Признание первого вице-премьера Андрея Белоусова, что в правительстве РФ обсуждают идею разового платежа, который могли бы добровольно внести в бюджет крупные компании, породило множество кривотолков. Никогда раньше государство не просило богатых добровольно «скинуться на бюджет», но их доходы исправно отслеживала служба Финмониторинга.
На новость о добровольном взносе негативно отреагировал финансовый рынок. Аналитики посчитали, что правительство РФ готовится к серьезному снижению доходов бюджета из-за последствий ограничений на поставки российского сырья в Европу, ценовых потолков на нефть и нефтепродукты. И хотя первый вице-премьер Андрей Белоусов, объясняя нововведение, несколько раз подчеркнул, что это никакое не повышение налогов, а разовый «добровольный» взнос, доллар продолжил укрепляться.
В РСПП к идее добровольного взноса отнеслись скептически. Предприниматели посчитали, что благоприятное время для бизнеса во многих отраслях закончилась, поэтому некоторые компании не смогут найти свободные средства для взноса.
Рынок непредсказуем. В 2021 году больше везло металлургам, из-за роста цен на товарных биржах дорожал металл и на внутреннем рынке. Владельцев металлургических комбинатов государство заставило поделиться баснословной прибылью за счёт повышения налогов, потребовало наращивания инвестиций, удержания цен на металлические изделия и сокращения выплат по дивидендам. Год спустя, когда цены на металлы опустились, часть налогов смягчили. Потом у металлургов и банкиров дела не заладились, зато у многих нефтегазовых компаний и предприятий химической промышленности за первые три квартала прошлого года выручка только росла. Их и обложили дополнительным налогом и экспортными пошлинами.
А вот с конца прошлого года из-за санкций нефтегазовые компании стали терять объёмы экспорта и прибыль. Тогда у министра энергетики Александра Новака и возникла идея сократить нефтедобычу и восполнить бюджет с помощью добровольного взноса.
За богатых вступились либералы. В прошлом году дела у банкиров из-за санкций пошли из рук вон плохо. Прибыль всего банковского сектора составила всего 200 млрд рублей. Богатейшие российские бизнесмены Виктор Вексельберг («Ренова»), Роман Абрамович (Evraz) Геннадий Тимченко («Новатэк»), Алексей Мордашов («Северсталь»), как пишет агентство Bloomberg, из-за санкций потеряли миллиарды долларов. Согласятся ли они добровольно передать государству пожертвования? Однако среди бизнес-элиты найдутся сегодня и те, кто неплохо заработал на кризисе. Так, например, за прошлый год неплохо выросло состояние Андрея Гурьева (бывшего члена совета директоров «Фосагро»), Татьяны Бакальчук (гендиректора Wildberries) Владимира Потанина (президента «Норникеля» и «Интерроса») и других состоятельных людей.
Вопреки расхожему мнению, среди богатых находятся люди с ответственным и деятельным подходом к тому, что заработали. Алишер Усманов (USM Holdings), например, которого журнал Forbes поставил на первое место в рейтинге меценатов, жертвует сотни миллионов рублей на театральные постановки, образовательные проекты, призовые выплаты победителям чемпионатов.
Нефтяной магнат Михаил Гуцериев (Фонд «Сафмар») построил две школы, детский сад, институт, общежития для двух университетов, колледж искусств, несколько стадионов и спорткомплексов, подарил медоборудование и машины скорой помощи для нескольких клиник России. А ещё оплатил более 250 операций, возвел реабилитационный центр в Ижевске, купил жильё одаренным детям и малообеспеченным семьям в разных городах России, реконструировал или построил 23 храма, 7 мечетей, синагогу и буддистский монастырь в Бурятском автономном округе. «Титановый король» Владислав Тетюхин возвёл медицинский комплекс в Нижнем Тагиле и оснастил его современным оборудованием. Один из известных миллиардеров из списка «Форбс», Сергей Галицкий – совладелец торговой сети «Магнит» – построил прекрасный парк в Краснодаре, который носит его имя. Но много ли таких благотворителей найдётся в России?
Эксперты компаний Henley & Partners и New World Wealth утверждают, что в России 435 центимиллионеров (людей с состоянием больше 100 миллионов долларов). По их количеству наша страна обошла Италию и Францию и оказалась на десятом месте в рейтинге государств с наибольшим числом сверхбогатых.
Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) признала Российскую Федерацию страной, в которой очень высока концентрация богатств в руках ограниченного числа состоятельных граждан, уточнив: 500 россиян получили под контроль 40% всех финансовых активов. По подсчетам Financial Times за 2021год, в руках немногочисленных участников отечественного списка Forbes сконцентрировано 35% от ВВП России. Если бы каждый из них пришёл на помощь нуждающимся, дал деньги на коммунальное хозяйство, обустройство территорий, построил жильё многодетным в своём родном городе, то страна быстро бы преобразилась. Но мало кто из толстосумов об этом задумывается.
Люди, которым в своё время повезло отхватить народные ресурсы за копейки и сколотить огромные состояния, не отличались большим умом и образованностью. В их поведении преобладали криминальные замашки. Многие из них и не знают, чем прославился Генри Форд. Им не понять, что этот американец много работал, не рассчитывая ни на какую прибыль, а деньги от продажи машин направлял на развитие компании и на зарплаты работникам. Широко известно его выражение: «Мы служим американскому народу, тем, кто покупает наши автомобили. Поэтому мы должны улучшать качество, совершенствовать их, и понижать цены». Заметьте, не наживаться на спросе, а понижать цены. Себестоимость авто рассчитывалась на год вперёд, определялась оптовая и розничная цена, а потом подводили итоги. Но самое удивительное, что когда себестоимость машин оказывалась ниже запланированной, то покупателям возвращали разницу в цене.
Генри Форд не хотел играть по правилам капиталистического мира, а поступал по совести. Как честный человек он понимал, что бизнес сам по себе никому не нужен, а прикарманенная прибыль – воровство.
Предприниматель должен приносить пользу своей стране, своему народу. А с именами наших олигархов, к сожалению, связывают выведенные из страны триллионы долларов, разрушенные заводы, роскошные замки и яхты. Хотя бывают и исключения.
Собственники компании «Трансконтейнер» решили вдобавок к государственным выплатам выдавать по миллиону рублей многодетным семьям за рождение третьего и каждого последующего ребёнка. Не поскупились на выплаты матерям во время отпусков по уходу за детьми, на доплаты по больничному в период беременности и другую помощь. Социальной поддержкой предприятия воспользовался уже почти миллион сотрудников. «Демографический проект» подхватила вся группа компаний «Дело» (это порты, терминалы, Сахалинское морское пароходство), куда входит «Трансконтейнер». Теперь число тех, кто получает помощь с работы, увеличилось до 11 тысяч человек. Заметим, что ГК «Дело» зарегистрирована в России, деньги в офшоры она не выводит и исправно платит все налоги. Казалось бы, государство должно всячески поддерживать и широко пропагандировать такие компании, чтобы люди знали, что и нас в стране есть правильный бизнес, чтобы и другим собственникам тоже захотелось зарабатывать честным путём, никого не обманывая. Почему же о таких правильных компаниях мы почти ничего не знаем? У всех на слуху имена тех, кто при первой возможности (как только Центробанк снял валютные ограничения) кинулись переводить капиталы за рубеж, укрывать бизнес в офшорах?
Не будем гадать, сколько денег в этот раз удастся выпросить у богатых во спасение экономики. Но очевидно, что государству надо так перестраивать отношения с бизнесом, чтобы у богатых формировалась потребность помогать своей стране. Тогда и просить ни у кого ничего не придётся.
Многие вопросы, связанные с обогащением собственников дворцов, заводов, пароходов можно было бы урегулировать с помощью нового Налогового кодекса, над которым сегодня трудятся в Госдуме. Дискуссия о необходимости корректировки этого латаного-перелатаного документа с тысячами поправок и уточнений началась в разгар пандемии коронавируса. Её главной темой стала отмена введённой в начале нынешнего века плоской ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Прогрессивная шкала НДФЛ установлена в большинстве зарубежных стран, и они не представляют, как можно без неё жить. В ноябре 2020 года президент Владимир Путин подписал закон о повышении ставки НДФЛ до 15% с доходов более 5 млн рублей (собранные деньги планировалось направить в помощь тяжелобольным детям). Для граждан, получающих меньшие суммы, она осталась прежней – 13%. Лёд, как говорится, и у нас тронулся.
В 2022 году депутаты Госдумы ещё активней стали настаивать на необходимости налоговой реформы, предложив заменить НДС (налог на добавленную стоимость) налогом с продаж. Но это предложение не получило поддержки в Минфине.
Законопроект об обнулении НДФЛ для граждан с доходами ниже прожиточного минимума и повышение ставки до 18% для тех, чьи доходы составляют свыше 50 млн рублей в год, тоже был отклонён. Решительно настроенные депутаты и не подумали сдавать свои позиции. Они создали рабочую группу по подготовке новой редакции Налогового кодекса.
С тех пор представители федеральных министерств стали чаще наведываться к законодателям. «Финансисты» настаивают на ужесточении бюджетной политики и выступают за повышение части налогов. В результате с подачи министра финансов Антона Силуанова часть капитальных расходов была перенесена с 2022 на последующие годы. А значит, пришлось заморозить финансирование некоторых строек и проектов ради того, чтобы сократить дефицит бюджета. «Промышленники» же, ссылаясь на поручения президента РФ о структурной перестройке экономики и повышении уровня импортозамещения, наоборот, настаивают на налоговых послаблениях отраслям, которым особенно трудно преодолеть санкции.
Бизнес при поддержке этих чиновников выступает за снижение НДС, продолжение господдержки и «установление прозрачных и комфортных правил взаимодействия с властью».
Все участники налогового спора согласны лишь с тем, что режимы налогообложения должны стать гибкими, легко адаптироваться под каждую группу плательщиков.
Из-за нарастающих противоречий между различными ведомствами, органами власти и регуляторами тормозятся согласования важных документов, а реализация актуальных проектов переносится на годы вперёд. Так стоит ли удивляться, что у нас эффективность инвестиций в полтора раза меньше, чем в Европе? То есть на вложенный рубль мы получаем в полтора раза меньше прибыли, чем там.
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает, что проблемы с бюджетом возникают из-за того, что правительство продолжает соблюдать требования ВТО, по которым внутренние цены должны быть приближены к мировым. Таким образом, отечественные производители лишаются дешёвого сырья и энергоносителей, их продукция дорожает и теряет конкурентные преимущества.
Во время работы над новым Налоговым кодексом налоговикам удалось создать выгодные условия для ведения малого и среднего бизнеса. Использовать автоматизированную упрощённую систему налогообложения, не выстаивая очереди в налоговую, можно при обороте выручки до 60 миллионов рублей. При этом с компаний снимают почти все обязанности по ведению учёта и передаче отчётности. А для крупных компаний действует налоговый мониторинг, который помогает сократить риски. Всё это поможет сделать доходы бизнеса прозрачными.
Некоторые экономисты считают, что западный опыт налогообложения нам не подойдёт, потому что там немалый доход в бюджет даёт малое и среднее предпринимательство, прибыль которого мало зависит от конъюнктуры внешних рынков.
Тогда почему бы не взять на вооружение опыт соседнего Китая, где платят два разных подоходных налога? Для тех, кто сидит на зарплате – одна шкала налогообложения, тех, кто работает на себя – другая.
С дохода 4500 юаней (44,3 тысячи рублей) китаец заплатит налог всего 105 юаней (1 034 рубля). Высшее управление компаний и привлечённые из других стран специалисты, заработок которых превышает 80 тысяч юаней (примерно 788 тысяч рублей) отдают государству 45% из этой суммы. Жители Финляндии со сверхдоходов платят ещё больший налог – 56,95%, в Бельгии – 50%. У нас предлагают более скромные ставки налогов с доходов богатых, ссылаясь на то, что общий налоговый оброк у нас выше, чем на Западе.
Но что бы ни придумали чиновники, важно, чтобы новая налоговая политика заставила богатых понять, что они должны платить в бюджет больше, чем учитель, библиотекарь, рабочий, тракторист.
Спор о том, как это лучше сделать в наших условиях, может затянуться надолго. Без участия главы государства тут не обойтись. Встреча Владимира Путина с бизнесом, как сообщили журналистам в РСПП, готовится на март. От его позиции и будет зависеть, каким мы увидим обновлённый Налоговый кодекс.
Юрий Алексеев