Земельные отношения, возникшие после перехода страны на рыночные рельсы, до сих пор окончательно не отрегулированы. Чтобы проанализировать ситуацию и выработать рекомендации по совершенствованию механизма распределения земли, комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС провёл круглый стол с участием как федеральных и областных органов, так и представителей муниципальных образований.
Председатель комитета Кузьма Алдаров напомнил, что в настоящее время в Иркутской области действуют три местных закона, регулирующие земельные отношения. Первый, принятый ещё в 2006 году, взял под свою юрисдикцию лишь отдельные вопросы использования и охраны областных земель. Спустя два года появился закон «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения». Он установил предельные размеры земельных участков, механизм покупки земель, минимальные сроки аренды.
Последний, третий законодательный акт, датированный 2009 годом, касался бесплатного распределения земельных участков в собственность граждан. Он определил категории людей, которые могли рассчитывать на бесплатные земельные наделы (в первую очередь многодетные семьи), максимальные и минимальные размеры самих наделов, порядок их получения. Закон ещё до своего появления вызвал много споров и неоднократно корректировался в ходе исполнения.
Но самый совершенный закон, по словам Алдарова, не будет работать без инфраструктурной подготовки выделяемых под застройку земельных площадей.
– Мало предоставить землю, надо, чтобы на этой земле были проложены дороги, подведено электричество, газ. Если этого нет, если туда даже тропинка не ведёт, значит, земля не готова под жилищное строительство.
Об этом же говорила и замминистра имущественных отношений Марина Быргазова. Ещё в 2012 году федеральное правительство обратило внимание иркутских властей на недостаточное выделение земельных участков под строительство многодетным семьям. Действительно, в 2011 году было предоставлено лишь 102, в 2012 году – 230 участков, хотя в области число многодетных семей, желающих обосноваться на своей земле, превышает 20 тыс. человек.
Стремясь исправить положение, министерство имущественных отношений уже в 2013-м оформило в пользование многодетным семьям 625 земельных участков.
– А у нас было запланировано выделение 890 участков, – сказала Марина Быргазова. – Виноваты муниципалитеты, многие из которых до сих пор не поставили на кадастровый учёт границы населённых пунктов. А без точного определения границ невозможно межевание участков.
Она обратила внимание ещё на один нюанс. Выделяя участки под строительство, муниципальные власти забывают выделить землю под установку электросетевого оборудования: трансформаторных подстанций, прокладку электролиний. По этой причине в одном из посёлков под Иркутском новосёлам пришлось обзаводиться собственными электрогенераторами и год жить при их свете.
Подготовка инфраструктуры на выделяемых землях – обязанность муниципалитетов. Конечно, согласилась Марина Быргазова, при их бюджетах это сделать сложно. Но она напомнила, что на помощь готова прийти областная казна. Только в 2014 году на эти цели выделено 60 млн рублей. Правда, финансовая помощь выделяется при условии предоставления программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры. А таких программ, к сожалению, насчитывается пока единицы.
Ещё об одной проблеме в землепользовании рассказал начальник отдела правового обеспечения и земельных отношений областного минсельхоза Семен Казанцев. Ещё в 90-е годы все земли бывших колхозов и совхозов были поделены между её членами. Каждый получил бесплатно в собственность земельную долю. Чисто номинально, поскольку сельхозугодия конкретно никто не делил. Житель села просто знал, что он владеет пятью или десятью гектарами земли (в зависимости от масштабов хозяйства). Можно было и конкретно выделить, но для этого требовалось провести межевание и кадастровые работы. Зачастую их стоимость превышает рыночную цену самой земли.
Большая часть этих земель со временем была вовлечена в оборот сельхозпредприятими и фермерскими хозяйствами. Но примерно четвертая часть – 586 гектаров – до сих пор остается брошенной.
– Если мы их не введём в сельхозоборот, то утратим навсегда, – предостерег Казанцев. – Либо лесом зарастут, либо заболотятся, либо в свалки превратятся.
Выход есть – продать невостребованные доли крестьянско-фермерским хозяйствам. Это будет выгодно как самим дольщикам – получат денежную компенсацию, так и фермерам – расширят посевные площади. Это тем более легко сделать, что в случае покупки областное законодательство предусматривает выделение крестьянско-фермерским хозяйствам субсидий на проведение межевания и включения в кадастровый реестр.
– Но наше министерство не может вмешаться в этот процесс, поскольку всеми полномочиями по оформлению невостребованных земельных долей владеют поселения, – сказал Казанцев. – А их главы редко обладают нужными для этого знаниями. Мы стараемся оказать им посильную юридическую помощь.
В ходе дискуссии участники круглого стола выработали ряд рекомендаций как для областного правительства, так и для органов местного самоуправления. В частности, на основе анализа эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения принять меры по оформлению прав муниципальной собственности на бесхозные или используемые не по целевому назначению земельные участки.