Развитые страны – безнадёжные банкроты, которые никогда не смогут выплатить свои долги. Так миллиардер Пол Сингер, глава фонда Elliot Management, заявил на днях во время своего выступления в Тель-Авиве:
http://www.vestifinance.ru/articles/63365
Хроническая неплатежеспособность так называемых «развитых стран» – очевидный факт, который не отрицают даже самые ярые западники. На вопрос «как Штаты собираются отдавать свои неподъёмные долги», западники отвечают просто: напечатают ещё долларов, а если кто-нибудь попробует возмутиться, к берегам обнаглевшего кредитора подойдёт Пятый флот ВМС США и доступно растолкует позицию Вашингтона.
Бывает забавно слышать такого рода рассуждения из уст защитников демократии и прочих свобод либерализма. Их парадоксальным образом совершенно не смущает тот факт, что находящаяся в центре их мира страна ведёт себя как обычный бандит: берёт крупные суммы денег в долг, а потом кидает тех, кто имеет неосторожность потребовать свой долг обратно.
Ещё более забавно то обстоятельство, что порочная система жизни в долг – когда «развитые» страны с каждым годом всё глубже и глубже увязают в кредитах – представляется многим вечной. Простой житейский опыт подсказывает нам, что попытки решить свои финансовые проблемы через новые и новые кредиты рано или поздно неизбежно оканчиваются банкротством. И никаких чудесных способов обмануть базовые законы экономики у стран Запада нет – рано или поздно им придётся поднимать лапки вверх и признавать свою неплатежеспособность.
Доллар, кстати, последнее время дешевеет – на фоне колебаний Федрезерва США, который долго обещал поднять ставку рефинансирования, но так и не решился это сделать:
http://www.vestifinance.ru/articles/63375
Индекс доллара на днях показал так называемый «крест смерти», 50-дневное скользящее среднее пересекло линию 200-дневного скользящего среднего:
http://www.zerohedge.com/news/2015-10-14/death-dollar
Это плохой знак для американской валюты. При этом можно предположить, что после начала ПОПС – а это, как я писал на днях, последняя надежда экономики США – падение доллара ускорится:
http://fritzmorgen.livejournal.com/823584.html
Ничто в современном финансовом мире не бывает более беспомощным, безответственным и порочным, чем сидящие на ПОПС центробанки. Но уже ясно, что рано или поздно ФРС США перейдёт и на эту дрянь.
События развиваются не очень быстро по обывательским меркам, вряд ли мы увидим отрицательные ставки в США ранее, чем в начале 2016 года. Пожалуй, в этом году имеет шанс крякнуть разве что гривна – которую, как заявила госпожа Гонтарева, Нацбанк Украины больше не собирается удерживать за уши над водой:
http://rian.com.ua/economy/20151013/375181166.html
Тем не менее исполинская долларовая пирамида уже покрылась трещинами и начала издавать тревожные звуки.
Особенно грустно чувствуют себя американские пенсионные фонды, доходы которых околонулевая ставка ФРС США сбривает почти под корень. Фонды не могут вложить деньги в сколько-нибудь надёжные бумаги внутри США – а раз у них нет доходов в виде процентов с облигаций, то у них нет и возможности выплачивать пенсии.
Штат Иллинойс уже объявил, что не сможет перечислить в пенсионный фонд платежи на сумму в 650 млн долларов. Денег в бюджете Штата нет, и даже при благоприятном сценарии задолженность не удастся погасить ранее июня 2016 года:
http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-10-14/illinois-will-delay-pension-payment-because-of-cash-shortage
Однако как вы понимаете американские пенсионеры не могут (пока что) сидеть по полгода и более без пенсий, платить им надо сейчас. И пенсионные фонды, которые из-за политики дешёвых денег лишились возможности жить на проценты со своих капиталов, вынуждены брать на покрытие дефицита новые и новые кредиты.
Если бы дело было в России – где пенсионная система тоже далека от идеала, как, впрочем, и в любой другой стране мира – проблемы пенсионных фондов просто закрыли бы за счёт бюджета. Но для США этот вариант не подходит: денег в американском бюджете и так уже нет, а повышения налогов экономика США явно не выдержит. Судя по тому, что ФРС США очень хотел, но так и не решился поднять ставку рефинансирования хотя бы на четверть процента, все гайки уже закручены до предела, и повышение налоговой нагрузки даже на пару процентов станет последней соломинкой, которая переломит хребет реальному сектору экономики.
Что в этой ситуации делать пенсионным фондам?
Крупнейший пенсионный фонд США, CalPERS, планирует вкладываться в рубли. На данный момент в портфеле американского фонда лежит уже облигаций федерального займа РФ на сумму примерно в $250 млн, и фонд пытается сейчас увеличить объём вложений в рублёвые облигации:
http://www.finanz.ru/novosti/obligatsii/krupneyshiy-pensionny-fond-v-ssha-mozhet-uvelichit-vlozheniya-v-bondy-rf-1000859052
Если тренд продолжится, Calpers может увеличить позицию в российских бумагах, сказал Росборо. Фонд подавал заявку на приобретение инфляционных облигаций на аукционе в среду, но не получил их, так как цена отсечения была установлена ниже. Минфин РФ продал на аукционе весь предложенный объем инфляционных облигаций на 20,2 миллиарда рублей при спросе, почти впятеро превысившем предложение.
Новые облигации Минфина дают сейчас доход примерно в 7,5 процента годовых в рублях – при этом они защищены от инфляции:
http://www.rbc.ru/finances/14/10/2015/561e4ce59a79476091e77694
Весьма интересное предложение для американских пенсионных фондов, которые весьма нуждаются сейчас в деньгах, и которые в США по бумагам аналогичной надёжности не могут надеяться получить доход, который хотя бы покрывал долларовую инфляцию.