Русские Вести

Дружественных валют у России должно быть две: российский рубль и золото


Сегодня денежные власти России предлагают всем, кто обладает токсичными валютами (доллары США, евро, британские фунты стерлингов, японские иены, австралийские, канадские и сингапурские доллары), максимально быстро от них избавляться. Предложено дружить с валютами тех стран, которые не включены в список «недружественных государств», которые являются значимыми для России торгово-экономическими партнерами. Более конкретно это китайский юань, индийская рупия, турецкая лира, дирхам ОАЭ, белорусский рубль, казахский тенге и ряд других. Я уже отмечал, что у подобных «дружественных» валют есть свои недостатки, слишком увлекаться их накоплением не стоит. По-настоящему дружественных валют у России должно быть всего две: российский рубль и золото.

Хотя в 1976 году на Ямайской международной валютно-финансовой конференции золото из валюты было разжаловано в биржевой товар (так называемая демонетизация золота), однако оно по-прежнему деньгами остается. Со всеми функциями денег: мера стоимости, средство обмена, средство платежа и средство сбережения. Сегодня, когда доллар США, евро и прочие фантики, сходящие с печатных станков ведущих центробанков мира, находятся на грани полной утраты каких-либо функций денег, конкурентные преимущества золота как валюты стали неоспоримы.

Санкционная война коллективного Запада против России выявила многие наши конкурентные преимущества. Речь идет о наших энергоресурсах, о наших неэнергетических полезных ископаемых, о нашем сельском хозяйстве с его зерновым экспортом и др. А ещё есть золото, по геологическим запасам которого мы стабильно находимся на 2-3-м месте в  мировом рейтинге. Впереди  Канада, где-то рядом – США и Австралия.  По данным последних пяти лет, на Россию приходится 9-10% запасов жёлтого металла. По добыче драгоценного металла мы находимся на втором месте в мире. В 2020 году первое место было за Китаем – 368.3 тонны – около 11% от общего объема мирового производства. Россия в тот год добыла   331,1 тонны. На третьем месте оказалась Австралия – 327,8 тонны. Далее следуют с достаточно большой дистанцией от лидирующей тройки США (190,2 т) и Канада (170,5 т).

Многие центробанки в прошлом десятилетии с достаточным упреждением начали замещать доллары США и евро на желтый металл. Банк России также наращивал закупки золота в международные резервы, увеличив долю драгоценного металла в золотовалютных резервах примерно до 20 процентов к началу 2020 года (на начало 2008 года было всего 2,5%). И однако же по неведомым причинам с 1 апреля 2020 года Банк России прекратил закупки золота, добываемого в стране. Этот «золотой антракт» длился почти два года (вместе с «пандемией» – до начала санкционной войны против России). Внутри страны настоящего рынка золота не создано, и почти все добывавшееся в России в 2020-2021 гг. золото добытчики металла стали вывозить за границу. Было вывезено в общей сложности 630 тонн, львиную долю металла отправили в Англию.

Центробанк России отменил свой мораторий на закупку золота лишь 28 февраля, когда уже стало понятно, что началась заморозка валютных резервов Российской Федерации. Российские золотодобытчики (конкретно – Союз золотопромышленников России) за год до этого призывали Банк России возобновить закупки драгоценного металла, предлагали довести его долю в международных резервах хотя бы до 25%. И напоминали Банку России, что золото – единственный актив в составе международных резервов, который имеет 100-процентный иммунитет по отношению к любым санкциям.   

Если бы Банком России вместо долларов или евро была закуплена годовая добыча драгоценного металла,  были бы спасены от заморозки 15-18 млрд долларов.

Итак, с последнего дня зимы Банк России восстановил закупки золота. Однако уже 15 марта он объявил, что приостанавливает закупки, дав, как он отметил, возможность удовлетворить спрос на желтый металл со стороны физических лиц. Как дальше стал действовать Банк России – вопрос тёмный. Некоторые граждане действительно увеличили закупки золота, но не настолько, чтобы мешать Банку России пополнять свой запас драгоценного металла. Согласно экспертным оценкам, покупка гражданами золотых монет и слитков могла составлять 10-15% текущей добычи золота. Банк России в марте заявил, что прекращает публиковать данные о своих золотых резервах и операциях с драгоценным металлом, но продолжает на понедельной основе публиковать данные об общей величине международных (золотовалютных) резервов.

Напомню, что также с 28 февраля Банк России прекратил всякие операции с иностранными валютами.  На сайте ЦБ есть таблица ежедневных операций по покупке и продаже иностранной валюты Банком России. За все дни с конца февраля в этой таблице стоят прочерки (отсутствие операций). Однако величина международных резервов каждую неделю меняется. Приведу цифры за последний месяц (млрд долл.):

12.08.2022 г. – 580,6

19.08.2022 г. – 574,0

26.08.2022 г. – 566,8

02.09.2022 г. – 561,9

Публикуемая каждую неделю цифра международных резервов сопровождается коротким комментарием. Вот, например, комментарий к последней цифре (от 2 сентября): «Объем международных резервов по состоянию на 2 сентября составил 561,9 млрд долларов США, сократившись за неделю на 4,9 млрд долларов США, или на 0,9%, под воздействием отрицательной переоценки». Эта формулировка означает, что никаких операций по продаже или покупке валюты и золота Банк России за отчетную неделю не проводил. Специально подчеркиваю: не только валюты, но и золота также. Не продавал и не покупал. Аналогичные формулировки за предыдущие недели. Вывод очевиден: мораторий Банка России на покупку золота продолжает действовать. И это в то время, когда против России ведется интенсивная санкционная война!

Правда, положительные сдвиги на рынке золота произошли для физических лиц (граждан России). В марте был отменен НДС в размере 20% при покупке гражданами золотых слитков у коммерческих банков. До этого, в случае если такой слиток гражданином возвращался в банк, он мог получить за него деньги, но НДС не возмещался. В предыдущие годы НДС был серьезным препятствием для того, чтобы люди могли замещать золотом свои валютные накопления. Продажи «физикам» составляли 3-4 тонны в год. 

После отмены НДС за пять месяцев клиенты Сбербанка приобрели 10,9 тонны золотых слитков. В середине апреля ВТБ сообщал о продаже клиентам 2 тонн золота в слитках, однако более свежие данные банк не раскрыл. ПСБ за последние четыре месяца продал 1 т золотых слитков.  По данным World Gold Council, в первой половине года объем покупки россиянами слитков и монет, то есть физического золота, составил 12 тонн; он вырос на годовой основе в четыре с половиной раза. По оценкам экспертов, спрос со стороны граждан на драгоценный металл может в текущем году увеличиться по сравнению с предыдущим на порядок и достичь 50 т (примерно 15% от годового производства).

Между физическими лицами, желающими купить физическое золото, и золотодобытчиками имеется посредник – коммерческий банк, который, взимая комиссии и устанавливая надбавку на цену, делает металл для «физиков» дороже. В начале сентября в Думу внесли законопроект, согласно которому физлицам в РФ могут разрешить покупать слитки драгметаллов без НДС не только у банков, но и напрямую у аффинажных предприятий (заводов, которые перерабатывают добытое недропользователями золото в стандартные и мерные слитки) и у организации, изготавливающей банкноты и монеты Банка России, то есть Гознака.

На данный момент даже отмена НДС и возросший спрос «физиков» на золото при сохранении фактического моратория со стороны Банка России на закупки золота заставляют российских золотодобытчиков искать другие пути сбыта своей продукции. Увы, это вывоз драгоценного металла за границу.

Да, коллективный Запад постарался (помимо своего желания) помочь России сохранить свое золото внутри страны. Я имею в виду, что были введены запреты на импорт драгоценного металла из России Соединенными Штатами, Канадой, Великобританией, Австралией, Японией и Евросоюзом. Российские золотодобытчики оказываются между молотом и наковальней. Молот – золотые санкции коллективного Запада. Наковальня – российские денежные власти, которые не желают покупать добываемое в стране золото. Причём не только Центробанк, но и Минфин. Между прочим, в Советском Союзе золотой резерв формировал не Госбанк, а Минфин. А ныне Минфин России закупает гомеопатические дозы драгоценного металла.

6 сентября российские СМИ сообщили как сенсацию, что подведомственный Минфину Гохран России заявил о заинтересованности в приобретении для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ аж 1 220 кг аффинированного золота в стандартных слитках. Это чуть более 0,3% годовой добычи драгоценного металла в нашей стране. Общий объем золотого запаса в Государственном фонде засекречен; по моим оценкам, он очень незначителен.

Сбыт своей не находящей на российском рынке спроса продукции золотодобытчики пытаются обеспечить за счет «серых» (почти контрабандных) схем поставок драгоценного металла даже в те страны, которые ввели золотые санкции против России. Для этого, в частности, используются Объединённые Арабские Эмираты. Есть также планы поставок золота в Китай и Индию.

Что касается вывоза золота за пределы России, то эта информация сегодня тоже засекречена. Правда, кое-что мы узнаем из зарубежной таможенной статистики.  Так, главное таможенное управление КНР в прошлом месяце сообщило, что ввоз золота Китаем из России в июле 2022 года достиг 108,8 млн долл. – в 8,6 раза больше, чем в июне (12,7 млн долл.), и в 50 раз больше, чем в июле прошлого года (2,2 млн долл.). Эксперты предполагают, что это только начало.

В заключение отмечу, что проблемы российского золота обсуждались на Восточном экономическом форуме 5-8 сентября. Там были очень хорошо представлены зауральские субъекты РФ, в которых сильно развита золотодобыча. Так, губернатор Магаданской области Сергей Носов не скрывал, что добытчики в области привыкли поставлять золото за границу. А санкции создали серьезную проблему сбыта. Магаданские золотодобытчики были бы рады поставлять драгоценный металл Банку России, но условия таковы, что им это не выгодно. Как стало понятно из выступления губернатора, Банк России решил просто бойкотировать золото с помощью закупочных цен с хорошим для себя дисконтом.  А для малых и средних компаний серьезной проблемой являются бюрократические препоны в получении лицензий на экспорт драгоценного металла.

О том же говорил и губернатор Амурской области Василий Орлов: продавать золото Центральному банку – себе в убыток, а выход на внешний рынок затруднен из-за внешних санкций и внутренней бюрократии.

Золотодобыча,  говорили в Советском Союзе, – это валютный цех страны. Его значимость резко возрастает в условиях войны. Увы, налицо все признаки того, что «валютный цех» России сегодня поставлен в очень непростое положение.

Автор: ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ

Заглавное фото: Финобзор

Источник: www.fondsk.ru