По оценкам Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам пандемийного 2020 года сократились на 3,5%, хотя правительство Михаила Мишустина ожидало, что этот показатель не превысит 3%. На этом фоне общая численность граждан, вынужденных существовать на доходы ниже прожиточного минимума, по итогам только января—сентября минувшего года достигла 19,6 млн. человек (13,3% всего населения страны), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 400 тысяч человек. Общая численность безработных в России достигла 4,3 млн. человек, что на 24,7%, или на более чем 860 тыс. человек больше, чем в 2019 году.
Напомним, реальные располагаемые доходы населения в России последовательно сокращались с 2014 по 2017 годы, показав околонулевой рост (+0,1%) в 2018 году и увеличившись в годовом выражении на 1% по итогам 2019 года. Таким образом к настоящему моменту они отстают от уровня 2013 года — последнего года устойчивого роста доходов — на 10,6%.
Как уточняет, в частности, РБК со ссылкой на мнение опрошенных экспертов, от более глубокого падения в минувшем году в условиях пандемического кризиса доходы населения удержал только продолжающийся рост реальной зарплаты на средних и крупных предприятиях государственного и корпоративного сектора (+2,2% по итогам января—ноября 2020 года).
Впрочем, Минэкономразвития рассчитывает, что уже в этом году реальные располагаемые доходы россиян вырастут на 3%, а затем продолжат увеличиваться на уровне 2,4−2,5%.
Интересно, что позволяет этому министерству выдавать на-гора столь оптимистичные прогнозы?
— Есть ли под прогнозами Минэкономразвития о росте доходов россиян реальные основания, мы с вами узнаем, когда пройдем 2021, а затем — 2022 и 2023 годы, и Росстат зафиксирует эти цифры, — поделился с «СП» своим видением ситуации проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Поясню — динамика роста реальных доходов населения тесно взаимосвязана с темпами роста ВВП. Если валовый продукт не растет, соответственно, фонд оплаты труда не увеличивается, доходы бюджета не растут, то при таких раскладах на рост доходов населения не приходится. А прогноз Минэкономразвития завязан в первую очередь на прогноз темпов экономического роста. Если это произойдет, и никаких внешних шоков вроде обвала курса рубля или иных экономических и политических кризисов, то тогда темпы роста доходов населения, озвученные данным ведомством, вполне возможны.
«СП»: — То есть благосостояние россиян по-прежнему зависит исключительно от мировой конъюнктуры и состояния здоровья западной экономики?
— Не надо сбрасывать со счетов еще и возможности нашего правительства в принятии дополнительных решений, которые могут ускорить положительную тенденцию роста этого показателя.
«СП»: — А у него для этого есть по-настоящему действенные рычаги?
— Во-первых, правительство является крупнейшим в стране работодателем, если подразумевать под ним не только федеральный центр, а еще и региональные и муниципальные власти. Соответственно, повышение расходов бюджета на такие значимые сферы, как здравоохранение, образование и культура, означает, что рост доходов населения в этих секторах будет даже опережать темпы экономического роста. Тем более, что для многих регионов это якорные сферы, увеличивающие потребительский спрос внутри них, способствуя быстрому восстановлению частного сектора экономики.
В0-вторых, правительство может ускоренными темпами индексировать пенсии и пособия. Например, в 2010 году была валоризация пенсий — не повышение их на уровень инфляции, а сознательное повышение на более высокий процент для пенсионеров, получавших пенсии с советского периода. Да и ранее, в период 2006—2008 годов, рост доходов населения обеспечивался в значительной степени решениями правительства, пошедшего на беспрецедентное увеличение минимального размера оплаты труда. Если в 2004 году МРОТ составлял 800 рублей, то уже к 2010 году он вырос до 4,5 тысячи рублей, более чем пятикратный рост за 6 лет, сравнительно короткий период.
В-третьих, правительство может интенсивно развивать программы жилищного строительства, что тоже реально увеличивает доходы россиян. Хотя бы просто потому, что сокращаются расходы на содержание ветхого и аварийного жилья. Плюс еще правительство может регулировать тарифы и отменять таможенные пошлины, закрывая или открывая рынок в зависимости от конъюнктуры, тем самым не допуская роста цен.
Если в этих направлениях действия правительства будут слаженными, в перспективе это может дать темпы роста доходов населения, отличные от прогнозов Минэкономразвития.
«СП»: — А что с ситуацией на рынке труда? Перечисленные выше правительственные меры смогут повлиять на ее стабилизацию?
— Конечно. И это очень важный вопрос — сейчас очень важно в первую очередь видеть, что у нас будет происходить с рынком труда. Если не создать устойчивую занятость для людей, то говорить о том, что мы сможем только при помощи пособия по безработице и увеличения зарплат в бюджетном секторе справиться с падением доходов населения, будет нельзя. Не все же могут работать в бюджетной сфере, ее емкость всего 14 миллионов человек, а основная масса работающих у нас сосредоточена на промышленных предприятиях и в сфере малого и среднего бизнеса.
Так что, на мой взгляд, в первую очередь нужно думать о том, что бизнес сам по себе в воздухе развивается, он удовлетворяет наши с вами потребности. То есть это либо магазинчик какой-то, либо услуги какие-то. Но для этого нужны деньги, на кредитах бизнес не выстроить. И здесь, видя все эти системные процессы, нужно понимать, что даже если мы сейчас все начнем стройками заполнять, у нас значительная часть населения все равно не пойдет, условно говоря, кирпичи таскать, хотя на стройке всегда, еще со времен СССР, можно было прилично зарабатывать. В одной отрасли всех людей не соберешь, поэтому надо видеть необходимость развития бизнеса, потому что так и рождаются серьезнейшие процессы с точки зрения создания новых продуктов.
«СП»: — То есть если в ближайшее время правительство не начнет комплексно и широко применять сразу все вышеперечисленные меры, логично предположить, что и перспективы рынка труда, и перспективы роста доходов населения в обозримом будущем по-прежнему будут негативными?
— Да, тогда это будет очень вялотекущий процесс. Вот 2014 год тут является своего рода лакмусовой бумажкой. Обратите внимание, тогда очень сильно обвалились реальные доходы населения, но за пять последующих лет нам, к сожалению, так и не удалось их восстановить. То есть сейчас у нас очередная просадка на фоне того, что не получилось вернуться на докризисные показатели. Поэтому, полагаю, главная задача правительства — при этой очередной просадке разработать такие программы, которые позволили бы за ближайшие 2−4 года вернуть доходы россиян на уровень 2014 года.
Здесь не может быть никаких «волшебных» решений из разряда «повысили пенсию — и все довольны». Тут нужно и задачки посложнее решать, и одновременно командную работу с системным подходом обеспечивать. Иначе получится так, что мы будем где-то опережать, где-то опаздывать, и в итоге плюс, накладываясь на минус, на выходе превратится в ноль.
Таким образом, как мне кажется, основная задача правительства сейчас заключается в понимании того, что мы в значительной степени должны вернуться к советской системе самообеспечения государства. Постоянно находясь под санкциями, нельзя ставить под угрозу материальное положение своих граждан. А СССР, напомню, долгое время был устойчив, хотя международные санкции против него фактически были введены еще в 20-х годах прошлого века. То есть практически сразу же нам было закрыто иностранное кредитование и финансирование. И только за счет продажи золота удавалось приобретать какие-то старые образцы заводского и фабричного оборудования, привлекать специалистов, но в конечном итоге — добиться существенных результатов.
А Россия сейчас фактически находится в таком же точно положении. Так что если мы хотим добиться стабильности, то надо в первую очередь адекватно оценивать себя и заниматься какими-то реальными делами, а не уповать на то, что у Запада неожиданно проснется совесть, и он захочет из нас сделать конкурента, подобного современному Китаю. Надо же понимать, что раз обжегшись на Поднебесной, он больше никогда так поступать уже не будет.
Андрей Захарченко
Фото: Антон Вергун/ТАСС