Топливный демпфер из бюджета в пользу нефтяников на 2024 год почти равен суммарным расходам федерального бюджета на образование, здравоохранение и трансферты регионам.
Почему-то считается, что продажи топлива внутри России нужно субсидировать нефтяникам демпфером до мировых, точнее, американских цен, а внутренние цены на бензин желательно не повышать, хотя от этого выигрывают небедные автовладельцы в первую очередь Московской агломерации, где продается 62% бензина.
Реальный налоговый пресс на нефтегазовую сферу примерно 37% (как в обрабатывающей промышленности и машиностроении, образовании и здравоохранении), а никакие не 60–70% налогов в цене бензина, как говорят многие эксперты.
Налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль в реальности снижается почти в два раза из-за топливного демпфера, возврата НДС по экспорту, льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (суммарно на 9,6 трлн руб. в 2023 году и 11 трлн руб. в 2024 году).
Отчётность "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпрома" за I квартал 2023 года с ещё умеренными экспортными ценами и вполне крепким рублём не показывает ухудшения результатов их деятельности относительно 2021 года ввиду успешной адаптации к санкциям.
Возможно, топливный демпфер понимается как резерв правительства на случай ужесточения западных санкций применительно к потолку цен на нефть или иных непредвиденных расходов бюджета?
Топливный демпфер в пользу нефтяников будет примерно равен федеральным расходам на образование, здравоохранение и трансферты регионам
В различных нормативных документах и публикациях СМИ используется ряд близких по смыслу словосочетаний: топливный демпфер, акцизы на нефть на переработку, акцизы на нефтепродукты, акцизы на моторное топливо, акциз на бензин и дизельное топливо. Чаще всего используется словосочетание "топливный демпфер", подразумевающее, что направление денег меняется в зависимости от мировых и внутренних цен на нефть: либо нефтяники платят бюджету, либо бюджет платит нефтяникам.
Такой демпфер был введён в 2019 году, и тогда нефтегазовые доходы были запланированы в размере 8,3 трлн руб., а в строке "Акциз на нефтяное сырьё, направленное на переработку", было прописано минус 0,3 трлн руб. В документе об исполнении федерального бюджета за 2022 год, краткая версия которого размещена на сайте Минфина, на стр. 19 указано, что этот акциз составил минус 3,25 трлн руб. В доходах федерального бюджета на 2024 год по строке "Акциз на нефтяное сырьё, направленное на переработку" запланировано минус 3,1 трлн руб. (см. "Расчёты по статьям классификации доходов Федерального бюджета на 2024 год…", стр. 18).
В 2023–2024 годах акциз на бензин составляет 14,3–14,9 тыс. руб. за тонну, на дизельное топливо — 9,9–10,39 тыс. руб. за тонну. В одной тонне 1370 литров бензина и 1300 литров дизтоплива, и акциз за литр бензина получается примерно 10,8 руб., за литр дизтоплива примерно 8,3 руб. Средние цены на бензин и дизтопливо составили 55,4 и 65 руб. за литр в начале октября 2023 года, и "вклад" акциза был 19,5 и 12,8%.
По данным Федеральной налоговой службы, внутри страны за первое полугодие 2023 года продано 24,2 млн тонн бензина и 24,4 млн тонн дизельного топлива, сбор акциза составил 412 млрд руб. и 241 млрд руб. соответственно. Сложим два числа акцизов, умножим на два для экстраполяции полугодия на год, увеличим на 3,8% плановой индексации и получим 1355 млрд руб. на 2024 год. Это число получилось бы в доходах бюджета без топливного демпфера, а поскольку стоит минус 3,1 трлн руб. как нетто-величина, то реальная сумма демпфера составляет 4,45 трлн руб.
Сравним исполнение федерального бюджета первого полугодия 2023 года при ещё умеренных экспортных ценах на нефть, вполне крепком рубле и небольшом демпфере, с планами на 2024 год (с изменениями этих параметров). Итак, было: нефтегазовые доходы федерального бюджета в первом полугодии 2023 года составили 3,38 трлн руб., с экстраполяцией на год до 6,76 трлн руб., включая топливный демпфер минус 0,9 трлн руб. и сбор акциза на бензин и дизтопливо 1,3 трлн (первое число из краткого отчёта с сайта Минфина, третье и четвёртое числа из детальной отчётности ФНС). Также были планы до конца 2023 года окончательно отменить топливный демпфер и выйти на нефтегазовые доходы бюджета около 8,9 трлн руб. Стало: запланировано на 2024 год нефтегазовых доходов на 11,5 трлн руб., включая топливный демпфер в пользу нефтяников 4,45 трлн руб.
Казалось бы, есть приличная разница между "было" и "стало" в 2,6 трлн руб. (разница между 8,9 и 11,5 трлн руб.), и эта разница фигурирует в Пояснительной записке к проекту бюджета (стр. 49), но за этим стоит девальвация рубля и рост демпфера.
Повышение цен на бензин для 10% небедных позволило бы снизить общий рост цен для 45–60% небогатых за счёт уменьшения девальвации рубля
Исходя из необходимости покрытия дефицита бюджета, развилка II квартала 2023 года была такой: повысить цены на бензин, одновременно стараясь ужать аппетиты нефтяников, или пойти на существенную девальвацию рубля? Безусловно, автовладельцы, в основном небедные и особенно с частыми поездками и "прожорливыми" авто, стали бы платить больше примерно на 500 руб. за одну заправку или на 2–4 тыс. руб. ежемесячно. Возможно, часть нефтяников потеряла бы в зарплате, а у них средняя зарплата 145 тыс. руб. при средней зарплате по стране 71 тыс. руб. (данные апреля 2023 года).
Альтернативы в виде умеренной девальвации и поиска иных дополнительных доходов бюджета газета "Завтра" рассматривала в статьях "Бюджет-2024: скрытые резервы и донастройка налогов" и "НДС: пересечение валютного контроля, доходов бюджета, крепкого рубля и опыт Китая".
Из-за девальвации, последующей инфляции и роста процентных ставок в бюджете возникают не только дополнительные доходы, но и дополнительные расходы на обслуживание государственного долга и из-за роста ключевой ставки, суммарно на 1,1 трлн руб. (та же Пояснительная записка, приложение 11). Нетто-эффект в виде дополнительных нефтегазовых доходов за вычетом дополнительных расходов получается всего 1,5 трлн руб. Знающие бюджетно-девальвационную "кухню" укажут также на рост НДС и других доходов из-за девальвации, но ведь будут и последствия в виде роста социальных расходов, сдерживаемого поначалу за счёт распределения инфляции на несколько лет.
Из-за существенной девальвации ускорится инфляция, особенно для небогатых россиян. По прогнозу Минэкономразвития и Банка России инфляция достигнет 7,5% в 2023 году и 4,5% в 2024 году. Минэкономразвития также заявляло, что индексация тарифов с 1 декабря 2023 года не превысит 9%, а с 1 июля 2024 года будет в пределах 9,8%, суммарно за год под 19%. Пенсии проиндексировали 1 апреля 2023 года на плановые 3,3%, в отдельных источниках заявлено об индексации с 1 ноября 2023 года или в начале 2024 года ещё на 14%. Можно предположить реальную инфляцию на уровне ключевой ставки Банка России, которая повышена до 15%.
Заголовки новостей о результатах статистических исследований указывают на 45–60% небогатых россиян. Например, "60% граждан России отдают за продукты примерно половину своего ежемесячного заработка", — сообщал ТАСС в июле 2021 года. "Доля россиян с оценкой зарплаты "не хватает" выросла до 45%", — сообщал РБК в октябре 2023 года. Расходы только на продукты питания оцениваются в диапазоне 15–30 тыс. руб. на человека в месяц, сообщало РИА Новости ещё в апреле 2021 года, до текущего всплеска цен. Если взять инфляцию на уровне хотя бы 13%, то только расходы на питание подорожают на 2–4 тыс. руб. ежемесячно. Это цена заправки немногих небедных автолюбителей с раскладкой на многих небогатых без автомобилей или с их редким использованием.
В течение пяти лет действия демпфера нефтяники получили из бюджета 5,6 трлн рублей, а бюджет всего 0,15 трлн рублей
Демпфер вроде бы предназначен для сглаживания колебаний внутренних цен на топливо при колебаниях мировых цен на нефть. Если мировые цены на нефть высокие, то с помощью демпфера нефтяники покрывают якобы свои убытки от продажи топлива внутри России по меньшей цене по сравнению с мировой. Наоборот, если мировые цены на нефть низкие, то нефтяники якобы получают сверхприбыль при продажах топлива на внутреннем рынке, и эта сверхприбыль забирается в бюджет за счёт плюсового демпфера (плюсового для бюджета).
Но в этом есть противоречие. Низкие мировые цены на нефть сокращают экспортные доходы нефтяников, а им ещё выплачивать демпфер в бюджет. Такой двойной удар побуждает нефтяников лоббировать запрос на девальвацию рубля с ростом рублёвого выражения экспортных доходов и внутренних цен, при этом внутренние цены в долларовом выражении снижаются, прибыль от продаж на внутреннем рынке по сравнению с внешним якобы исчезает. И теперь вместо выплат в бюджет нефтяники ждут денег из бюджета в рамках демпфера. Высокие мировые цены на нефть дают нефтяникам двойную сверхприбыль: как от продаж на мировом рынке по мировым ценам, так и на внутреннем рынке в виде получения из бюджета демпфера как компенсации меньших внутренних цен.
За пять лет действия топливного демпфера был один год небольшого демпфера в пользу бюджета и четыре года большого демпфера в пользу нефтяников. В 2019 году нефтяники получили 0,3 трлн руб. В 2020 году при планировании бюджета и ожидании высоких цен на нефть закладывали демпфер в пользу нефтяников 0,3 трлн руб., фактически получили низкие мировые цены и демпфер в пользу бюджета 0,13 трлн руб. Демпфер в пользу нефтяников только в виде отрицательных величин в строках доходов бюджета даже без учёта сбора топливного акциза составил 1,3, 3,25, 1 трлн руб. в 2021, 2022, 2023 годах соответственно, а ещё самого акциза собирали примерно по 1 трлн руб. ежегодно.
Фактический налоговый пресс в нефтегазовой отрасли равен 37% за счёт льгот, и никак не пресловутые 60–70% налогов в цене бензина
Нефтяников облагают высокими налогами и в России, и во многих других странах. Многие эксперты уверены, что налоговый пресс на нефтегазовую отрасль достигает 60–70%, и такая величина получается путём сложения всех нормативных налогов в цене бензина. Только эти эксперты не учитывают огромных налоговых льгот нефтегазовым организациям, сопоставимых с фактическими налогами.
Выше со ссылкой на официальные документы посчитан размер топливного демпфера 4,45 трлн руб. на 2024 год, а его эквивалент в 2023 году составит 3,1 трлн руб. при экстраполяции полугодовых отчётных данных на год. Нефтяники по экспорту нефти и нефтепродуктов получают возврат НДС, сумма которого в официальных документах не раскрывается, но оценивается от объёмов экспорта и ставки НДС в 3 трлн руб. В официальных документах раскрывается сумма льгот по так называемым рентным налогам, точнее по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которая запланирована в размере 3,5 трлн руб. (Отчёт об оценке налоговых расходов Российской Федерации, стр. 92).
За 2023 год суммарно топливный демпфер, возврат экспортного НДС и льготы по НДПИ оценочно составят 9,6 трлн руб. (3,1+3+3,5), а на 2024 год — уже 11 трлн руб. (4,45+3+3,5) при запланированных нефтегазовых доходах бюджета 11,5 трлн руб. Примерное равенство льгот и доходов означает, что государство одной рукой сначала устанавливает вроде бы драконовские налоги на отрасль, а потом половину этих налогов убирает через крупные льготы. Росстат периодически даёт структуру ВВП по отраслям, и вклад нефтегазового сектора составлял 12,6% за 2020 год и 17,4% за 2021 год. Цены на нефть в 2023 и на 2024 год выше, чем в 2021 году, но физические объёмы составят примерно 90% от уровня 2021 года, и эти два фактора будут нивелированы. ВВП на 2024 год запланирован в размере 180 трлн руб., доля нефтегазовой отрасли составит 31,3 трлн руб.(если брать 17,4%, как в 2021 году). Исходя из запланированных доходов от нефтегазовых налогов в 11,5 трлн руб., получим реальный налоговый пресс в 36,7%.
Налоговый пресс в обрабатывающей промышленности, образовании и здравоохранении в среднем как в нефтегазовой сфере
Для сравнения, розничные продажи табачной продукции в 2021 году составили 1,2 трлн руб. Если отталкиваться от минимальной цены пачки сигарет в 108 и 117 руб. в 2021 и 2023 годах соответственно, то выручка от табачных изделий вырастет на 8% до 1,3 трлн руб. По данным ФНС, производители табачных изделий заплатили 0,46 трлн руб. налогов в первом полугодии 2023 года, с экстраполяцией на год до 0,92 трлн руб. Тогда фактический налоговый пресс на табачную продукцию составит 71%, как раз как часто упоминаемый якобы пресс на нефтяную отрасль.
Возьмём основные отрасли обрабатывающей промышленности, включая производство компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, машин и оборудования, автотранспортных средств и прицепов, прочих транспортных средств и оборудования. Эти отрасли обеспечили вклад в ВВП России в 3,15 трлн руб. в 2022 году, и этот вклад вырастет из-за инфляции и реального роста производства до 3,42 трлн руб. в 2023 году. По данным ФНС эти отрасли заплатили всех налогов и сборов 0,67 трлн руб. за первое полугодие 2023 года, с экстраполяцией на год до 1,34 трлн руб. Фактический налоговый пресс на отрасли обрабатывающей промышленности составляет 39%.
Вклад в ВВП 2022 года образования и здравоохранения составил 1,61 и 1,29 трлн руб. соответственно и даст суммарно в 2023 году с учётом роста цен 3,1 трлн руб. Эти две отрасли заплатили налогов в первом полугодии 2023 года 0,58 трлн руб., по году получится 1,15 трлн руб. Налоговый пресс в этих отраслях составит в среднем 37%.
Надо ли говорить, сколь остро нашей стране необходим прогресс в указанных отраслях обрабатывающей промышленности? Надо ли напоминать про важность образования и здравоохранения? Кто-то может возразить, что эти отрасли получают внушительные субсидии из федерального бюджета, а образование и здравоохранение во многом работают на бюджетных деньгах. Только спрос за бюджетные деньги в этих отраслях намного серьёзнее как с их руководителей за результаты госпрограмм и нацпроектов, так и с сотрудников в виде высокой нагрузки при очень умеренной зарплате, особенно по сравнению с зарплатой нефтяников, особенно вне буровых Крайнего Севера.
Нефтяники хотят зарабатывать, как в США, но платить за социальную сферу и дороги, как в России, и "нахлобучивать бюджет", как металлурги
Одним из постулатов демпфера является компенсация нефтяникам якобы убытков от продажи топлива на внутреннем рынке по ценам ниже мировых. К слову, в США галлон бензина на АЗС стоил 3,8 долл. в октябре прошлого года и 3,5 долл. в октябре этого года, в пересчёте на литры по 3,8 литров за галлон получается 0,9–1 долл. В России розничная цена литра бензина составляла 51 и 55 руб. за литр в октябре прошлого и этого годов, а в пересчёте по курсу 55 и 95 рублей получается 0,93 и 0,58 долл. за литр. То есть во многие месяцы 2022 года розничная цена на бензин в России совсем немного уступала американской, но топливный демпфер в пользу нефтяников был огромным, масштаба планируемого на 2024 год.
Эта ситуация напомнила знаменитое высказывание первого вице-премьера А.Р. Белоусова о том, как металлурги "нахлобучили бюджет". Металлурги желают продавать металл на внутреннем рынке по мировым ценам, при этом хотят регулируемых заниженных цен на электроэнергию и железнодорожные перевозки. К этому следует добавить, что зарплаты в здравоохранении, образовании, полиции, в дорожном хозяйстве, пенсии в России отнюдь не как в США. Даже зарплаты в самой нефтяной отрасли меньше, чем в США: здесь 145 тыс. руб. в месяц (1,5 тыс. долл. по курсу 95), а там 6,7 тыс. долл. в месяц. То есть собственники в металлургии и нефтяной отрасли хотят получать здесь, как там, при этом забывая, что их издержки здесь намного меньше.
Акциз на бензин и дизтопливо рассматривается как источник финансирования дорожной сферы. Расходы Федерального дорожного фонда запланированы в размере 1,05 трлн руб. на 2024 год, плюс сопоставимые по объёму расходы региональных дорожных фондов. Платные дороги в подведомственности Росавтодора дают около 54 млрд руб. (данные из Годового отчёта за 2022 год, стр. 13), система "Платон" (сбор с большегрузов за проезд по федеральным дорогам) — около 35 млрд руб. в год. То есть прямая плата за проезд по дорогам покрывает только 8,5% расходов Федерального дорожного фонда, а с учётом региональных — только 4,3%.
Кто-то возразит, что дороги являются основой экономики. Но что именно важно для экономики: проезд большегрузов с промышленными и потребительскими товарами или проезд большего количества личных автомобилей преимущественно небедных людей? Небогатый россиянин при поездке на поезде в областной центр, соседний регион, в столицу или на отдых на юг оплачивает полный тариф (вагон, локомотив и железнодорожный путь). Небедный же россиянин с частыми поездками на личном авто платит только за автомобиль и бензин, а из-за демпфера-акциза в пользу нефтяников не платит за дорогу. Дороги финансируются в основном за счёт бюджета в целом, "конкурируя" с расходами на небогатых бюджетников и пенсионеров.
Демпфер как субсидирование небедных столичных автолюбителей за счёт небогатых бюджетников и регионов
Какова бюджетно-социальная природа выплат по топливному демпферу? В федеральном бюджете нет чёткого источника доходов под отрицательный для бюджета демпфер в пользу нефтяников, поэтому деньги на это берутся из общих источников, то есть другие бюджетные отрасли фактически конкурируют с нефтяниками за дополнительные расходы бюджета.
Разберём расхожий тезис, что демпфер в пользу нефтяников сдерживает внутренние цены на топливо и это хорошо для всех россиян. Росстат по итогам исследования 2020 года показывал, что 48,4% российских домохозяйств не имеют в своём распоряжении легкового автомобиля. Основной причиной отсутствия автомобиля в исследовании назывался недостаток денег. Получается, что демпфер субсидирует поездки половины более обеспеченных семей.
Из российских семей, владеющих автомобилями, 79% имеют в собственности один автомобиль, 15% владеют двумя и 6% — тремя и более. Вполне можно допустить, что семьи с двумя и более автомобилями пользуются ими часто и они более богаты, чем владеющие одним автомобилем и тем более не имеющие таковых.
Федеральная налоговая служба публикует данные о продажах топлива по регионам, из которых следует, что на Москву приходится 18% дизтоплива и 62% бензина в первом полугодии 2023 года. Дизтопливо больше используется грузовым транспортом и равномернее распределяется по регионам, а бензин в основном используется легковыми авто. Данные ФНС фиксируют продажи по месту расположения НПЗ, и часть бензина Московского НПЗ продаётся в областях Центральной России. Однако концентрация потребления бензина в Москве и области очевидна — из-за количества населения, больших масштабов города и пробок, значительно более высоких зарплат и обеспеченности автомобилями.
Мэр Москвы С.С. Собянин ещё в 2016 году оценивал население московской агломерации в 25 млн человек, и до 40 млн человек втянуто в жизнь столичной агломерации. В сентябре 2023 года средняя зарплата в Москве составляла 138 тыс. руб., в подмосковных Химках и Мытищах — 92 и 77 тыс. руб., в Калуге 54 тыс. руб., Курске, Орле, Смоленске по 45 тыс. руб. Получается, что демпфер в существенной части — это субсидии небедным автовладельцам московской агломерации.
Западные санкции и результаты деятельности нефтегазового сектора
Западные санкции стали большим вызовом для российских нефтяников. Вице-премьер Александр Новак заявлял в сентябре 2023 года на Тюменском промышленно-энергетическом форуме, что добыча нефти и газа снизится в 2023 году относительно 2022 года до 527 с 535 млн тонн и до 642 с 672 млрд кубометров, то есть на 1,5 и 4,5% соответственно. За 2022 год относительно 2021 года добыча нефти возросла на 2,1% и добыча газа снизилась на 11,7%. Средняя мировая цена российской нефти была 42 долл. за баррель в 2020 году, 69 долл. в 2021 году, 79,6 долл. в 2022 году, ожидается 63,4 долл. в 2023 году и запланирована 67,5 долл. на 2024 год.
Такая динамика говорит о том, что отрасль отлично адаптировалась к западным санкциям. Широкая общественность пока только догадывается о том, скольких усилий и издержек стоило это нефтяникам. Теневой танкерный флот, расчёты в рублях и дружественных валютах, далёкая Индия вместо близкой Европы, отчасти импортное оборудование добычи и переработки, уход западных нефтесервисных компаний очевидно увеличили издержки. Не исключено дальнейшее ужесточение западных санкций, особенно после преодоления потолка цен на нашу нефть.
Отчётность крупнейших нефтегазовых организаций России за первое полугодие 2023 года свидетельствует, что они успешно справились с санкциями.
"Роснефть" показала за первое полугодие 2023 года выручку 3,87 трлн руб., чистую прибыль 0,65 трлн руб., налоги 1,3 трлн руб. (фактический налоговый пресс от выручки 34%), краткосрочные и долгосрочные обязательства 9,9 трлн руб., выплаты по кредитам и займам и прочие финансовые выплаты 0,85 трлн руб. Сравним с первым полугодием 2021 года: выручка 3,8 трлн руб., чистая прибыль 0,43 трлн руб., налоги 1,73 трлн руб., обязательства 9,7 трлн руб., выплаты по кредитам 0,42 трлн руб. Получается, что выручка ровно та же, прибыль выросла в полтора раза или на 0,2 трлн руб., налоги снизились на четверть или 0,43 трлн руб., обязательства чуть выросли, а выплаты по кредитам выросли вдвое или на 0,42 трлн руб. Очевидно, что сокращение налогов "зеркалится" ростом выплат по кредитам без раскрытия конкретики кредиторов.
ЛУКОЙЛ за первое полугодие 2023 года показал выручку 3,6 трлн руб., чистую прибыль 0,56 трлн руб., налоги 0,73 трлн руб. (налоговый пресс 20%), обязательства 1,9 трлн руб. (в 5 раз меньше "Роснефти"), нетто-выплаты по кредитам 0,4 трлн руб. Сравним с первым полугодием 2021 года: выручка 4,1 трлн руб., чистая прибыль 0,35 трлн руб., налоги 0,77 трлн руб. (налоговый пресс 19%), обязательства 2,2 трлн руб., выплаты по кредитам 0,06 трлн руб. Здесь видно падение выручки на 12%, рост прибыли в 1,6 раза, почти неизменные налоги и вновь (как у "Роснефти") рост выплат по кредитам как бы за счёт прибыли. Ещё следует отметить, что ЛУКОЙЛ нарастил использование денег на инвестиции с 0,21 до 0,37 трлн руб., однако неясно, на капиталовложения или в финансовые активы.
"Газпром" за первое полугодие 2023 года показал выручку 4,13 трлн руб., чистую прибыль 0,33 трлн руб., обязательства 10,6 трлн руб., нетто-выплаты по кредитам 0,1 трлн руб., инвестировал на 1,3 трлн руб. За первое полугодие 2021 года выручка была 4,35 трлн руб., чистая прибыль 0,53 трлн руб., обязательства 9 трлн руб., прирост кредитов на 0,05 трлн руб., инвестировал в основном в капвложения на 0,86 трлн руб. Налоги "Газпром" раскрывает только в составе годовой отчётности, их величина составила 3,2 трлн руб. в 2022 году и 1,7 трлн руб. в 2021 году, с налоговым прессом от выручки 27% и 17%. "Газпрому" принадлежит "Газпромнефть" (крупная нефтяная компания, владеющая крупнейшим Московским НПЗ), а также половина "Мосэнерго", крупнейшего предприятия по генерации электроэнергии и тепла.
Важность балансировки интересов различных сфер и слоёв общества
Таким образом, цены на бензин вполне можно было поднять, особенно с большей амплитудой для небедной московской агломерации с её львиной долей реализации бензина. Да, преимущественно небедные и особенно активные автовладельцы, доля которых составляет примерно 10%, платили бы за бензин на 2–4 тыс. руб. в месяц больше. Нефтяники со средней зарплатой 145 тыс. руб. при средней зарплате по стране 71 тыс. руб. немного ужались бы из-за частичной раскладки отмены демпфера на них. Однако многие небогатые, которых насчитывается 45–60% от общей численности населения, избежали бы скачка инфляции и цен на товары первой необходимости примерно на те же 2–4 тыс. руб. Этот вопрос ещё можно урегулировать в бюджете следующего года либо отменив топливный демпфер, либо рассматривая его в качестве резерва правительства на случай непредвиденного ужесточения санкций или роста бюджетных расходов.
Сергей Ануреев