Советник президента России Сергей Глазьев в эксклюзивном интервью «Кто в курсе» заявил, что нынешнее руководство Банка России не признает ошибочность своей политики, и именно поэтому ЦБ должны возглавить другие люди.
— В начале июля российские СМИ сообщали о том, что уже к концу 2017 года Резервный фонд будет исчерпан, и правительство вынуждено будет использовать средства Фонда национального благосостояния. Как вы оцениваете эти прогнозы?
Вполне возможно, но это не имеет значения для макроэкономической ситуации. По существу, эти фонды являются составной частью валютных резервов страны. Только ими распоряжается не Банк, а Правительство России. Их расходование означает, что по решению правительства продается валюта, которую формально приобретает Центробанк, эмитируя под эти цели рубли, которые направляются на финансирование дефицита федерального бюджета.
По существу, это денежная эмиссия, которая может вестись и напрямую для приобретения долговых обязательств правительства, как это делают в США, ЕС и Японии. Если в ведущих странах мира эмиссия денег ведется, прежде всего, в интересах правительства под его долговые обязательства, то у нас, наоборот, финансовая политика правительства подчинена функционалу Центробанка, который ведет борьбу с инфляцией посредством ограничения денежной массы.
Упоминавшиеся Вами фонды были созданы именно для этих целей – в них стерилизовывались, то есть выводились из обращения, так называемые нефтяные сверхдоходы государства. Хотя, если сопоставить структуру расходов государственного бюджета у нас и в других странах, то становится очевидным, что эти деньги были лишними только в воображении министра финансов. По сути эти фонды образовались вследствие недофинансирования образования, здравоохранения и науки, доля которых в ВВП России вдвое ниже передовых стран. Это изъятые из экономики деньги, которые сегодня в нее возвращаются. Макроэкономический смысл этой операции заключается в замораживании части денежной базы, которая могла бы работать с пользой для развития экономики.
— Дефицит бюджета России в текущем году может превысить 3% порог. Какие меры будет использовать правительство, чтобы сдержать рост дефицита? Возможна ли очередная волна девальвации рубля в среднесрочной перспективе?
В соответствии с рекомендациями МВФ правительство собирается консолидировать бюджетные расходы, что в переводе на русский означает их банальное сокращение. Это повлечет дальнейшее сокращение спроса и усугубит спад производства и инвестиций. Это может дать краткосрочный антиинфляционный эффект, но успеха в борьбе с инфляцией не принесет.
Падение производства влечет снижение покупательной способности имеющейся денежной массы, поэтому при снижающемся производстве инфляцию сбить весьма проблематично. Она остается высокой, поскольку при сокращении объемов производства растут издержки, а следствием падения инвестиций становится нарастающее технологическое отставание. Последнее влечет снижение конкурентоспособности национальной экономики, платой за которое и становится девальвация национальной валюты. Так нет сомнений, что именно это и произойдет вследствие проводимой макроэкономической политики.
— Российский ЦБ продолжает сохранять высокую ставку, в то же время многие эксперты говорят о том, что политика инфляционного таргетирования работает, и уже в следующем году рост потребительских цен не превысит 5-6%. Как вы оцениваете такие прогнозы, и почему ЦБ так осторожно подходит к вопросу снижения ставки?
ЦБ действует в соответствии с рекомендациями МВФ, согласно которым под таргетированием инфляции понимается сочетание трех мер: отказ от валютных ограничений, в том числе на трансграничное движение капитала; свободное плавание курса рубля; манипулирование процентной ставкой как главный рычаг управления. В целях снижения инфляции этот рычаг предлагается поднимать. Как действует этот набор мер, мы уже видели: вследствие девальвации рубля разгоняется инфляция, а в результате повышения ключевой ставки падают производство и инвестиции. Экономика втягивается в стагфляционную ловушку в полном соответствии с замыслом Вашингтона о введении против России экономических санкций.
Я неоднократно показывал, что в условиях полностью открытого финансового рынка никакие манипуляции ключевой ставкой не дадут ожидаемого эффекта, поскольку всегда можно занять деньги за рубежом по более низкой ставке. А свободное плавание курса рубля делает его объектом манипуляций со стороны спекулянтов, сверхприбыли которых позволяют им брать кредиты по любой ставке. Иными словами, данный режим таргетирования инфляции обрекает экономику на стагфляцию и деградацию производственной сферы, создавая колоссальные возможности для международных спекулянтов обогащаться на дестабилизации макроэкономической ситуации.
— Стоит ли ожидать, что в случае ухудшения экономической ситуации в стране ЦБ все же решится на реализацию программы стимулирования за счет предоставления ликвидности реальному сектору по льготной ставке? Может ли такая мера спровоцировать скачок инфляции?
Для этого руководить ЦБ должны другие люди. Нынешнее руководство едва ли признает ошибочность своей политики, которая уже обошлась стране в триллионы рублей недопроизведенного ВВП и несделанных инвестиций. Предлагаемая нами целевая кредитная эмиссия обеспечит рост производства и инвестиций, если она будет встроена в систему стратегического управления и будет обеспечиваться контроль за целевым использованием денег и выполнением планов, под которые они предоставляются. Инфляция при этом должна будет снизиться вследствие повышения объемов и эффективности производства.
— Когда на ваш взгляд, экономика России выйдет на «территорию роста», и какими темпами будет расти ВВП в ближайшие 4 года?
Наша экономика по ресурсным ограничениям может расти с темпом 6-8% в год. Имеющиеся производственные мощности, трудовые, сырьевые и интеллектуальные ресурсы позволяют произвести в полтора раза больше продукции, чем сегодня. Поэтому чем раньше мы добьемся смены проводимой политики, тем быстрее начнется экономический рост. И наоборот, в рамках нынешней политики растут только спекулятивные операции и прибыли от манипуляций курсом рубля.