Переориентация с портов стран Балтии на порты РФ белорусского внешнеторгового грузопотока, создание белорусских портовых терминалов на российском Северо-Западе устраняет почти полувековую зависимость Белоруссии от транзита через страны Балтии.
Руководство Ленинградской области и президент Белоруссии А. Лукашенко договорились в Минске о формировании в 2022-2023 гг. сети терминалов для белорусских экспортных товаров. Как отметил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко по завершении переговоров, стороны согласились в «целесообразности комбинированного варианта». То есть, это предоставление земельных участков для строительства собственных портовых сооружений в сжатые сроки, и параллельное использование существующих терминалов. Кроме того, ряд терминалов Ленинградской области в бассейне Финского залива готовы «уже сегодня заключить соглашения — вплоть до передачи части своей территории в управление белорусской стороне».
Примечательно в этой связи мнение главы «Белнефтехима» Андрея Рыбакова: «Мы уже переориентировали наши поставки на порты России. Это сделано ввиду санкционных риторики и действий, исходящих из стран Балтии, чтобы не зависеть от таких обстоятельств». По оценке А.Рыбакова, передислокация белорусских нефтяных и нефтехимиических грузов на порты РФ «выгодна обеим сторонам».
Окончательные решения по конкретным белорусским терминалам в данном регионе будут приняты не позже 3-го квартала с.г. Речь идет о портовых терминалах Приморска на севером берегу Финского залива, Усть-Луги — на южном, а также о терминале Бронка в порту Санкт-Петербурга. Будут развиваться портово-перевалочные мощности, в том числе для белорусских грузов, и на западе той же области: между границей с Эстонией и портовым комплексом Усть-Луга.
Отметим, что еще весной 2021-го были проведены тестовые железнодорожные перевозки белорусских калийных удобрений, бензина, дизельного топлива, топливных масел в порты Усть-Луга и Санкт-Петербурга для последующего экспорта. Эти перевозки более значительные по протяженности в сравнении с портами Литвы и Латвии примерно на треть.
Однако ввиду низких транзитных тарифов и портовых расценок в РФ для Белоруссии — перевозки через российский Северо-Запад более выгодны для белорусской стороны. Наша же выгода в том, что, благодаря грузам из Белоруссии повышается загрузка всех российских портовых комплексов в бассейне Финского залива.
В начале апреля этого года западнее Усть-Луги — в Вистино (южное побережье Финского залива) введена в действие на полную мощность — 10 млн тонн в год — первая очередь комплекса «Ультрамар» для перевалки/отправки химудобрений. Отсюда уже осуществляются поставки и белорусских калийных удобрений. К середине 2020-х мощность этого комплекса превысит 20 млн тонн ежегодно.
Кроме того, российский «Еврохим» планирует не позже 2023 года ввести в эксплуатацию в Усть-Луге терминал на 6 млн тонн/год. По имеющимся оценкам, до трети этих мощностей будут задействованы для экспортной продукции белорусского химпрома, включая удобрения.
Что касается транзита белорусских нефтепродуктов на экспорт через РФ, за 2021-23 годы в целом запланировало отправить на внешний рынок почти 10 млн тонн этой продукции — через порты Ленинградской области.
Причем нарастающими темпами: в 2021-м было отправлено около 3 млн тонн нефтепродуктов, на 2022-23 гг. эти поставки составят, соответственно, 3,2 и 3,1 млн тонн.
Заметим в этой связи, что в стоимости товарного экспорта Белоруссии общая доля химудобрений и нефтепродуктов достигает 12%. Это наиболее доходная часть белорусского экспорта, ибо она ежегодно формирует не менее трети общих экспортных доходов Белоруссии. Поэтому очевидно, что низкие транзитные расценки в РФ для этих грузов бессрочно выгодны для Минска.
А в более широком контексте обоюдное взаимодействие в этой сфере укрепляет российско-белорусскую интеграцию. Уже потому, что переориентация внешнеторговых потоков Белоруссии на российские терминалы — это наглядное свидетельство координации транспортной и внешнеэкономической политики Москвы и Минска.
Нелишне напомнить, что, во-первых, транзит внешнеторговых грузов РФ через страны Балтии за последние 15 лет почти на 90% ушел из этих стран. В пользу опять же российских терминалов в Ленинградской, Архангельской и Мурманской областях. Тем самым, прибалты лишились не меньше 15% ежегодных госбюджетных доходов, российская же сторона экономит за счет сокращения транзита через прибалтов до 150 млн долл. в год.
А во-вторых, введенные ЕС санкции против Белоруссии в 2020-22 гг. включают прекращение её грузового транзита и через прибалтийские страны. Отметим, что до этого доля прибалтийского транзита достигала, как минимум, 40% во внешнеторговых перевозках Белоруссии. В том числе, по белорусским нефтепродуктам и химудобрениям эта планка превышала 65%. Потому в Вильнюсе и Риге рассчитывали, что Минск будет, в буквальном смысле, «упрашивать» прибалтов продолжать белорусский грузовой транзит.
Но не случилось: оперативная передислокация грузов Белоруссии на российские порты уже лишает казну Литвы и Латвии свыше 10% доходных поступлений.
Словом, координация транспортной и внешнеэкономической политики России и Белоруссии — достойный, притом весьма своевременный ответ на попытки заблокировать и белорусскую внешнюю торговлю, и российско-белорусскую интеграцию.
Артем Леонов