Реакция на так называемое "снятие санкций с "Русала" оказалась крайне неоднозначной как в США, так и в России. И стоит обратить особое внимание на то, что две наиболее популярные (и диаметрально противоположные!) интерпретации заявления американского Минфина не учитывают некоторые важные нюансы, о которых стоит подробно поговорить.
Прежде всего, несмотря на скачок котировок акций "Русала" на 50%, не стоит считать, что снятие санкций является неким решенным делом. Ибо, как справедливо замечает американское агентство деловой информации Bloomberg, у конгресса США еще есть возможность за следующие тридцать дней просто заблокировать это решение американского Минфина. Более того, нельзя не заметить: с учетом того, что администрация Трампа находится под медийной атакой из-за решения уйти из Сирии, шансы на блокировку снятия санкций, которое критикуют как "подарок Путину", действительно существуют.
С другой стороны, в российском сегменте соцсетей активно обсуждается важный пункт требований к Олегу Дерипаске, En+ и "Русалу" — половину мест в совете директоров En+ (головной компании российского бизнесмена) будут занимать граждане США и Великобритании. Это дает повод для разговоров о том, что по большому счету снятие санкций производится в обмен на реальную утрату российского контроля над одной из крупнейших металлургических компаний планеты. Исходя из этой версии событий, получается, что администрация Трампа совершила успешный рейдерский захват собственности российского бизнесмена и теперь по понятным причинам снимает с компании санкции, которые будут только мешать зарабатывать прибыль на "угнанных активах". Однако это совершенно неправильное понимание событий. Если бы все было именно так, то влиятельные американские эксперты-политологи, которые построили всю карьеру на ненависти к России, не устраивали бы сейчас истерику в твиттере по поводу того, что у "Путина получилось прекрасное Рождество".
Все дело вот в чем. Если вчитаться в письмо, в котором Минфин США излагает процедуру и условия снятия санкций с компаний Олега Дерипаски, выясняется несколько интересных деталей, указывающих на то, что происходит практически частичная национализация активов этого бизнесмена, но смена собственности фактически должна произойти не в пользу США (независимо от национальности половины совета директоров), а в пользу российского государства. Это действительно тот случай, когда американские специалисты по внешней политике поняли из финансового документа больше, чем профильные СМИ. Итак, по условиям снятия санкций, Олег Дерипаска должен лишиться контроля над En+ и опосредованно лишиться контроля над "Русалом", и это будет сделано через передачу прав собственности на акции этих компаний. Новым обладателем этих акций станет... российский банк ВТБ, который не только контролируется российским государством, но и является постоянным раздражителем для американских русофобов, требующих введения санкций против него. Экс-посол США в России, вдохновитель "болотных протестов" Майкл Макфол явно не в восторге от такой схемы:
"ВТБ на 100% контролируется российским правительством. Это означает, что изменение собственника "Русал" будет иметь нулевое негативное воздействие на Путина. Нулевое. На самом деле все будет наоборот. Ценность компании идет вверх, а Кремль получает больше контроля. Это решение Трампа требует ГОРАЗДО более внимательного рассмотрения", — написал он в твиттере.
Конечно, Минфин США официально требует, чтобы "независимый совет директоров" принимал независимые решения не под диктовку ВТБ, но в конечно счете имеет значение то, куда ведут финансовые потоки и дивиденды, а от качественного корпоративного управления (бывшие) структуры Олега Дерипаски могут даже выиграть.
Стоит отметить, что часть акций российского бизнесмена перейдет под контроль швейцарской компании Glencore, что не может не вызвать очередного приступа гнева у американских сторонников жестких санкций против России. Дело в том, что Glencore — это специализированная швейцарская компания по торговле нефтью и металлами, которая с момента своего основания как раз и прославилась работой со странами, находившимися под санкциями США. В некотором смысле "обход американских санкций" или "работа на грани санкций" — фирменный стиль этой швейцарской структуры, основатель которой Марк Рич был осужден в США как раз за нарушение американских санкционных ограничений и до конца своих дней скрывался в Швейцарии. На счету Glencore, по версии ее критиков и американских прокуроров, — торговля с Ираном во время нефтяного эмбарго, торговля с Ливией и ЮАР в период, когда эти страны находились под санкциями, и даже покупка золота на Кубе в обход американских запретов. Более того, как пишет "Форбс", Glencore (которая тогда называлась Marc Rich + Co.) "оказалась единственной компанией, решившейся поставлять зерно СССР, наплевав на международный запрет из-за войны в Афганистане". Если поверить в то, что и структуры Олега Дерипаски и ВТБ действительно не будут влиять на управление En+ и, опосредованно, "Русала", то получается, что по большому счету "за штурвалом" холдинга будут стоять просто специалисты по обходу санкций, которых сложно заподозрить в симпатиях к политическим интересам США.
Если схема выхода из-под санкций, которую описал в своем письме конгрессу и сенату США американский Мифин, действительно будет реализована, то возникает странная ситуация: санкции были введены против компаний, которыми управлял и владел российский бизнесмен, долго выводивший свои активы на Запад с помощью построения целой "офшорной империи". Своими решительными действиями Минфин США приведет к тому, что теперь значительную часть финансовых потоков этих активов будет получать квазигосударственный российский банк, а управлять ими будет швейцарская компания, которая еще со времен СССР специализируется на обходе американских санкционных ограничений. Получается мягкая национализация в пользу российского государства плюс повышение качества управления алюминиевым конгломератом. Неудивительно, что оппоненты администрации Трампа будут обвинять его в работе на Кремль. Однако "бритва Оккама" подсказывает гораздо более реалистичное объяснение: американский Минфин в своем письме в конгресс объяснил, что санкции против "Русала" привели к очень серьезным и очень неприятным последствиям на рынке алюминия и поэтому их желательно снять. Администрация Трампа просто пытается купировать негативные последствия собственной глупости и вынуждена это делать из-за колоссального ущерба, который наносится американским компаниям, вынужденным платить втридорога за алюминий. При этом официальный Вашингтон, что называется, "пытается сохранить лицо", но получается очень неубедительно. А российским интересам ситуация только во благо: история с санкциями против Олега Дерипаски — наглядная иллюстрация того, почему нельзя выводить активы на Запад, а тех российских бизнесменов, которые уже понимают пагубность нахождения в западных юрисдикциях, ждут недавно созданные "российские офшоры". Вашингтон можно поблагодарить за прекрасную рекламную кампанию возвращения капиталов в Россию.
Иван Данилов
Фото: CC BY-SA 2.0 / UC Rusal Photo Gallery