Русские Вести

13 тезисов Алексея Кудрина


FRITZMORGEN приводит тезисы из плана развития России Алексея Кудрина и объясняет, почему либеральные идеи нанесут экономике страны непоправимый урон.

Господин Кудрин — один из самых известных и уважаемых либералов в России — выдвинул свой план развития России. Лет 10 назад я бы наверняка поддержал идеи Алексея Кудрина двумя руками. На бумаге они выглядят столь восхитительно верными, что хочется вот прямо сейчас взять и проголосовать.

Тем не менее я всё же хочу вступить с Алексеем Кудриным в заочный спор. Либеральные рецепты, конечно, работают, тут сомнений нет... вот только эффект от либеральных лекарств столь мал, а побочные действия столь разрушительны, что их, пожалуй, следовало бы продавать не в аптеках, а магазинах с ядохимикатами.

Напомню, что Алексей Кудрин занимает сейчас должность главы Комитета гражданских инициатив. Как полагает Znak, его тезисы — «это не просто рассуждения свободного мыслителя: в Центре стратегических разработок российского правительства Кудрин как раз занимается созданием стратегии развития России после 2018 года, так что его идеи, скорее всего, лягут в основу долгосрочного плана развития страны».

Итак, вот конспект тезисов господина Кудрина (в пересказе того же Znak.com) с моими комментариями к ним:
https://www.znak.com/2016-11-20/rossiya_buduchego_13_tezisov_alekseya_kudrina_o_nashey_strane_cherez_20_let

1. В ближайшие 20 лет будет максимально эффективным то общество, которое сумеет мобилизовать возможности человеческой индивидуальности, человеческие способности. Мы переходим к «экономике знаний» — это привычные слова, но в России о них мало задумываются. Речь идет о таком принципе управления, который позволяет людям проявить свои индивидуальные возможности, возможности человека-творца. Это общество, которое будет создавать новые идеи, смыслы, технологии. В совокупности этого будут появляться новые организации и новые продукты.
Было бы неплохо увидеть доказательства этого сильного утверждения. Пока что представляется более логичным, что максимально эффективным будет то общество, которое будет иметь доступ к ресурсам разного рода, а также достаточно сильную армию, чтобы защищать эти ресурсы от США и прочих агрессоров.

2. В развитых странах в креативной индустрии (куда можно включить и программистов) работают 6-9% населения. У нас — около 0,5%. Наша задача — создавать креативные возможности и пространства для роста этого числа.
Развитыми странами в современном мире называются богатые страны, входящие в сферу влияния США. Россия подчиняться Америке и быть богатой не может в принципе — девяностые показали это со всей наглядностью. Следовательно, мы можем хоть 50% населения переквалифицировать в вейп-дизайнеров и барбер-фотографов, «развитой» страной от этого мы не станем.

3. iPhone — на 30% инженерная и математическая мысль, а на 70% — дизайн, создание диалога машины и общества. Чем дальше, тем больше все технические работы будут делать роботы, а люди смогут заниматься творчеством, в том числе создавать еще более эффективные способы общения с машинами.

Своему взлёту айфон обязан политике американских ОПСОСов, которые подбрасывали абонентам денег, дабы те переходили на тарифные планы с интернетом. Я рассказывал про это подробно год назад:
http://fritzmorgen.livejournal.com/814926.html

Также свой вклад в успех айфонов внесли патентное крючкотворство и агрессивный маркетинг. Инженерная и математическая мысль если и присутствовала, то весьма посредственная, ничего передового в айфонах не было. Что же касается диалога человека и машины, то за одну только программу iTunes я бы приговорил корпорацию Apple к пожизненному лишению прав на создание приложений. Более неудобной программы я за тридцать с лишним лет общения с компьютерами не видел.

4. Вскоре технологии заменят многие функции государства. Технологии блокчейн могут почти полностью заменить государственную бюрократию. Общество сможет само решать разные вопросы, фиксировать контракты и договоренности.

Среди нас, пожалуй, нет чудаков, которые поверят, что при строительстве многоквартирного дома можно обойтись без прорабов и без начальника стройки. Однако почему-то многим кажется, что государству можно отовсюду уйти и будет всё замечательно...

В тех странах, которые нам ставят пример либералы, государство куда как глубже и крепче проникает в общество, чем у нас. Простой пример — балконы. Попробуйте где-нибудь в Германии застеклить балкон без разрешения, сразу нарвётесь на крупный штраф. И знаете, что самое интересное?
Когда немцы смотрят на уродливые балконы наших домов, они не думают «ах как здорово жить без строгого государства, вот бы и нам так». Они думают: «вот дикари».

5. Если мы хотим быть конкурентоспособным обществом с высоким уровнем жизни, нам нужно отвечать на вызовы новой технической революции. Чтобы им ответить, у нас должно быть больше свободы — свободы для людей-творцов, в том числе с точки зрения культурных и социальных предпочтений. Чтобы быть уважаемыми и сильными (даже в военном плане), мы должны быть свободными и творческими. Готовы ли мы проложить дорогу к этой жизни и отказаться от ограничений архаизации, которые нам сегодня угрожают? Это основной вопрос дня.

Знаете, ещё ни одного человека не видел, которому общество мешало бы творить. Хочешь рисовать? Рисуй. Хочешь сочинять музыку? Сочиняй.Хочешь писать книги? Да пожалуйста!

Вот если прибить гениталии к брусчатке, поджечь дверь ФСБ или засунуть мороженую курицу в влагалище, тогда да, тогда проклятый режим несколько ограничит свободу самовыражения... но я как-то сомневаюсь, что именно через такого рода перформанс лежит путь к силе и уважению, тем более в военном плане.

6. С экранов телевизоров мы слышим необоснованную, как правило, антизападную риторику. Люди, которые говорят это, совершенно не понимают, как устроен современный мир. Уже сложились мощнейшие горизонтальные связи между людьми, между организациями, бизнесменами. Наша промышленность, включая военную, на 40-50% зависит от привоза технологий из-за рубежа. Мы продаем достаточно простой продукт и покупаем очень сложные. И это — работа большого профессионального сообщества, финансистов, бизнесменов, это тысячи и миллионы связей. Эта сфера абсолютно не соответствует той риторике, которая присутствует на наших телеканалах.

А вот здесь я с Алексеем Кудриным неожиданно соглашусь. Запад вовсе не является эдаким монолитным злом из подростковых сказок. Даже с Америкой мы вполне можем сотрудничать по очень многим вопросам, Европе же и вовсе сама география велела быть одним из главных наших партнёров. Россия должна активно развивать торговлю с остальной планетой — изоляция приведёт к слабости, а слабость к поражению.
Скажу больше. Евромайдан надолго похоронил ультралиберальное движение в России: лозунг «кружевные трусики и Евросоюз» в Москве сейчас совершенно неактуален. Поэтому если наши западные друзья и партнёры будут пытаться устроить в России очередную оранжевую движуху, они наверняка будут делать ставку на псевдокоммунистов или на псевдопатриотов.

Само собой, нельзя отрицать очевидное, многие страны Запада сейчас действительно ведут себя как враги, которые пытаются уничтожить Россию. Однако это не значит, что мы должны пулять по ним ракетами или огораживаться от них заборами. Войну следует вести сейчас на информационном, экономическом и дипломатическом фронтах.

7. В нашей стране сейчас существенно меньше рисков геополитических или военных, чем риска технологического или социального отставания. У нас детская смертность в четыре раза выше, чем в соседней Финляндии. Вот этим надо заниматься, чтобы быть успешным. Вопрос — как нам перейти к этому?

Младенческая смертность в России снижается довольно быстрыми темпами. В 2016 году Россия достигла исторического минимума по младенческой смертности:
http://vz.ru/news/2016/9/9/831563.html

Конечно, в богатой Финляндии, у которой не было периода либеральных девяностых, младенческая смертность ещё ниже, однако разрыв стремительно сокращается. Достаточно сказать, что он уже не четырёхкратный, как сказал, вероятно, по памяти Кудрин, а трёхкратный.

Наша медицина, вообще, сделала огромный шаг вперёд за последние 15 лет. Вот очень показательная диаграмма:


Как видите, стоило Горбачёву с Ельциным перестать уделять внимание геополитическим и военным рискам, как продолжительность жизни в России резко просела. И, напротив, когда Путин начал восстанавливать страну, продолжительность жизни быстро начала расти, достигнув сейчас рекордного за всю историю наблюдений показателя в 72 года.

8. Общество разбито на разрозненные группы, которые друг другу не доверяют. Мы должны связать эти группы, нужно построить между ними мостики. Нужно повысить друг к другу доверие, это одна из ключевых задач.
Это действительно огромная проблема. И знаете, кто вносит в неё огромный вклад? Либеральные СМИ и блоги, которые безостановочно излучают волны тягучей ненависти к чиновникам и государству.

Типичный потребитель оппозиционных СМИ — это несчастный человек, который уверен, что Россия Гибнет, что кругом враги, что каждый представитель власти — это вор, взяточник и вредитель, если не кто-нибудь похуже. С таким отношением к жизни объединяться можно разве что в банду...
Нам категорически не хватает позитивной повестки дня. И, знаете, если бы дело было в одних только оппозиционных изданиях, это было бы ещё полбеды. Проблема в том, что ту же ненависть и тот же негатив нагнетают и СМИ, которые считаются «провластными». Хорошие новости начисто забиваются «чернухой», особенно в регионах.

Само собой, вредители-журналисты — это только часть проблемы низкого уровня сплочённости нашего общества. Однако раз уж мы говорим о том, что можно изменить, это как раз та часть проблемы, с которой государство способно справиться.

9. Нам важно изменить статус предпринимателя, чтобы среди этого сообщества были герои, и они были уважаемы в обществе. Это потребует изменения традиции. Десятилетиями воспитывалось негативное отношение к предпринимателям. Но без этой перемены не изменится действительность.
Соглашусь полностью. И снова это камень в огород журналистов. В нейтральных СМИ о предпринимателях рассказывают редко и плохо, а если и делают нормальный репортаж, то его героем обычно оказывается какой-нибудь дружащий с изданием мини-олигарх. В оппозиционных СМИ вместо реальных предпринимателей нам показывают болтунов, у которых в их бедах виноваты все вокруг — начиная, разумеется, с государства.

10. Наше общество стареет. Государство не сможет нести на себе всю нагрузку по его поддержке. Часть этой нагрузки возьмет на себя само общество — бизнес, НКО. Российские бизнесмены уже вкладываются в университеты. У нас пока нет ни одного университета, носящего имя крупного предпринимателя, но скоро они появятся.

Давайте ближе к реальности. Крупные бизнесмены вкладываются не в университеты и больницы, а в домики в Лондоне и в дачи в Майами. Есть, разумеется, исключения — Владислав Тетюхин, например — однако взятый наугад бизнесмен будет, к сожалению, отнюдь не патриотом.
Может изменить ситуацию государство? Да, может. Нужно продолжать политику национализацию элит, всячески отсекать живущих на Западе компрадоров от денег и власти — законными методами, разумеется. Если наши элиты будут связывать своё будущее и будущее своих детей исключительно с Россией, будьте уверены, они массово начнут вкладываться и в университеты, и в футбольные поля, и во всю остальную инфраструктуру.

11. На подготовку к чемпионату мира сейчас тратится больше, чем на оснащение университетских лабораторий. И это катастрофа. Но одновременно большие стройки внушают некоторый оптимизм: мы можем, если надо, навалиться и сделать. Смогли же сделать Сочи? Давайте навалимся и сделаем наши университеты технически лучшими в мире. Давайте поставим такую задачу.

Я полностью поддерживаю выделение денег университетам, однако сразу вижу в этой идее один большой подводный камень. Руководство большей части университетов, к сожалению, насквозь коррумпировано. Оно и при советской-то власти не блистало прозрачностью, а нищие девяностые развратили его до каких-то почти африканских глубин цинизма.

Если выдать университетам деньги и сказать «постройте тёплые уютные корпуса для учёбы», это, вероятно, можно будет сделать, это можно проконтролировать. Если выдать университетам много денег и сказать «двигайте вперёд науку»... освоены-то будут любые суммы, тут не сомневайтесь. Но как можно будет проконтролировать результат?

Для развития нашей науки нужны не миллиардные бюджеты, а упорная и последовательная кадровая работа. Кропотливый труд по отбору талантливых учёных и по обеспечению их нужными ресурсами. Кавалерийским наскоком проблему, увы, не решить.

12. Развитый мир идет к базовому гарантированному доходу. Многие страны обсуждают такую возможность. А предлагаемый в России «налог на тунеядство» — это движение в обратную сторону. Это чисто фискальная и антигуманная мера, идущая вразрез с мировой тенденцией.
Система базового гарантированного дохода давно существует в США. Результат мы видим — живущие на пособия американцы деградируют и опускаются на самое дно общества. Фактически эта система калечит людей.

Если мы хотим снизить уровень безработицы, стоит зайти с другого конца — уменьшить на несколько лет пенсионный возраст. Человек, который всю жизнь работал и вышел в 50, скажем, лет на пенсию, не будет уже торговать наркотиками и сколачиваться в уличную банду.

13. СССР развалился не из-за слабой армии или слабого КГБ. Он развалился из-за неэффективной экономики. И сегодня риски, приведшие к развалу СССР, есть и в России. Надеюсь, этого не произойдет. Эксперты говорят, что нынешний военный потенциал на десятки лет вперед гарантирует, что с Россией никто связываться не будет. Поэтому бодание на геополитической арене — это во многом игра. Нам нужно преодолеть технологическое отставание, и именно это позволит нам сохранить страну.

Я приведу только один пример. Нападение Грузии в 2008 году. Тогда военный потенциал не уберёг наших миротворцев от агрессии со стороны Михаила Саакашвили. Почему не уберёг? Потому что там, где невозможно прямое нападение, всегда возможно нападение косвенное — чужими руками, через какую-нибудь провокацию.

Что касается СССР, то развалился он, думаю, всё же не из-за слабой экономики. В Китае экономика была куда как более слабой, однако Китай сумел развиться и занять первое место в мире по размеру ВВП. Критичных проблем в экономике СССР не было — глубокие реформы вполне могли бы вернуть пациента к жизни.

Наконец, когда мы говорим про технологическое отставание, надо всё же уточнить, от кого именно мы отстаём. От США? Но американцы летают на наших ракетах, своих они сделать пока что не в состоянии. От Германии? Но немецкие танки и военные вертолёты проигрывают российским аналогам, да и немецкие ледоколы с подводными лодками вряд ли смогут составить конкуренцию нашим кораблям...

Подведу итог

Главная проблема наших аналитиков с корнями из восьмидесятых-девяностых годов — сильная оторванность от реальности, от реальных цифр и реальных фактов. В головах у аналитиков, к сожалению, находится обычно ворох западных мифов, который лишь слегка присыпан сверху фактическими данными.

На таком фундаменте, конечно же, нельзя вырастить никакой внятной стратегии. Чтобы двигаться вперёд, чтобы делать прогнозы и строить планы, нужно владеть матчастью хотя бы на любительском уровне. Для этого нужно избавиться от дурной привычки заглядывать в рот западным авторитетам и начать не только лично изучать данные российской статистки, но и читать хотя бы изредка альтернативную официальной западной точку зрения.

PS. Ещё раз отмечу, что тезисы, которые я комментировал, не являются прямыми цитатами, это пересказ издания Znak.com. У меня нет оснований считать пересказ неточным, но если вы где-то найдёте расхождение с прямой речью Алексея Кудрина, непременно сообщите мне, чтобы я мог поправить текст.

Источник: fritzmorgen.livejournal.com