На просветительском марафоне «Новые горизонты» министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что импортозамещение является стратегическим и безальтернативным вектором развития российской экономики.
Грандиозная программа импортозамещения, по словам министра, была запущена в 2014 году. До 2020 года она коснулась 23 отраслей промышленности, а с 2021 года началась «глубокая локализация производства компонентов, агрегатов, сырья и материалов». При этом, как разъяснил Денис Мантуров, у нас нет задачи импортозаместить всё и вся. Мы заинтересованы в том, чтобы участвовать в глобальных цепочках, в мировых кооперационных связях. Иными словами, замыкаться в себе мы не собираемся.
Можно ли назвать автомобиль или станок, собранный у нас из импортных компонентов по зарубежным технологиям, продукцией российского производства? Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что полностью импортозамещённым можно считать товар, произведенный в России не на 70%, а на все 100%. Нашим может быть только тот станок, который абсолютно независим от импортной составляющей.
В то же время Матвиенко признает, что за последнее время многое уже сделано в сфере импортозамещения. В военно-промышленном комплексе, например, мы самодостаточны. Нефтегазовая отрасль уже не зависит от поставок импортного оборудования. Но тем не менее, по мнению спикера, импортозамещение нам надо ускорить как на уровне федерального правительства, так и на уровне регионов.
Как только губернаторам дали больше прав в принятии экономических решений, они, по словам спикера, из 800 импортозависимых позиций уже нашли аналоги для 600 с участием стран СНГ. И по остальным продолжают работать.
Как следует из опроса института уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, ограничения коснулись 86,8% бизнесменов, при этом 77,4% сообщили, что приспособились к новым условиям или планируют это сделать. Главные трудности, с которыми столкнулись предприниматели – снижение спроса, нехватка оборотных средств, кассовые разрывы, нарушение логистики, проблемы с импортом – можно преодолеть только с помощью решительных реформ и изменения модели развития.
При этом больше половины предпринимателей заявили, что в нынешней ситуации «необходимо отказаться от косметических изменений и кардинально менять правила игры – нужна новая экономическая модель, где будет удобно, выгодно и безопасно работать».
Надо полагать, что не всё в импортозамещении идёт так хорошо, как хотелось бы. Рыболовная отрасль, к примеру, готова хоть сегодня вытеснить с прилавков консервы из Прибалтики. Выловленной рыбы хватит и нам, и на продажу за рубеж. Но после того, как себестоимость жестяной банки выросла, наши консервы резко подорожали. Нехватку в стране белой жести, которую обычно импортировали из Европы, Японии и Китая, оказалось не так просто заместить. Из-за нарушения логистических цепочек и санкций поставки «пищевого железа» резко упали, а свои металлурги задрали цены.
Хорошая идея – на полную мощность загрузить текстильные фабрики, преодолеть засилье импорта. Наши фабрики работали в основном на импортном сырье. Когда его не хватало, в дело шла дешёвая ветошь, которую нам везли из Европы. Теперь заграничная ветошь подорожала в семь-восемь раз. У нас, конечно, и своей ветоши хватает, но её сбору не придавали особого значения.
Непросто будет возобновить производство под историческим брендом «Москвич». Встал вопрос: чем заменить европейские моторы и японские коробки передач? Руководство возобновляемого производства может, конечно, согласиться на «отверточную сборку неполного цикла», предлагаемую автоконцерном из Поднебесной, и тогда российский «Москвич» на китайский лад появится уже в ближайшие полгода. Если интегрироваться с нашим «КамАзом» и сделать упор на производстве собственных небольших грузовиков, то тогда перестройка производственного цикла потребует большего времени.
Мы могли бы строить больше домов эконом-класса, но как тут сэкономишь, когда цены на стройматериалы растут, как, впрочем, и стоимость лизинга строительного оборудования, которого может не хватить. Если не вмешиваться ситуацию, не направлять бизнес в нужное русло, то импортозамещение может затянуться на десятилетия.
Государство выделяет всё больше денег на стратегические проекты, Центробанк снижает процентную ставку.
Государственники предлагают ещё сильнее надавить на богатых: упорядочить зарплату рабочих и служащих, зафиксировать курс рубля, упорядочить ценообразование. Роль государства при замещении импорта, скорее всего, будет возрастать, но при этом от рыночной экономики никто отказываться не собирается.
Легче всего попросить дружественные страны помочь нам адаптироваться к новым условиям. С Ираном, кстати, мы уже договорились о бартерном обмене нашей стали, цинка, свинца и глинозёма на поставку или ремонт газовых турбин для российских электростанций. Без газовых турбин нам не обойтись, но было время, когда детали для ГЭС производили у нас в Подмосковье на заводе «Энергомаш». После того, как завод попал под крыло иностранцев, ассортимент продукции и объёмы производства резко упали. О его возрождении почему-то никто не говорит.
Несколько лет назад шарнирно-винтовые передачи (ШВП) для больших станков, изготовленных в Краснодаре, закупались за рубежом, потому что, как считалось, у нас их не могут произвести. Но это не так. Посетив выставку «Металлообработка», можно увидеть, что и станины, и зубчатые колеса, и фурнитуру, шпиндели, рейки и те самые ШВП для отечественных станков делают у нас, и не хуже, чем на Западе.
Один мой знакомый, руководитель управляющей компании пожаловался, что теперь нелегко найти запчасти к брендовому оборудованию GRUNDFOS, установленному застройщиком, по приемлемым ценам. Хорошо, что ещё живы токари, фрезеровщики, которые могут изготовить деталь не хуже, а даже лучше фирменной. Торцевые уплотнения запорно-регулирующей арматуры из термопластов, выточенные нашими токарями, обходятся в десять раз дешевле, чем у поставщика.
Есть у нас и такие предприятия, которым в новых условиях ничего перестраивать не нужно. Одно из них – машиностроительный завод «Тонар» в подмосковном Орехово-Зуеве, который недавно посетил премьер-министр Михаил Мишустин. На «Тонаре» изготавливают прицепную и полуприцепную технику, производят внедорожные самосвалы, тягачи, автопоезда повышенной грузоподъемности и шарнирно-сочлененные самосвалы, которые востребованы не только в России, но и Белоруссии, Казахстане, странах Африки, Азии, Южной Америки, Ближнего Востока. На производстве, охватывающем весь технологический цикл – от разработки до сервисного обслуживания – занято свыше полутора тысяч человек.
Если Запад перекроет поставку компьютерной техники, её нехватку восполнит свой лидер с собственными заводами международного уровня – разработчик, производитель и поставщик компьютерной техники и ИТ-решений «Аквариус» – ведущее системообразующее предприятие радиоэлектронной промышленности.
По данным CNews Analytics, оно вошло в ТОП 7 самых быстрорастущих IT гигантов в мире. Благодаря новому заводу в Твери удастся нарастить выпуск сложных устройств, серверов, систем хранения данных, компьютеров, планшетов, информационных терминалов, моноблоков, принтеров и прочей продукции в 2-2,5 раза до 2,5 млн устройств. Работу получат 1500 высококвалифицированных специалистов.
В России создана самая тонкая микросхема в мире. Ещё одно открытие способно совершить революцию (нитрид галлия идёт на смену кремнию). Ученые из России придумали уникальный компьютер на особых квантовых системах – кудитах. Воплощение этих разработок продвинет Россию далеко вперёд. Почему же наши предприниматели не хотят воспользоваться моментом, жмутся, раздумывают? Так повелось, что произведенное в России владельцы торговых точек привыкли стыдливо прятать в конец витрины или маскировать под западные бренды.
Нелегко покупателю, которому десятилетия с помощью назойливой рекламы прививали западный вкус, приучили ориентироваться на упаковки с надписью на английском, полюбить отечественного производителя. Вот и новые владельцы «Макдональдса» хотят сохранить в нём традиционные блюда, а наши производители картофельных чипсов, приготовленных из натуральных продуктов, оставляют зарубежную упаковку или пишут на ней названия на английском.
Трудно представить, чтобы наши покупатели начали байкотировать произведенное в недружественных нам странах и кричать: «Долой!», – как это делают на Западе по отношению к выходцам из России. По отношению к тем, кто решил бросить приученного к своей рекламе покупателя, мы ведём себя довольно сдержанно, стараемся не замечать забугорное хамство, всё ещё надеясь, что здравый смысл восторжествует и всё вернётся на круги своя.
Пришло время и нам показать характер, сменить рекламные вывески на английском, перейти с латиницы на кириллицу. Давно пора в городах и сёлах создавать торговые центры и закусочные под вывесками «СВОЁ» и «НАШЕ», завлекать народ здоровым питанием, а не модными суррогатами.
Вероятно, патриотически настроенный бизнес появится в стране только тогда, когда мы перестанем зависеть от международных торговых и финансовых организаций. Государство должно активнее поддерживать интересы отечественного производителя, продвигать его интересы, в том числе и с помощью рекламы.
Можно, конечно, ругать чиновников за то, что пока мы не всё производим у себя, продолжаем нуждаться в каких-то импортных товарах и технологиях, хотя санкции ввели не вчера, а восемь лет назад и за это время можно было бы укрепить своё производство и основательно перестроиться. Однако цифры говорят о другом: по сравнению с 2014 годом наша страна сократила импорт почти в три раза, примерно на столько же увеличили долю отечественных компонентов в нашей промышленности. Значит у нас работают заводы, которые совсем или почти полностью покрывают потребности в запчастях и оборудовании для той или иной отрасли. По некоторым показателям мы из крупнейшего импортёра превратились в экспортёра, да ещё и хотим двигаться вперед быстрее, развиваться назло Западу.
В связи со значительным повышением спроса на отечественную промышленную продукцию Минпромторг РФ запустил виртуальную «Биржу импортозамещения». Теперь заказчики могут быстро найти аналоги зарубежной продукции, связаться с их поставщиками и обо всём договориться без посредников.
Ещё в 2020 году Россия взяла курс на ускоренное импортозамещение и сворачивать с проторенной дорожки не собирается. Для ускорения импортозамещения нам потребуется новая экономическая политика, объединяющая НЭП, ГОЭЛРО и индустриализацию. Без этого, как считают светила экономической мысли, санкционную войну нам не выиграть. Академик РАН Сергей Глазьев, например, предлагает ещё и как следует насытить экономику деньгами, которые перестали отправлять за границу в зарубежные банки и фонды, выдавать реальному сектору кредиты под нулевой процент. Это позволит в кратчайшие сроки оживить уже построенные заводы и фабрики и запустить новые, на которых будут выпускать все необходимые товары. Если денег в казне не хватит, ничто не мешает сегодня без оглядки на МВФ запустить эмиссию под конкретные проекты и цели для развития народного хозяйства.
Многое из того, что ещё совсем недавно казалось нереализуемым в условиях рыночной экономики, сегодня воспринимается правительством как само собой разумеющееся. Речь не только о деофшоризации экономики, пресечении нелегального вывоза капитала, но и об отвязке» воспроизводства российской экономики от западного ценообразования на отечественные биржевые товары, о переводе экспорта наших товаров на российский рубль, суверенизации единого экономического пространства ЕАЭС. Всё это предлагал Глазьев, ссылаясь на опыт правительства Примакова-Геращенко, которому пришлось спасать страну после дефолта 1998 года. Для оживления экономики были разрешены не только дешёвые кредиты под нужды производственных предприятий, но и заморожены тарифы на услуги естественных монополий и усилена антимонопольная политика, восстановлены экспортные пошлины на вывоз сырьевых товаров. Такие меры сбили инфляцию, обеспечили значительные доходы бюджета, страна вошла в режим расширенного воспроизводства на собственной технологической базе.
Сегодня требуется подчинение макроэкономической политики, включая её денежно-кредитную составляющую, целям модернизации и роста производства. Для предприятий, работающих на создание резервов стратегических видов сырья и материалов для выпуска военной продукции и обеспечения социально-экономической безопасности страны должны быть созданы наиболее благоприятные условия.
Модернизацию надо направить на создание высокотехнологической продукции военного и двойного назначения.
В долгосрочной перспективе правительство нацелено именно на всестороннее промышленное развитие, которое заключается не только в политике импортозамещения, но и в производстве уникальной продукции, не имеющей аналогов в мире.
Подробную стратегию долгосрочного развития мы, скорее всего, увидим осенью. А пока растёт бюджетный профицит от продажи нефти и газа, важно не упустить шанс – преобразовать структуру экономики так, чтобы она работала не на спекулянтов и кучку богатых, а в интересах страны и народа. Импортозамещение должно сыграть в этом решающую роль.
Юрий Алексеев