Исландия отказалась платить мировым кредиторам, отправила правительство в отставку и национализировала природные ресурсы.
В последнее время все чаще обсуждается "исландский феномен" - якобы в этой стране произошла тихая экономическая революция народа против мировой финансовой олигархии. Началось все с того, что в начале 2000-х гг. в Исландии наблюдался стремительный рост экономики, страну холмов называли новым экономическим чудом Европы. Но уже по итогам кризиса 2008 г. Исландия вдруг стала банкротом. Внешний долг исландских банков составил €3,5 миллиардов - это в 10 раз превысило ВВП страны, крона потеряла 85% стоимости по отношению к евро. Исландцы не хотели платить по долгам банков, вышли на улицы, начались протесты, беспорядки, в конце концов, вынудили правительство уйти в отставку.
В марте 2010 г. был проведен референдум, исландцы решили не возвращать средства иностранным кредиторам – Великобритании и Нидерландам - и отдать под суд финансистов, которые не успели сбежать из страны. Жители даже переписали конституцию, и, согласно новому проекту, природные ресурсы острова находятся исключительно в общественной собственности.
И вот финальный аккорд - в конце октября 2015 г. Верховный суд Исландии осудил 26 банкиров и чиновников за преступления, совершенные накануне финансового краха 2008 г., причем это не рядовые сотрудники банков, а именно топ-менеджмент. Как Великобритания "простила" долги исландскому народу, и может ли любая другая страна, в том числе и Россия, попавшая по вине "экономических убийц" в рабство к "хозяевам денег", воспользоваться исландским прецедентом, мы спросили у постоянного эксперта Накануне.RU - профессора МГИМО, публициста и известного экономиста Валентина Катасонова, он считает, что не все так просто в этой "экономической революции".
Вопрос: Валентин Юрьевич, интересная история произошла в Исландии, и очень скупо мировые СМИ ее освещают. Можно сказать, там экономическая революция. Что думаете о феноменальной победе исландского народа над мировым капиталом?
Валентин Катасонов: С моей точки зрения, это какой-то спектакль, организованный мировыми ростовщиками. Я бы так сказал, что это некая такая заготовка – создание прецедента на случай, который может произойти в будущем. Потому что вторая волна финансового кризиса приведет к тому, что не хватит денег в Центральных банках и в казначействах, а о том, чтобы спасать еще и те банки, которые они называют "too big to fail","too big to die", речи не пойдет, более того, сейчас в американском конгрессе проходит законопроект, который называется "too big to fail, too big to live" - банки, которые, слишком велики, чтобы жить. Речь идет о том, чтобы, может быть, провести разукрупнение банков, чтобы отдельно взятый банк не наносил такой сильный удар по экономике.
Что произошло в Исландии. В Исландии произошло следующее – в 2008 г. первая волна финансового кризиса из Америки пошла именно в Европу. Исландия была первой линией обороны, и она задела эти самые исландские банки, надо было действовать быстро. Тогда было принято решение о том, что такие банки банкротятся, при этом государство не берет на себя обязательство по погашению долгов этих банков, это были де-факто оффшорные банки, а клиентами этих банков были физические или юридические лица, прежде всего, из Англии, европейских и неевропейских стран. С точки зрения того, что маленький исландский народ победил мировых банкиров, это немножко смешно звучит, тем более, что я изучал отдельные фигуры, которые участвовали в том спектакле. Это люди, связанные не с народом, а с банковским миром. Я даже написал статью, которая называется "Революция под диктовку мировых банкиров". В принципе, в Исландию было достаточно высадить один батальон для того, чтобы все эти шествия прекратить. Этого не было сделано. В других странах при гораздо более скромных поводах высаживались не только батальоны, но и целые армии. А здесь собственно говоря, все прошло тихо и мирно, никто особенно не давил на Исландию, видимо, это было нужно хозяевам денег для создания прецедента.
Вопрос: А что по поводу банкиров - все же отдали под суд топ-менеджеров, прецедент?
Валентин Катасонов: Я в курсе, это действительно какой-то прецедент, который вошел в разряд аномалий современного капитализма, потому что в той же Америке за последние годы, с момента начала финансового кризиса 2007 г., за решеткой не оказалось ни одного банкира с Уолл-Стрит. Ни одного. Я специально этот вопрос изучал. Конгрессмены в США пытались ставить вопрос об уголовной ответственности банкиров с Уолл-Стрит, но с их голов не упал ни один волос. А вот в Исландии, видимо, решили создать такой прецедент. Но события в Исландии вообще не афишируются, даже среди специалистов не все знают о том, что была проведена такая национализация банков в Исландии. Ну, а взять Кипр, например, ведь там тоже создан прецедент, некая такая заготовка, когда была проведена частичная конфискация средств с депозитов. Это еще может "выстрелить" в свое время. Мы сейчас живем в такую эпоху, когда классическая банковская система уже умирает. И судя по всему, она будет замещаться чем-то другим, поэтому, если начнется вторая волна финансового кризиса, то эти самые гигантские банки начнут вымирать, как динозавры. Их уже будет сложно спасти. И, собственно, может, в этой новой ситуации, эти самые топ-менеджеры крупнейших банков тоже не очень нужны будут для хозяев денег. Да и сами хозяева денег уже будут называться как-то иначе. Скажем, "новые мировые рабовладельцы" или "новые хозяева мира", как-то так. Ответить на ваши вопросы без попытки обрисовать будущее мира невозможно, будущее мира вычисляется не на основе неких линейных процессов, а здесь какие-то революционные изменения могут быть, которые не учитываются.
Вопрос: А если говорить не о будущем, а о сегодняшнем дне – могут ли, например, страны PIGS воспользоваться опытом Исландии?
Валентин Катасонов: На самом деле, конечно, это можно сделать, но при этом надо прекрасно понимать, что мировые хозяева денег попустили Исландии провести такой эксперимент. А если какая-то из стран PIGS думает, что так легко пройдет повторение этого эксперимента, то они, конечно, глубоко заблуждаются. Тут дело просто может дойти до кровопролитной гражданской войны. Да и на примере, скажем, нашего Центрального банка видно, насколько они жестко держат оборону. Потому что формально наш ЦБ не частный, а государственный, но, по сути, он приватизирован хозяевами денег, а именно ФРС США, которые, как вы понимаете, не является государственной структурой. Такие вещи можно понять только в глобальном контексте. Поэтому я хочу сказать, что, конечно, лозунг национализации актуален, но при этом надо понимать, что национализация может быть в условиях России, но при очень жестком сопротивлении. При очень жестком.
Вопрос: Ну да, почему-то Исландии угрожали - Великобритания и Голландия грозили в случае отказа от выплаты долгов исландских банков своим гражданам суровыми экономическими санкциями, вплоть до полной изоляции страны. МВФ угрожал лишить Исландию любой своей помощи, британское правительство грозилось заморозить сбережения и текущие счета исландцев. Но угрозы оказались пустыми - почему?
Валентин Катасонов: Дело в том, что хозяева денег просто собрались и решили, что можно пожертвовать Исландией. Тогда надо было действовать быстро, потому что пытались купировать развитие финансовых кризисов, и, может быть, сейчас бы они как-нибудь иначе поступили, но тогда события происходили стремительно – буквально в течение одной или двух недель.
Вопрос: А что тогда произошло в 2008 г.? Кризис или над страной поработали "экономические убийцы"?
Валентин Катасонов: Исландия в начале нулевых годов встала на новый путь, она стала превращаться в оффшор, стала уже фактически деградировать как традиционная экономика, у которой на первом месте было рыболовство, на втором месте был туризм. Ну, туризм сохранялся, рыболовство начало уже "загибаться". Они просто начали специализироваться на финансовых операциях, формально показатели валового внутреннего продукта Исландии стали резко расти, но вы же сами понимаете – финансовый пузырь был. И этот финансовый пузырь, собственно говоря, схлопнулся в 2008 г., а ведь если покопаться в архивах, в материалах начала нулевых годов, середины нулевых годов – Исландию везде выставляли как витрину Европы, как страну экономического чуда, не объясняя, что это экономическое чудо на самом деле просто финансовый пузырь. Может быть, и по этой причине не хотели просто, чтобы люди поняли, что никакого экономического чуда-то и не было в Исландии.
Вопрос: Но "экономические убийцы" обычно работают со странами третьего мира, говорят, что Исландия была первой развитой страной, где реализовались подобные схемы?
Валентин Катасонов: Экономические убийцы поработали и в Греции. Надо тоже понимать, что Греция попала в эту финансовую ловушку по той причине, что туда пришли ребята из "Голдмен Сакс", и они, собственно говоря, предложили деньги, кредиты, которые не нашли своего отражения в статистике внешнего долга Греции. То есть они подсадили Грецию на иглу, а потом все равно рано или поздно это выплыло - выяснилось, что Греция нарушила все марсельские нормативы, что Грецию вообще чуть ли не из Европейского союза надо исключать. Так что можно сказать, что Греция – это пример того, как экономические убийцы приходили в страну и фактически ставили под свой контроль.
Вопрос: А вот экономические убийцы - кто они? Как они рушат экономику страны?
Валентин Катасонов: Экономические убийцы – это термин, который был введен в оборот Джоном Перкинсом, Джон Перкинс написал в начале нулевых годов книгу "История экономического убийцы". Там достаточно четко описывается, кто такие "экономические убийцы".
Это люди, которые представляют интересы крупнейших банков и международных финансовых институтов, типа всемирного банка и МВФ. Их основная задача заключается в том, чтобы подсадить страну на долговую иглу, и Джон Перкинс работал в одной из таких структур, которые обслуживали интересы, насколько я понял, Международного валютного фонда. Технология была достаточно простая - метод пряника и кнута. Эти ребята приезжали в страну и предлагали интересные условия займов первым лицам государства. Интересные – имеется в виду, что действовали какими-то откатами, какими-то оффшорными счетами. Если первые лица отказывались – ну тогда, значит, шли угрозы в адрес этих лиц, и Джон Перкинс говорит, что мы были, грубо говоря, первой волной, были первой командой, если мы не могли решить положительно вопрос в интересах мировых кредиторов, то тогда приходила вторая команда - это уже спецслужбы, которые "утрамбовывали" первых лиц, использовали компроматы, использовали методы устрашения и даже прибегали к убийствам. А если и вторая команда не справлялась, тогда в действие вступала третья команда, а это уже, собственно, вооруженная агрессия.
Вопрос: А в России они поработали уже, в 90-ые гг.?
Валентин Катасонов: Конечно, работали, причем, как правило, там все удавалось еще на первом этапе. В редких случаях задействован был еще и второй этап. Так что Россия хорошо подсажена на кредиты, причем кредиты до России не доходили – знаменитый кредит МВФ в размере $4,8-5 млрд вообще не дошел до России, но, тем не менее, долг-то на Россию повесили. Так что – это как раз "экономические убийцы".
Вопрос: Мы так же, как и народ Исландии, можем что-то сделать?
Валентин Катасонов: Вы знаете, не надо настолько идеализировать народ Исландии, потому что в Исландии народ "никакой". Я специально изучал этот вопрос, там все время премьер-министром была женщина, которая была гомосексуалисткой, она вступила в брак с женщиной, и народ там настолько развратился в нулевые годы, хотя исландцы, действительно, были когда-то такими крепкими и сильными людьми. Исландию можно показывать, как пример того, как можно развратить народ за достаточно короткие сроки. Поэтому идеализировать его и представлять как каких-то "борцов" с международным финансовым интернационалом – очень наивно. Они неспособны к серьезному противостоянию с финансовым интернационалом. А наш народ кажется крепче – нас больше и мы крепче. Но в отношении нас хозяева денег будут действовать очень жестко.