Русские Вести

Черная метка для Аркадия Дворковича


Возможно, сегодня самый несчастный человек в российском правительстве — Аркадий Дворкович. Он получил вторую черную метку от президента в течение одного месяца. И что самое неприятное, опять под телекамеры. Публичная порка вполне может стать для вице-премьера предвестником отставки.

Умный человек все понимает с полуслова. А тут пришлось повторять дважды. Так что весьма неглупый Аркадий Дворкович, возможно, уже озабочен собственным трудоустройством. 

Все помнят, какую взбучку устроил недавно кабинету министров Владимир Путин, когда решал проблему с отмененными электричками. Ситуация, конечно, странная — кому нужен социальный взрыв во время кризиса? Такое ощущение, что президент нашел того, кому он нужен, и решил от виновника избавиться.

Только этим можно объяснить вчерашний разнос. «Неудовлетворительно провели анализ всей ситуации, вот и все. Вы же должны это понимать, чувствовать это», — тихо рявкнул Владимир Путин.

Но услышала вся страна.

По мне так Аркадий Дворкович перестал чувствовать не то, насколько высоки тарифы в Мордовии или Забайкалье, а вообще, как нужно работать во время кризиса. Когда, с одной стороны, бюджетная кубышка наполняется плохо, а расходуется хорошо. А с другой — надо как-то выкручиваться и не допускать недовольства населения.

Справедливости ради надо сказать, что этим недомоганием сегодня больно почти все наше либеральное правительство. Волшебный рынок, конечно, помогает, почти по Дарвину, выжить сильнейшим. Но законы эволюции плохо работают, когда речь идет о людях. Они не хотят тихо помирать, уступая место под солнцем более сильным особям — они собираются на митинги и выражают возмущение. Кое-где садятся на рельсы. Иногда стоят в пикетах.

То есть, либеральная экономика, возможно, прекрасно действует в джунглях, но дает сбой в лесах средней полосы России и в сибирской тайге.

Поэтому второй вопрос, который был задан президентом, — об импортозамещении: «В современных условиях так важно закупать подвижной состав за границей, не обеспечив полноценный заказ для своих собственных предприятий?» Речь шла о контракте на закупку 140 вагонов в Испании, который был заключен РЖД еще в 2011 году.

Весь вид Владимира Путина говорил за то, что он и сам знает ответ на этот вопрос. А вид вице-премьера — за то, что не знает.

Озабоченность Владимира Путина вполне объяснима. В начале февраля крупнейший в России и СНГ Тверской вагоностроительный завод приостановил работу на месяц из-за сложной экономической ситуации. То есть, железнодорожные проблемы за последнее время по вине правительства увеличили социальное напряжение по всей стране, а в Твери так просто оставили народ без зарплаты.

Но тот, кто понимает, что к чему, догадался, кого на самом деле имел в виду Владимир Путин, когда так эмоционально журил Аркадия Дворковича. Конечно, его шефа.

Дело в том, что сделку с испанцами лично курировал и присутствовал на торжественном подписании договора ни кто иной, как нынешний премьер, а в то время президент Дмитрий Медведев. И получается, что вторую черную метку за месяц получил не Аркадий Дворкович, а, страшно сказать, сам председатель кабинета министров. Просто президент его пока пощадил.

Тем не менее, уже очевидно, что медведевские реформы и начинания постепенно остаются в прошлом. Перезагрузку с США отменили (правда, Дмитрия Медведева я бы в этом винить не стал, но так уж вышло). Упоминать о «Сколково» с модернизацией стало дурным тоном. Зимнее время тоже окончательно перевели на летнее. Теперь и испанских вагоностроителей убирают от кормушки. Такими темпами у нас, глядишь, и полицию в милицию обратно переименуют. Хотя это было бы чересчур.

Чтобы все же внести элемент объективности в этот ругательный пост, напомню, что в 2011 году, когда заключалась сделка с испанцами, доллар стоил 30 с небольшим рублей, а нефть — сто с небольшим долларов. И в таких сложных экономических условиях думать об импортозамещении или загрузке отечественных предприятий заказами, конечно, было проблематично.

Зато теперь — самое время.

Может, вице-премьера в Тверь отправить, поднимать вагоностроительный завод? Вполне возможно, что и справится. С его-то связями.

Источник: http://cont.ws/post/75839/