Вчера в Сочи состоялось заседание Госсовета. Следить за данными мероприятиями всегда важно, поскольку именно на сессиях Госсовета озвучиваются стратегические инициативы.
В этот раз одним из наиболее значительных заявлений стала поддержка Президентом России Владимира Путина инициативы Андрея Белоусова по инфраструктурному строительству.
Но обо всем по порядку
Несколько дней назад я опубликовал материал на тему перспектив запуска печатного станка для точечного финансирования перспективных проектов развития.
К сожалению, данный проект Белоусова так и не был запущен. Однако у первого вице-премьера был План Б, который уже начал реализовываться.
Целью Белоусова было вытащить ликвидные средства у банков для финансирования реального сектора экономики. В первую очередь, инфраструктурных проектов, поскольку в них частные инвестиции практически невозможны. Это дело государства.
Решение было найдено. Речь идет о выпуске инфраструктурных облигаций для финансирования проектов в сфере автодорожного, железнодорожного, портового и другого строительств. При этом, облигации выпускаются не в классическом формате с установленным сроком погашения, а в форме вечных бондов.
Что такое вечные бонды? Это ценные бумаги с неустановленным сроком обращения. То есть, эмитент (РЖД или Автодор) может не расплачиваться по ним никогда, но обязан совершать регулярные купонные выплаты.
Первое размещение вечных бондов осуществили РЖД в конце июня. Изначально я не придал этому особое значение. Да, механизм стал уникальным для России, но я посчитал его лишь однократным действием в виду кризиса. Сейчас стало ясно, что это является продуманным стратегическим проектом Андрея Белоусова. Собственно, он сам это заявил на выступлении в Совете Федерации.
Итак, что мы имеем в настоящий момент. РЖД провели уже три выпуска вечных бондов. Общая сумма в млрд.: 30 + 20 + 100 = 150 млрд. рублей. До конца года РЖД планирует выпустить облигации еще на 220 млрд. рублей. Деньги пойдут на расширение БАМа и Транссиба.
Затем. К выпуску бессрочных облигаций готовится Газпром, который планирует разместить их на общую сумму в 150 млрд. рублей.
Ну и теперь самое главное. Владимир Путин поддержал предложение Андрея Белоусова по выпуску инфраструктурных облигаций на общую сумму в 1 трлн. рублей. Оперативной разработкой проекта занимался вице-премьер Марат Хуснуллин. Из этой суммы 500 млрд. рублей пойдет на финансирование строительства автодорог. Эмитент - Автодор. Именно эти полтриллиона, скорее всего, будут выпущены в форме вечных бондов. Напомню, главным проектом Автодора до 2024 года является мегатрасса Москва - Казань. Стоимость строительства - 680 млрд. рублей.
Из ни вечные бонды - 500 млрд., ФНБ - 150 млрд. (Мишустин уже подписал указ), еще 30 млрд. планируется привлечь по концессии.
До этого срок строительства трассы был сокращен в 2 раза: с 8 до 4 лет.
Как видим, механизм вечных бондов активно внедряется в российскую экономику. Что важно заметить, именно банки являются самыми активными покупателями данных ценных бумаг.
Фактически вечные бонды становятся альтернативной валютой России для финансирования экономических проектов развития. Вечные бонды могут покупаться/продаваться их держателями, а также, я думаю, в скором времени их будет принимать ЦБ в качестве залога под ликвид. По данному вопросу я подготовлю отдельный материал. В общем, если не удалось запустить печатный станок, то можно запустить альтернативную валюту. Пока что темпы радуют.
Константин Двинский