Счётная палата подвела итоги исполнения бюджетов за девять месяцев. Пока в Госдуме обсуждают, как сверстать будущий трёхлетний бюджет, Счётная палата (СП) РФ проанализировала промежуточные итоги того, насколько профессионально и эффективно Правительство исполняет предыдущий бюджет 2016 года. Итак, Счётная палата подготовила оперативный доклад, в котором анализирует, как исполняются бюджеты всех уровней, а также насколько эффективно были реализованы положения антикризисного плана Правительства в январе – сентябре 2016 года.
Общее впечатление от материалов СП – могло быть и хуже... А вот лучше – вряд ли. Главная причина в том, что, как следует из оперативного доклада, изначально в проект бюджета, разработанный Правительством, были заложены неверные фундаментальные показатели – прогнозируемые мировые цены на углеводороды , поступления от экспорта которых, как известно, составляют основу бюджета, а также возможные валютные курсы рубля. В конце прошлого года на стадии парламентских чтений бюджетного законопроекта, несмотря на достаточно острую критику в адрес его разработчиков из Минэкономразвития, более обоснованных ориентиров получить не удалось, да и рекомендации некоторых членов Совета Федерации более обоснованно и аргументированно обозначить нефтяные и валютные котировки остались неуслышанными.
Итог такой: средняя цена на нефть марки «Юралс» (её экспортирует в основном Россия) в январе – сентябре составила 39,74 доллара США за баррель, что на 10,26 доллара ниже среднегодовой прогнозной цены (50 долларов), заложенной Минэкономразвития в бюджет для определения его доходов. Более чем десятидолларовая разница серьёзно искажает картинку доходов: подсчитано, что падение нефтяных котировок на доллар лишает бюджет доходов на два миллиарда долларов, или примерно на 120–130 миллиардов рублей, если считать по среднегодовому валютному курсу. Такая ошибка в прогнозах стоит почти 10 процентов общей суммы доходов бюджета, что, разумеется, не лучшим образом сказывается на его выполнении. Правда, нет худа без добра – чуть-чуть выправила ситуацию другая ошибка Минэкономразвития: реальный курс рубля к доллару тоже существенно отличается от прогноза, составляя в среднем 68,22 рубля за доллар при заложенных в бюджет 63,3 рубля. Разница – 7,8 процента – позволяет немного сократить бюджетный дефицит за счёт продажи валюты. Минус на минус дал небольшой плюс.
Тем не менее ошибку в 1,2–1,3 триллиона рублей пришлось покрывать в основном из средств Резервного фонда, потратив на эти цели – вот удивительное совпадение – как раз 1,2 триллиона рублей. Покрыть-то покрыли, а вот вполне логичного в такой ситуации падения экономических индексов избежать не удалось.
Счётная палата констатирует, что «существуют значительные риски недостижения темпа роста ВВП по итога года». И это притом что этот показатель задним числом был уменьшен на 1,3 процента.
Сократились объёмы производства, в первую очередь в высокотехнологичных отраслях с высоким уровнем добавленной стоимости: легковых автомобилей – на 11 процентов, электронной аппаратуры – на 17,8 процента. Крайне тревожный факт – падает стройиндустрия, в том числе и промышленное строительство: производить стройматериалов стали меньше на 11–22 процента.
А вот экспорто ориентированные отрасли стали чувствовать себя лучше на фоне слабеющего рубля – производство красителей возросло почти на 20 процентов, а в целом химпром увеличил стоимостные объёмы на 6 процентов. Зафиксировано оживление и в отраслях, связанных с сельским хозяйством, которое увеличило производство продукции на 3 процента сравнительно с прошлым годом.
По-прежнему совершенно неудовлетворительно идёт выполнение федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП). Деньги, которые выделяет федеральный бюджет, никак не могут превратиться в готовые производственные мощности: потрачено всего около 46 процентов от так называемых лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), проще говоря, построено меньше половины от намеченного, что хуже, чем даже в прошлом, не самом благополучном в этом смысле, 2015 году, когда этот показатель составил 55,5 процента.
Что значит срыв этих, казалось бы, отвлечённых больших планов, наши сограждане почувствовали на собственных кошельках – реальные располагаемые доходы снизились на 5,3 процента при самой щадящей оценке. Да и эти доходы в виде зарплаты выдают не всегда вовремя, задолженность составила 3,7 миллиарда рублей, причём особо страдают работники обрабатывающей высокотехнологичной промышленности, на долю которых приходится почти половина долгов.
Но будет ли лучше? Ведь преодолеть кризис намечено, используя масштабный план действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития страны. И денег выделено для этого немало – почти 700 миллиардов рублей, что больше, например, расходов на здравоохранение.
Поборолись с кризисом, как следует из материалов СП РФ, не совсем удачно. По состоянию на 1 октября 2016 года сняты с контроля 62 пункта плана. А из оставшихся 60 мероприятий полностью выполнен 1(один) пункт, или 1,7 процента от общего объёма. Частично выполнено 5, не выполнено 19 пунктов. А ещё 35 пунктов (58 процентов) отнесены к загадочной категории «находятся в работе», что уж вовсе не понятно – то ли выполнены, то ли не выполнены, то ли выполнены частично. Другого состояния не дано, что даёт основания думать, к работе по этим пунктам вовсе не приступали. Среди тех пунктов, которые относятся к категории «частично выполненных», можно выделить мероприятия, направленные на то, чтобы сохранить уровень лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на социальную помощь, – пенсионеров. Так вот, из 50,2 миллиарда на эти цели потратили около 37 миллиардов рублей, примерно 74 процента. 13 миллиардов не дошло, а ведь они вовсе не лишние для не очень молодых, не очень здоровых и не очень обеспеченных людей. Почему? Непонятно. Тут же не надо сложных схем и бизнес-планов, просто перечисляй деньги на соответствующие счета.
Другой пример – бюджетные кредиты регионам. Общеизвестно, что субъекты Федерации в долгах по причине того, что федеральный Центр делегирует полномочия, прежде всего социальные, а с источниками финансирования, мягко говоря, запаздывает. Регионы залезают в долги коммерческим банкам. Компенсируют эти долги бюджетными кредитами, в антикризисных мероприятиях на эти цели выделено свыше 300 миллиардов рублей. А регионы получили пока только 282 миллиарда, или 83 процента от плана. Хорошо, конечно, что достаточно большая цифра, но почему не перечислить всё, ведь денег от невыполненных мероприятий хватает, а каждый день просрочки накручивает проценты от полученных ранее коммерческих кредитов?
Среди 19 полностью сорванных пунктов правительственного плана – дополнительные меры по импортозамещению в сельском хозяйстве, государственное регулирование предельных отпускных цен на жизненно необходимые лекарства, оптимизация загрузки энергомощностей, с тем чтобы не допустить рост стоимости электроэнергии для потребителей... Важные и нужные пункты.
По классической школьной шкале оценок если задание выполнено наполовину, учитель ставит двойку. Или тройку с минусом в зависимости от настроения и успехов по остальным предметам. Но не больше. Это в школе. В жизни таких компромиссов нет.