В отличие от США и стран Европы, где бензин и другие виды топлива значительно подешевели вслед за нефтью, в России ситуация обратная – бензин будет только дорожать. А если правительству не удастся избежать угрозы топливного дефицита, дорожать существенно. Но чем обусловлена столь парадоксальная ситуация?
Резкое падение мировых цен на нефть не привело к снижению стоимости горючего в России, поскольку в структуре цены отечественного топлива основная часть приходится на налоги, которые постоянно растут. Очередной рост цен на бензин ожидается в апреле вместе с новым повышением акцизов, что должно принести бюджету почти 90 млрд рублей дополнительных доходов. Вместе с тем члены федерального правительства неоднократно подчеркивали, что рост цен на горючее будет оставаться в пределах инфляции, а в долларовом эквиваленте стоимость бензина в России в период девальвации рубля вообще снизилась прочти вдвое. Но для того, чтобы не допустить дефицита на топливном рынке и удержать рост цен в приемлемых рамках, властям придется приложить очень серьезные усилия.
Бензин под налоговым прессом
«Значительную часть нового оборудования для российских НПЗ необходимо импортировать, что в условиях падения курса рубля неизбежно означает удорожание проектов»
Регулярный рост стоимости горючего на фоне падения мировых цен на нефть в последние недели стал одной из ключевых тем публичных дискуссий об экономической политике России. Парадоксальность ситуации усиливается тем, что в Европе и США цены на топливо мгновенно отреагировали на нефтяную динамику и в конце прошлого года вернулись на уровень начала 2009-го, когда нефть, как и сейчас, стоила порядка 35 долларов за баррель.
По данным Управления энергетической информации (УЭИ) США, средняя цена дизельного топлива «на шоссе» в Америке по состоянию на 8 февраля равнялась 2,008 доллара за галлон, или 53 цента за литр, тогда как год назад галлон дизеля стоил в среднем 2,835 доллара, или 75 центов за литр. Таким образом, за год дизельное топливо в США подешевело на 41,5%, что в значительной степени совпадает с динамикой стоимости нефти. Если в начале прошлого февраля баррель Brent стоил 54 доллара, то год спустя его цена опустилась до 34 долларов, или на 58,8%.
Для сравнения, в России, по данным Росстата, в прошлом году средняя цена дизельного топлива выросла на 3%, бензина А-76 – на 6,9%, АИ-92 – на 4,9%, АИ-95 и выше – на 4,8%. Средняя по стране стоимость литра бензина составила в 2015 году 34,9 рубля. Практически все аналитики топливного рынка сходятся во мнении, что виной всему – специфическая структура стоимости отечественного горючего, в которой доля самой нефти крайне мала (до 10%), а основная часть приходится на различные налоги, как прямые, которые платят производители, так и косвенные (акцизы).
Этот факт не отрицают и в российском правительстве: еще в декабре 2014 года министр энергетики Александр Новак говорил, что реальная себестоимость литра бензина составляет 3,5 рубля. А на днях ФАС в ответе на запрос депутатов Госдумы Валерия Рашкина и Сергея Обухова, обеспокоенных ростом цен на бензин при падении мировых цен на нефть, сообщила, что налоговая составляющая в конечной стоимости литра горючего равна примерно 65%.
При этом за последний год налоговая нагрузка на горючее в России существенно выросла. Сначала более чем на 55% была поднята ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а в начале этого года выросли акцизы: на 20% на дизельное топливо, на 36% на бензин класса «Евро-5» и на 44% на горючее более низкого класса. Уже начиная с 1 апреля ожидается новый рост акцизов: на бензин – на 2 рубля за литр, на дизельное топливо – на 1 рубль. Соответствующие инициативы исходили от Минфина РФ, который рассчитывает, что повышение акцизов даст поступление в бюджет 89,3 млрд рублей дополнительных доходов.
Для сравнения, в Америке доля сырья в конечной стоимости горючего заметно превосходит долю налогов, в связи с чем цены на топливо весьма чувствительны к движению нефтяных цен. По информации УЭИ США, в декабре прошлого года структура стоимости дизельного топлива в стране была такова: 37% цены приходилось на собственно нефть, 11% – на переработку, 30% – на дистрибуцию и маркетинг, и лишь 22% – на различные налоги.
Парадоксы девальвации
Но эффектность сравнения динамики цен на нефть и горючее в России и США несколько ослабевает, если перевести рублевую стоимость бензина в доллары. В этом случае окажется, что в валютном эквиваленте горючее в России за последние пару лет сильно подешевело. Два года назад литр бензина АИ-95 стоил порядка 32,5 рубля, или 0,92 доллара (который в середине февраля 2014 года стоил 35 рублей 25 копеек), а в середине января этого года литр АИ-95 стоил 37,1 рубля, или 0,47 доллара.
Иными словами, рублевая цена бензина за два года выросла примерно на 14%, а валютная упала почти вдвое, и сейчас в долларовом эквиваленте цена на горючее в России вполне сопоставима с приведенной выше средней ценой в США. Впрочем, есть и одно серьезное отличие, которое заключается в том, что в Америке гораздо больше независимых нефтепереработчиков и топливных операторов, находящихся между собой в состоянии жесткой конкуренции. «Ценовые войны» вынуждают операторов регулярно устраивать маркетинговые акции наподобие той, что в январе провела одна из сетей АЗС в городе Хафтон Таун (штат Мичиган), которая продавала бензин по 12 центов за литр (порядка 9,5 рублей). Понятно, что на высокомонополизированном российском рынке ожидать от топливных операторов столь неслыханной щедрости не приходится.
Если сравнивать российские цены на горючее с теми странами Европы, где почти нет собственной нефтедобычи, результат сравнения окажется в пользу России. Во Франции, к примеру, в конце прошлого года стоимость дизельного топлива упала до 0,99 евро за литр, что сопоставимо с уровнем начала 2009 года. В пересчете же на российскую валюту это составляет порядка 80 рублей, то есть более чем в два раза дороже, чем стоимость дизеля на отечественном рынке. При этом доля налогов в стоимости горючего во Франции составляет порядка 58%, что в целом сопоставимо с российским уровнем.
Призраки топливного дефицита
В таких условиях правительство усматривает своей основной задачей удержание стоимости горючего в пределах официального уровня инфляции. «В меру инфляции, не больше», – прокомментировал в конце января ожидаемое повышение цен на бензин вице-премьер Аркадий Дворкович (его коллега, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, недавно спрогнозировал, что по итогам 2016 года инфляция в России составит 7–7,5%). Впрочем, подобные заявления членами федерального правительства делались и раньше. Например, в ноябре 2014 года министр энергетики Александр Новак констатировал, что рост цен на топливо в России не опережает инфляцию, добавив, что «это нормально». А в прошлом году зафиксированный Росстатом рост цен на бензин оказался ниже официальной инфляции в 2,7 раза.
Из серии подобных высказываний можно сделать вывод, что власти воспринимают рост стоимости топлива как необходимое, но все же управляемое зло. Однако диапазон вызовов, с которыми требуется справиться, дабы удержать цены на бензин в рамках инфляции, постоянно растет. В частности, в настоящее время на российском топливном рынке существует ряд угроз возникновения дефицита, а следовательно, и значительного роста цен. Эти риски в значительной степени определяются все тем же фактором девальвации рубля.
Прежде всего, в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза, на этот год был намечен переход российских нефтеперерабатывающих заводов на выпуск топлива стандарта «Евро-5». Для этого еще в прошлом десятилетии ведущие отечественные НПЗ запустили реализацию дорогостоящих инвестпрограмм, завершить которые до начала девальвации рубля смогли далеко не все. Именно поэтому весной прошлого года нефтяники добились от правительства переноса ввода новых регламентов с января на июль 2016 года, а не так давно стало известно, что ФАС направила в правительство письмо с предложением отсрочить переход на «Евро-5» до 31 декабря.
В качестве одного из соображений в пользу такого решения в этом документе указано недопущение дефицита нефтепродуктов на территории РФ, поскольку не все участники рынка успевают завершить модернизацию своих производств. В Минэнерго объем дефицита в октябре прошлого года оценили в 1,8–3,8 млн тонн. Причина этого лежит на поверхности: значительную часть нового оборудования для российских НПЗ необходимо импортировать, что в условиях падения курса рубля неизбежно означает удорожание проектов.
Еще один фактор, способствующий возникновению дефицита на рынке топлива, – растущий экспорт, который приносит производителям доходы в валюте. Только с начала этого года объем экспорта горючего из России вырос на 40% в сравнении с тем же периодом 2015 года, при этом отгрузка на внутренний рынок снизилась на 8,4%, а производство просело на 3%. Еще в середине января в телеинтервью Александр Новак утверждал, что дефицита нефтепродуктов в России нет, что было обусловлено прошлогодним повышение цен на горючее. Однако на последовавшее сокращение внутреннего предложения быстро отреагировали оптовики: за последний месяц их цены на АИ-92 выросли на 13,8% (до 35,9 тысячи рублей за тонну), а на АИ-95 – на 11,6% (до 37,1 тысячи рублей за тонну). В связи с этим ФАС уже призвала производителей увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и не наращивать добычу.