Парламентарии субъектов Федерации Дальнего Востока намерены добиваться пересмотра закона о бесплатном выделении любому гражданину России одного гектара земли в ДФО. Они считают, что регионы пока еще не готовы к его реализации. Пробуксовка закона объяснима, подчеркивают эксперты: полезной земли здесь сравнительно немного, да и статус её не определён.
Депутаты Госсобрания Якутии в воскресенье организованно выступили за отсрочку реализации закона о «дальневосточном гектаре». Столь поспешное внедрение этого проекта может вызвать массу проблем, считают они. Межевание земель не завершено, и их раздача желающим может нарушить права других граждан.
«Временные рамки очень сжаты, и включить весь Дальний Восток за такой короткий срок в этот закон не представляется возможным»
Далёкий гектар
«Мы предлагаем пересмотреть сроки введения этого закона не ранее 2018 года, – цитирует ТАСС спикера Государственного собрания (Ил Тумэн) Якутии Александра Жиркова. – Временные рамки очень сжаты, и включить весь Дальний Восток за такой короткий срок в этот закон не представляется возможным».
«Наше предложение сегодня получило поддержку ассоциации законодателей Дальнего Востока и Забайкалья, и это уже достаточно солидная поддержка. Субъекты уже видят, как на первых шагах этот законопроект начинает пробуксовывать», – подчеркнул Жирков.
Заявление было сделано во время проходящей в Якутске парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» – объединения депутатов субъектов Федерации Дальневосточного округа. Основной задачей этого мероприятия как раз и было обсуждение реализации закона о «дальневосточном гектаре».
Сроки – это главное, но не единственное, что не нравится в нем дальневосточным народным избранникам. Всего депутаты предложили внести более 50 правок в закон. Как передает ТАСС, в их числе – наделение местных властей дополнительными полномочиями, с тем чтобы они могли выводить ряд участков из-под действия закона.
«Практически все субъекты Дальнего Востока предлагают установить более поздний срок вступления закона в действие. Основания едины – не завершены работы по оформлению земельных участков на своих территориях. И в данной ситуации есть соответствующие бюджетные расходы, связанные с межеванием земельных участков, но первичным было и остается ненарушение прав граждан, которые проживают на территориях», – сообщила также зампредседателя Госсобрания республики Ольга Балабкина.
О необходимости усовершенствования закона говорил и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Как передает «Интерфакс», он считает, что нужно ввести поправку в закон, ограничивающую использование некоторых земель, выделяемых под «дальневосточный гектар», например, тех, где будут найдены полезные ископаемые.
Кстати, именно опасения, что под видом наделения «дальневосточным гектаром» у местных жителей будет изыматься земля под добычу недр, являются одной из главных причин протестов местных жителей в Якутии.
Земельные проблемы
Закон о «дальневосточном гектаре» был принят в мае этого года. Предполагается, что его практическая реализация пройдет в два этапа. С 1 июня этого года на бесплатные участки в ДФО сроком на пять лет, с последующей возможностью взять их в аренду или собственность, могут рассчитывать только жители девяти муниципалитетов округа. С 1 октября – все жители округа. А с 1 февраля 2017 года один гектар дальневосточной земли будет выдаваться уже всем гражданам России.
На выделенной земле разрешается заниматься любой деятельностью – сельским хозяйством или, например, строительством. При этом предполагалось, что участки будут выделяться по упрощенной процедуре, в частности, без определения кадастровых работ, то есть изначально не размежеванные.
Это, по мысли разработчиков закона (а предложило его правительство), должно было существенно ускорить процесс выдачи земли. Плюс помогло бы свести к минимуму коррупционные злоупотребления: размер и местоположение своего участка определял сам соискатель «дальневосточного гектара» по интернету, а не чиновники на местах.
Однако уже на первом этапе начались трудности. Главная из них оказалась в том, что во многих местах региона до сих пор не завершены начавшиеся еще в девяностых годах межевые работы.
Многие жители Дальнего Востока уже имеют в своей собственности юридически оформленные участки земли, которые тем не менее не находятся на кадастровом учете. А значит, они могут оказаться в составе «дальневосточного гектара», который передадут в чье-то владение. Особенно такая ситуация характерна для Якутии, где, собственно, и имеется самое большое недовольство законом. В республике даже неоднократно проходили митинги против его принятия.
Как заработать на гектаре?
По мнению профессора географического факультета МГУ Натальи Зубаревич, изначально проблема реализации закона связана с тем, что в регионе достаточно мало земель, которые действительно могут заинтересовать потенциальных соискателей «дальневосточного гектара», если те, естественно, рассчитывают получить какую-то прибыль от своих участков.
«Здесь более-менее развито сельское хозяйство только в Амурской области и Приханкайской равнине, но там хорошие земли в основном разобраны, – сказала она в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – Что еще остается, чтобы заработать на этом гектаре? Лесоводство слишком сложное занятие, требующее очень долгосрочных инвестиций, которые мало какая семья может себе позволить. Мараловодство, оленеводство? Это несерьезно», – считает она.
По мнению эксперта, интерес к земле был бы выше, если бы она выделялась в пригородах больших региональных центров, прежде всего Хабаровска. Но этого делать не планируется. Более того, это противоречит самой идее закона, который призван включить в хозяйственный оборот неиспользованные территории.
В условиях наличия сравнительно небольшого количества земли с нечетким статусом конфликты вокруг нее естественны, считает эксперт.
Между тем, как сообщил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Николай Шевцов, с начала июня поступило свыше 1600 заявок на «дальневосточный гектар», то есть примерно 100 заявок за сутки. Это значит, что идея приобретения одного гектара земли хоть и не пользуется бешеной популярностью, но имеет определенное количество сторонников, число которых будет увеличиваться по мере вовлечения в проект новых регионов.