Последняя деноминация рубля в России состоялась в далёком январе 1998 года. Коэффициент был один к 1000. Рубль с 1998 года значительно потерял свою стоимость относительно товаров и услуг и всех без исключения мировых валют. При этом инфляция сейчас низкая – на уровне 3%, международные резервы Банка России превышают $550 млрд или, грубо говоря, равны двум годовым бюджетам Российской Федерации. Самое время подумать о новой деноминации рубля.
Коэффициент деноминации один к ста напрашивается сам собой. В этом случае бутылка воды будет стоить 30-70 копеек, проезд в метро 50 копеек, да и квартиры перестанут стоить миллионы. За доллар будут давать 60-70 копеек, что близко к курсу советского рубля. Только в отличие от СССР нет товарного дефицита, рубль без проблем меняется на любую валюту. Критики идеи деноминации российской валюты обычно делают акцент на том, что это может вызвать панику среди населения. Однако, думаю, это пустые разговоры. Паники не было даже в 1998 году, а с тех пор и Россия, и сами россияне сильно изменилась.
В начале 1998 года Россия сильно зависела от займов МВФ и рынка ГКО. Зарплаты в государственном секторе и пенсии задерживались по полгода и более. Коммунисты имели большинство в Государственной Думе, и их кандидат имел все шансы на победу в 1996 году. Только что прошла ваучерная приватизация, а затем – спорные залоговые аукционы и осуществлённая в пользу Джорджа Сороса приватизация «Связьинвеста». Правительство вынашивало планы дробления РАО «ЕЭС России» и «Газпрома». Последнее не состоялось только благодаря принципиальной позиции премьера Виктора Черномырдина. Доверия к правам собственности в России не было. Президент Ельцин был слаб. Всё решали близкие к власти олигархи. Капитализм в России был под большим вопросом. И события августа 1998 года – дефолт по внутреннему долгу и девальвация рубля – были закономерны.
Сейчас с макроэкономикой проблем нет, в чём, конечно, заслуга Банка России в первую очередь. Отношение суверенного долга к ВВП одно из лучших в мире. В текущем году, несмотря на западные санкции, главный российский индикатор – индекс Мосбиржи – переписал исторические максимумы. А о задержках зарплат и пенсий, экономике неплатежей мало кто помнит. Ну, и доверие к властям – если сравнивать рейтинг Путина и Ельцина, то это просто не сопоставимые величины.
Но главное, изменились сами россияне, которые давно неплохо разбираются во всех тонкостях экономики. Как только ставки по депозитам стали значительно уступать дивидендной доходности «голубых фишек», начался переток частных сбережений на рынок акций. С начала года 1,25 млн человек открыли брокерские счета, а их общее число достигло 5,1 млн. По оценкам участников рынка, по итогам 2020 года число уникальных брокерских счетов может превысить 7 млн.
Россияне прекрасно понимают, что деноминация – это техническая мера, которая не приведёт, как и в 1998 году, к каким-либо потерям. Вероятно, какой-то период времени, полгода или год, старые и новые деньги будут ходить параллельно. Хотя, конечно, возможен вариант, если гражданин принесёт на обмен крупную сумму наличности, например 5 или 10 млн руб., от него потребуют указать источник дохода. Борьба с теневой экономикой всегда была приоритетом Банка России. Деньги на картах и банковских счетах будут пересчитаны автоматически. Паники среди населения ожидать не стоит.
Красивое завершение рыночных реформ, возврат копейки, низкая инфляция, низкие процентные ставки, конвертируемость рубля, полные полки магазинов – все, о чем мечтали россияне в 1992 году. Ну и доллар, конечно, по 60-70 копеек. Естественно, последнее слово за Банком России и политическим руководством страны. В любом случае, если сценарий деноминации будет реализован, то по понятным причинам до официального объявления решение будет держаться в тайне.
Александр Разуваев