в США.
Из Евросоюза в другие страны, в основном в США, ежегодно выводятся €300 млрд, заявила в апреле 2024 года глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен.
«Это те средства, которых нам не хватает для развития наших компаний в Европейском союзе. Это связано с фрагментацией наших рынков капитала и финансовой системы», – сказала фон дер Ляйен.
Глава ЕК напомнила о словах председателя Европейского центрального банка Кристин Лагард, что «компании в ЕС могут привлечь дополнительный раунд финансирования в размере около €470 млрд в год», если Евросоюз завершит создание Союза рынков капитала ЕС (Capital markets union, CMU), проект по интеграции фондовых рынков 27 стран – членов ЕС. Цели инициативы, запущенной в 2015 году, – создание «более инклюзивной» и устойчивой экономики и финансовой системы и укрепление конкурентоспособности ЕС.
Реализация этого проекта могла бы остановить бегство капитала из Европы в Америку и укрепить экономику Евросоюза, что коренным образом противоречит интересам США, целенаправленно ослабляющих ЕС как своего единственного цивилизационного конкурента.
Мощнейшим стимулом для исхода еврокапитала в Америку стал принятый, как мы писали, 16 августа 2022 года Джо Байденом «Закон об инфляции», который побудил европейцев говорить о начале экономической войны США и Евросоюза.
«Европа и США стоят на пороге экономической войны, которую вряд ли удастся предотвратить, – написал тогда немецкий деловой портал WirtschaftsWoche. – Закон Байдена о снижении инфляции субсидирует работающие в США фирмы. Это вызвало критику ЕС, не согласного на то, чтобы его компании уходили в Америку».
Единая валюта Евросоюза утопает в поднятых политическими войнами волнах. Европейский капитал постепенно перетекает из Европы в Соединённые Штаты Америки, а с ним и промышленность, и рабочие места. Америка возрождает свою экономику за счет сильнейших стран Евросоюза, которые стали финансовыми донорами Вашингтона.
Автор: ВЛАДИМИР ПРОХВАТИЛОВ