Русские Вести

Энергетика меняет экономику


На форуме «Российская энергетическая неделя» речь шла о том, как без особых потерь подготовиться к энергетическому переходу, чтобы не сорвать выполнение планов и задач, обозначенных в обновленной стратегии социально-экономического развития страны до 2050 года.

Основополагающий документ подкорректируют с учетом нового направления климатической политики ЕС по достижению углеродной нейтральности. При этом, как заявил заместитель министра экономического развития Илья Торосов, план развития составят таким образом, чтобы «экономика страны росла устойчиво, с высоким темпом роста выше среднемировых» и чтобы помешать в этом не могли никакие изменения платежного баланса, экспорта, мирового энергобаланса.

В Минэкономразвития подсчитали, что, если ничего не менять в структуре экспорта, то пострадают не только крупные поставщики сырья за рубеж, но и вся наша экономика. У российского экспорта в страны ЕС самая низкая доля промышленных товаров (20%) и самая высокая – топливно-минеральных ресурсов (70%).

Уже через два года трансграничный углеводородный налог на экспорт металлов, цемента, удобрений и электроэнергии в страны ЕС составит 7,6 млрд евро в год. Причем эти деньги пойдут на поддержку экономики Евросоюза, что и заставляет Россию активно включиться в процесс декарбонизации и постепенно замещать угольную и мазутную энергетику на более чистые виды топлива.

Придать устойчивость российской экономике в новых условиях должно сокращение потребления угля и резкое повышение доли атомной энергетики. Но это вовсе не значит, что мы готовы в угоду амбиций Евросоюза порушить целые отрасли и закрыть сырьевые предприятия, на которых задействованы тысячи рабочих.

И хотя оплачивать сертификаты (или ввозную пошлину) будут не те, кто продает металл, углеводородное сырье, а те, кто их покупает, нашим экспортерам от этого не легче. Их товары с учетом издержек покупателей могут не выдержать конкуренции. К тому же, крупные экспортеры (Северсталь, Новоли́пецкий металлурги́ческий комбинат, Уралкалий и другие) имеют собственных трейдеров за рубежом, а значит углеродный налог в первую очередь ударит по ним и скажется на прибыли предприятий.

Нам не выгодно терять европейский рынок. За первый квартал этого года по экспорту товаров в страны ЕС Россия занимает третье место (после Китая и США). Основу нашей торговли с Западом составляет энергоемкая продукция (алюминий, сталь, электроэнергия, цемент, удобрения, трубы).

Компенсировать издержки европейских покупателей сырьевым экспортерам очень накладно. Россия готова активно включиться в процесс декарбонизации.

Развитие альтернативных видов энергии в нашей стране никто не отрицает, но радикальное снижение углеродного следа должны обеспечить не ветряки и солнечные батареи, а новая атомная энергетика, углеродный след которой ниже, чем у электростанций, преобразующих солнечную энергию.

Российский опыт развития новаторских атомных технологий может пригодиться во всем мире. На строительство в России первых безопасных маломощных АЭС на первых порах хотят направить 80 миллиардов рублей. Потом Росатом начнет снабжать ими весь мир.

С переходом на новые виды энергии придется поспешить. До введения углеродного налога остается менее пяти лет, но сжатые сроки не застанут нашу страну врасплох. Правительство уже начало готовить экономику к энергетическому переходу. Воплощение в жизнь крупных инфраструктурных проектов, строительство безопасных электростанций на основе новейших технологий позволит не только снизить издержки для российских компаний, поставляющих свои товары в страны ЕС, но и обеспечить устойчивое развитие страны. Плавный «зеленый» переход на более экологичные источники энергии потребует примерно 3,2 трлн руб. в год и продлится 28 лет.

И хотя, по прогнозам бывшего министра экономического развития Германа Грефа, достижение мировой углеродной нейтральности к 2050 году может привести к потере энергетического экспорта России на $192 млрд, никакой трагедии, судя по всему, не произойдет.

Полностью отказываться от традиционного углеводородного сырья, на которое сохраняется большой спрос в мире, мы не намерены. Экономики США, Евросоюза, КНР, зависящие от наших энергоресурсов, будут завязаны на использовании нефти и газа в течение ближайших 30–40 лет.

А другие страны вряд ли перейдут на зеленую энергетику и через сто лет. Ведь для этого надо будет перестраивать всю промышленность, создавать новое энергоемкое оборудование.

В обзоре Международного энергетического агентства (МЭА) одним из крупнейших оптовых покупателей российских нефти, газа и угля на ближайшие 20 лет называют Индию. Если учесть, что запасы энергоресурсов в России носят неограниченный, планетарный характер, как заявил президент России на энергетическом форуме, то их хватит и на обеспечение индустриализации Индии, и на то, чтобы обогреть Европу.

Один только российский проект «Восток Ойл», который объединит разработку крупнейших арктических месторождений, совокупный потенциал которых оценивается в 5-6,2 миллиарда тонн нефти, вскружил головы многим крупным иностранным инвесторам. Арктическая нефть особенно привлекательна, потому что относится к категории «сладкой», с низким содержанием серы. Это позволит добытчикам сэкономить на специальных очистных установках при нефтепереработке.

При полной утилизации попутного нефтяного газа и без того невысокий «углеродный след» может быть на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире. Газ, который раньше сжигали в воздухе при добыче нефти, будет использоваться при генерации электроэнергии, необходимой для работы арктического кластера.

Мы можем показать Европе необычайно высокую экологическую эффективность проекта, о которой они так пекутся, потому что добываемая нефть будет «зеленой». По планам развития страны первая нефть из Енисейского нефтяного бассейна должна заполнить танкеры в 2024 году.

Для ее вывоза построят порт на полуострове Таймыр, а доставка пойдет по Северному морскому пути.

Арктический регион уже сегодня превращается в амбициозный международный энергетический проект, в котором будут задействованы более 400 тысяч человек. Для них построят рабочие поселки и современные города.

Сохранится спрос и на российский уголь. Да, европейцы закрывают у себя угольные электростанции, но Китай от них не отказывается, а модернизирует и готов покупать наш уголь. В ближайшее время поставки российского угля по проекту «Восточный полигон», в рамках которого расширяется БАМ и Транссиб, должны увеличиться со 100 до 200 млн. тонн в год.

В то же время, повторим, от перехода к низкоуглеродной энергетике мы не отказываемся. Дальние планы социально-экономическое развития страны до 2050 года предполагают постепенное сокращение использования традиционных видов топлива: нефти, газа, угля. Техническое перевооружение потребует быстроты принятия решений, под которые потребуется срочное выделение средств. Брать деньги под высокий процент в банках никто не будет. Для финансового обеспечения проектов, заявленных в стратегии, монетарный подход не подойдет.

Правительство подготовило законопроект, создающий правовую базу для изменений в финансовой политике государства. Если его примут, то премьер-министр получит право напрямую, без внесения изменений в Закон о федеральном бюджете управлять финансовыми ресурсами, в том числе и средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ). Документ ограничивает роль распорядителя бюджетных денег Минфина, от решений которого зависит судьба всех государственных программ и проектов.

Согласно законопроекту средства федерального бюджета, которые не были использованы в отчетном году, должны будут не зависать в воздухе, а переводиться в правительственный резервный фонд переходящих остатков.

И еще одно не менее важное нововведение: снимаются ограничения по стоимости объектов, которым Кабмин может предоставлять субсидии на капитальные вложения напрямую, минуя систему согласования с финансовым ведомством.

Новыми подходами премьера Мишустина, понятно, недовольны банкиры, которым ограничили доступ к региональным финансам и операциям на валютной бирже, представители бизнеса, привыкшие хорошо зарабатывать на посредническо-спекулятивных операциях.

За первое полугодие 2021 года их совокупные доходы резко сократились. Угрозу своим интересам в действиях правительства усмотрели и системные либералы, которым не нравится усиление роли государства в рыночной экономике.

Скорее всего, предстоящий год станет временем испытания правительства Михаила Мишустина на прочность. От того, удастся ли ему перезапустить экономику на качественно ином уровне, будет зависеть не только реализация конкретных проектов, но и окончательный выбор экономической модели развития страны.

Если правительство сумеет исполнить намеченное, добиться роста ВВП и поднять уровень жизни граждан, либералам придется уступить место государственникам или изменить своим монетаристским взглядам, работать на благо своей страны.

Юрий Алексеев

Источник: www.stoletie.ru