Офшорные олигархи, контролирующие крупнейшие металлургические активы России, "нахлобучили" государство на 100 млрд рублей. Вице-премьер Андрей Белоусов завил, что государство намерено вернуть эти деньги. В ответ олигархи огрызнулись, а глава НЛМК Владимир Лисин увидел в этом "синдром Госплана – болезнь "красных глаз". Но чем обернётся спор, о котором мы говорим не первый раз?
Новый виток конфликта между правительством и офшорными металлургами является для государственников проверкой на прочность. Прошлогодние успехи остались в памяти, но их недостаточно: необходимы новые победы над офшорными олигархами и прикрывающими их системными либералами.
Тот же Владимир Лисин, столь резко прокомментировавший слова вице-премьера Андрея Белоусова, видимо, полностью уверен в своей безнаказанности и считает себя более влиятельной персоной, чем руководители страны.
В то же время заявление владельца "Норникеля" Владимира Потанина выглядит более конструктивным, хотя он считает меры, предлагаемые Белоусовым, неэффективными:
Дивиденды – это способ легитимного распределения прибыли компании, который даёт дополнительный доход бюджету в виде налогов. Любая атака на этот институт контрпродуктивна ещё и потому, что повредит привлекательности нашей страны для частных инвестиций. Привлекательность подразумевает доход, и дивиденды – самая прозрачная форма такого дохода для инвесторов.
Тем не менее простые цифры говорят об обратном. Пару дней назад ассоциация "Русская сталь", объединяющая крупнейших металлургов, выпустила релиз, в котором гордо сообщила, что в результате повышения мировых цен на металл и, следовательно, чистой прибыли компаний сектора дополнительный рост доходов бюджета составит 250 млрд рублей.
Безусловно, это так. Проблема в том, что в то же время рост дивидендных выплат по итогам 2021 года составит сумму, в два раза большую, – 500 млрд рублей. По крайней мере, именно так считают в ЦБ.
Рост прибыли крупных компаний в России – это очень хорошо. До тех пор, пока мы не вспоминаем о простом факте: все вышеуказанные компании зарегистрированы в офшорах. Это значит, что значительная часть прибыли будет выведена из страны в качестве дивидендов.
То есть проблема здесь заключается даже не в том, что металлурги направляют рекордные суммы на дивиденды. Проблема в том, что эти дивиденды отправляют за кордон. Это прямой отток капитала. Изъятие денег из экономики ни за что не покроет те плюсы, которые страна получит в результате роста налоговых поступлений.
Позицию Андрея Белоусова моментально поддержал спикер Госдумы Вячеслав Володин:
Правильно высказался по этой ситуации первый вице-премьер Белоусов. Со своей стороны Государственная Дума в течение недели выработает предложения – они могут быть разные. Но совершенно очевидно, что недопустимо, когда на внутреннем рынке необоснованно растёт цена на продукцию, а компании получают сверхдоходы, прекрасно понимая, за чей счёт.
В этой ситуации недорабатывают ФАС и Министерство экономического развития, которые должны были ещё месяц назад внести необходимые предложения, чтобы остановить рост цен.
Любопытно, что на этом фоне Министерство экономического развития не спешит принимать реальные протекционистские меры. В Минэкономразвития в ответ на критику Володина заявили следующее:
В связи с продолжающимся ростом стоимости металлопродукции по предложению Минпромторга России подкомиссией по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле 26 мая 2021 года принято решение о существенном увеличении ставки вывозной таможенной пошлины в отношении лома и отходов чёрных металлов до 5%, но не менее €70 за 1 тыс. кг.
Однако подобная мера никак не может повлиять на стоимость металлургической продукции на внутреннем рынке. Так, увеличение экспортной пошлины на лом и отходы чёрных металлов только лишь снизит себестоимость продукции для компаний сектора, которые вряд ли поспешат опускать цены.
В общем, Министерство экономического развития Максима Решетникова снова тормозит и не оправдывает ожидания вице-премьера Андрея Белоусова.
Тем не менее первый вице-премьер настроен решительно. По его заявлению, правительство с высокой долей вероятности увеличит НДПИ на руду. Данный шаг является абсолютно оправданной мерой, поскольку, с одной стороны, снизит маржинальность металлургических компаний, которая сейчас доходит до 35–45%, а с другой стороны, существенным образом пополнит государственную казну. Подобное станет тем самым изъятием сверхдоходов офшорных олигархов, о котором говорит Белоусов.
Вообще, когда металлурги вопят о чудовищной несправедливости, им следует помнить о том, что налоговая нагрузка на их отрасль составляет всего лишь в районе 10% от конечной стоимости продукта, в то время как в нефтегазовом секторе она равна 35–60%.
Впрочем, даже изъятие сверхприбылей в пользу бюджета станет только лишь полумерой. Проблема является куда более глубокой. Она заключается в тотальной офшоризации отрасли. Рост налоговой нагрузки снизит, но не искоренит отток капитала.
Поэтому следующим логичным шагом государственников станет проведение деофшоризации сектора. В том случае, если компании перерегистрируются хотя бы в "русские офшоры" в Калининграде и во Владивостоке, будут возможны даже налоговые послабления. Например, по механизму СЗПК (Соглашение о защите и поощрении капиталовложений).
Но пока офшорные металлурги продолжают выводить деньги из страны, повышая стоимость продукции на внутреннем рынке, любой диалог с ними будет бессмыслен. И хамское высказывание главы НЛМК Владимира Лисина является ярким тому доказательством. Поэтому здесь необходимы решительные удары.