Андрей Белоусов
В системе государственного капитализма определяющую роль в развитии экономики играют вложения в реальный сектор. Если либеральный капитализм ставит во главу угла необходимость развития финансового сектора, который якобы будет тянуть за собой все остальное, то государственный капитализм определяет финансовый сектор как вспомогательный инструмент. В этом заключается одно из главных отличий государственного капитализма от либерального.
Однако обеспечить ускоренный рост инвестиций в реальный сектор в условиях либеральной политики, проводимой финансовым блоком (ЦБ + Минфин) крайне сложно. Около полутора лет назад Белоусов внедрил механизм СЗПК (Соглашения о защите и поощрении капиталовложений). К сожалению, СЗПК на стабильную работу не вышли до сих пор. К настоящему моменту в ручном режиме подписано несколько десятков СЗПК. Однако работа остановилась.
Причиной этому является просчет Министерства экономического развития во главе с Максимом Решетниковым, которое не смогло вовремя запустить ГИС "Капиталовложения". Её целью является переход к электронному заключению СЗПК, что позволит поставить работу на поток. Но, увы, с апреля прошлого года СЗПК не заключаются, а начало работы ГИС "Капиталовложения" ожидается не ранее второй половины этого года.
Тем не менее, нынешний механизм СЗПК - это проекты федерального уровня. Преимущественно в них участвуют представители крупнейшего бизнеса. Решения о заключении СЗПК принимаются в правительстве России.
Все это, конечно, хорошо. Но одних СЗПК не достаточно. Без взрывного роста региональных инвестиций, без проектов компаний среднего и, даже, малого бизнеса, говорить о полноценном развитии экономики не придется.
Теоретически СЗПК можно вынести и на региональный уровень. Соответствующие положения Белоусов готовит. Но на это потребуется время. Особенно, учитывая тот факт, что ГИС "Капиталовложения" не запущена до сих пор. К тому же, решения о заключении СЗПК принимаются на федеральном уровне. В это же время, в Москве вряд ли могут так хорошо знать о положении дел в регионе и о реальных потребностях субъектов, как местные власти.
С этой целью Белоусов предоставляет регионам возможность запускать инвестиционные проекты самостоятельно. В России несколько лет формально существует такой инструмент, как инвестиционный налоговый вычет (ИНВ). Однако широкого применения этот механизм не получил.
Если говорить вкратце, то ИНВ - инструмент, по которому региональные власти могут предоставлять предприятию-инвестору существенный вычет из регионального налога на прибыль. Разумеется, в том случае, если предприятие вкладывает деньги в проекты реального сектора.
Тем не менее, несмотря на долгосрочную выгоду ИНВ (ведь после запуска проекта в бюджет региона вернутся куда большие суммы), популярностью инструмент не пользуется. Регионы не хотят лишаться текущих доходов. И понять региональные власти можно. Губернаторам необходимо исполнять текущие обязательства, в противном случае, у них будут неприятности. В том числе, связанные с федеральным центром.
Андрей Белоусов продавил инициативу, согласно которой федеральный центр будет компенсировать до двух третей выпадающих в результате примененного ИНВ налогов. Но для этого регионы должны отвечать некоторым критериям. В частности, внедрить региональный инвестиционный стандарт.
Он включает пять пунктов: декларацию об инвестиционных намерениях, свод правил с алгоритмами подключения к инфраструктуре, карту региона с данными об инфраструктуре и мерах поддержки, региональное агентство инвестиционного развития и инвесткомитет при губернаторе.
Все это позволит повысить эффективность инвестиций. Инвестстандарт в 2021 году уже внедрен в 12 регионах. На примерах Сахалина уже есть результат. В 2022 году планируется подключение еще 30 регионов, а к 2024 году инвестстандарт должен быть во всех регионах.
Впрочем, преждевременные выводы делать пока что рано. Да, первые результаты показывают пользу от реализующихся Белоусовым инициатив. Но хотелось, чтобы не получилась такая же ситуация, как и с СЗПК: Белоусов внедрил, а другие ведомства едва не сорвали перспективные проекты проекты первого вице-премьера. Поэтому внимательно следим за происходящими событиями.
Константин Двинский