Новый план интеграции на предстоящие три года готовятся утвердить Россия и Белоруссия. Он обсуждался на заседании Совета министров Союзного государства, прошедшем 29 ноября в Москве. Документ, подготовленный Минэкономразвития РФ и Минэкономики РБ, предполагает реализацию до 2026 года аж 120 задач, сгруппированных в 11 разделов.
Речь идет о сугубо экономической интеграции, что вполне объяснимо. Политическая близость Москвы и Минска сейчас почти абсолютна. Мы в одном окопе. СВО на Украине сблизила наши страны сильнее, чем Ночная хоккейная лига, где Путин и Лукашенко во главе команд из чиновников мерялись клюшками и шайбами.
Когда нет политических раздоров, дело спорится. План интеграции за предыдущие три года выполнен почти целиком. Реализованы до 90% мероприятий из 28 союзных программ, похвастался Михаил Мишустин. Есть чем гордиться. Два десятка лет Союзное государство плелось ни шатко, ни валко, и вот общий противник, санкции, вынудили шевелиться.
Сближение будет происходить сразу по множеству направлений. Предстоят запуск объединенной транспортной и энергетической системы, развитие промышленной кооперации, инвестиционного сотрудничества, национальных платежных систем, выработка единых правил конкуренции, гарантий для бизнеса и защиты прав потребителей.
Как любой процесс конвергенции, взаимопроникновение двух частей Союзного государства неизбежно будет проходить по законам политической физики. Более массивная Россия, влияя на Белоруссию, начнет превращать ее в подобие себя. Но и Белоруссия (мал, да удал) станет менять характер «старшего брата». Там, где у Москвы количество, у Минска — качество.
Крохотное государство из шести областей еще в бытность советской республикой заслужило славу всесоюзного сборочного цеха. Традиционно высокая культура труда сделала Белоруссию подходящей площадкой для развития высокотехнологичной промышленности. Задумка и исполнение местное, сбыт — по всему Союзу.
Сейчас принципиально ничего не изменилось. Национальный характер вечен. Белоруссия по-прежнему может быть в случае нужды российским сборочным цехом. А нужда есть… Но есть у Минска, появилось там за постсоветское время, и кое-что более ценное для Москвы — пример того, как надо относиться к потенциалу, к ресурсам страны, как их следует делить и развивать.
Пока социальный характер государства лишь декларировался в российской конституции, Лукашенко удалось построить страну, действительно, в интересах большинства. Заводы и совхозы работают. Зарплата идет. Разрыв между разными слоями общества минимальный. Дороги прекрасные. Чистота. Ноль миграции. Низкая преступность.
Да, в такой стране скучновато жить политически активным гражданам. Свербит у них, не могут дождаться выходных, чтоб побежать, наконец, на митинг кричать «Лукашенко, геть!» Но таковых в любом обществе подавляющее меньшинство. Если им и угождать, то во вторую очередь. Сначала хлеб для всех, затем булочки для немногих.
Батька это понимает и действует сообразно здравому смыслу. Отсюда, кстати, и его политические проблемы. Крикливая либеральная интеллигенция, завсегдатаи минских кафе, барбершопов и вильнюсских отелей по выходным, хотят власти, чтобы грабить белорусов на пару со своими олигархами — как это было и до сих пор не изжито в России.
И сейчас две модели начнут взаимопроникновение. Для Москвы было бы полезно воспользоваться ситуацией и привить на российскую почву лучшие (и, что важно, проверенные практикой и временем) подходы Александра Григорьевича. Тем более, что наша собственная либеральная экономическая политика полностью обанкротилась.
До начала СВО с этим тезисом могли поспорить. Но боевые действия обнажили чудовищную слабость собственной промышленной базы. Оказалось, почти все потребительские товары и комплектующие для производства, от гвоздей до микроэлектроники, страна завозила из-за рубежа. С такими вводными претендовать на сверхдержавность смешно.
Не так у Батьки Лукашенко. Чутьем поняв, что для небогатой природными ресурсами Белоруссии нет другого пути, он не позволил распродать частникам советское производство, как это сделали в России (часто ради его уничтожения, чтобы «зачистить» рынок). Работяги в робах как ходили на смену, так и ходят. А домой приносят получку.
МАЗ, БелАЗ, Минский тракторный, Белорусский металлургический, «Белшина», «Гомсельмаш», «Беларуськалий», Новополоцкий и Мозырский НПЗ, Минский завод колесных тягачей (шасси для «Искандеров»!), «Белкоммунмаш», ATLANT, «Гефест», BelWest, «Лидское» и т. д. Все эти производства работают, их отлично знают россияне.
Итогом интеграции должно стать появление со временем в России схожего пула производств, одно перечисление которых убедительно продемонстрирует: страна всё производит сама и ни от кого не зависит.
Пусть не столь блестящее, как лучшие мировые образцы, но работающее, недорогое, а главное, свое, родное.
Бережную белорусскую промышленную практику следует взять за образец. Возрождение и развитие прежних производств и строительство с нуля новых такого же типа (пусть и без головной компании в Лондоне) со временем сделает Россию самостоятельным технологическим полюсом. Мы ведь к этому стремимся? Иначе нас сомнут…
Но никакая промышленная революция невозможна без справедливого решения вопроса о собственности. Мало развернуть производство, оно должно быть надежно защищено от недобросовестных владельцев.
Государство, трудовые коллективы должны стать собственниками отечественной промышленности. А не жулики, прожигающие жизнь в Европе.
А чтоб всем всё стало ясно, хорошо бы затеять реприватизацию. Не только как шаг к восстановлению справедливости, закладывающий прочную основу под будущее благоденствие страны, но, прежде всего, как политический акт.
Жест, убедительно демонстрирующий и жирным котам, и народу, куда двинулась страна.
Вспомним, именно политикой, а вовсе не вульгарной экономикой объяснял свою ваучерную приватизацию Чубайс.
Реформаторы, признавался он, хотели отобрать у красных директоров власть через лишение их возможности распоряжаться собственностью. Чубайс сбежал, пришло время вернуть всё взад. Опять же завяжемся с Белоруссией покрепче.
Лукашенко же реприватизировать ничего не нужно, потому что он ничего и не разгосударствлял. И в последующие годы, когда ему предлагали такое, твердо стоял на позиции не отдавать ничего народного.
Именно стремление российских олигархов скупить в РБ лучшие активы было причиной промедления, затягивания интеграции со стороны Минска.
Пощипав олигархов, неплохо было бы сделать реверанс и в пользу простого народа — пересмотреть механизм уплаты податей в казну.
Да, речь о пресловутой прогрессивной шкале налогообложения физических лиц, за которую у нас лет двадцать ратуют левые. Один раз Путин решился, приподнял планку для миллионеров на 2 процента, но и только.
То ли дело Лукашенко. Буквально вчера парламент Белоруссии принял в окончательном чтении закон о налоговых изменениях на следующий год.
Ставка подоходного налога для граждан с доходом выше 200 тыс. белорусских рублей (5,7 млн российских) вырастет почти в два раза — с 13 до 25 процентов. Радикал, не чета другим.
Интегрируемой с РБ России не грех последовать проложенной Батькой дорогой. Более того, взять «повышенные обязательства». Не только заставить своих состоятельных граждан делиться с обществом по повышенной ставке, но бедные слои (а их у нас по-прежнему под 20 млн человек) освободить от выплат. Пусть Лукашенко догоняет Путина, а не наоборот.
Правда, для этого президенту РФ придется интегрировать свои политические взгляды с позицией Батьки. Стать немного социалистом.
«Минуло более ста лет с момента событий Великого Октября, а его идеалы по-прежнему актуальны и значимы», — произнес белорусский лидер, поздравляя земляков 7 ноября. Интересно, что об этом думают в Кремле?
Сергей Аксенов