«Русская Планета» представляет результаты исследования крупнейших зарубежных проектов, реализуемых российскими корпорациями
Нам есть что предложить миру — от нефти до строительства АЭС и суперсовременных систем ПВО. Представляем самые успешные и перспективные международные проекты российских компаний за пределами России.
«Лукойл» и тегеранская нефть
Российский нефтяной гигант «Лукойл» стал первой российской компанией, вернувшейся в Иран после снятия с него санкций со стороны США в 2016 году. Иран и «Лукойл» подписали соглашение, согласно которому компания займётся изучением территорий и исследованием потенциальных мест нефтедобычи. Также «Лукойл» планирует реабилитировать старые месторождения. Детали договора, заключённого два года назад, не известны до сих пор. Ранее глава компании Вагит Алекперов заявлял, что компанию интересует добыча углеводородов в месторождениях Мансури и Аб Теймур, но иранские власти не спешили давать добро на эти проекты.
Интерес к добыче нефти в Иране вызван дешевизной ресурсной базы. Нефть легко добывать в этом регионе, что значительно сокращает затраты. Не случайно российские компании так рвутся на иранский рынок. Иранские власти намерены привлечь инвестиции на нефтяные проекты, зарубежных инвесторов пугает возможное возвращение санкций со стороны США, российских отталкивают условия, озвученные иранским правительством. Но шанс договориться есть.
«Роскосмос» и туристы
Госкорпорация планирует возобновить коммерческую программу по доставке туристов на околоземную орбиту. Переговоры с будущими путешественниками уже ведутся — среди них есть и россияне, а «Роскосмос» до конца года намерен рассмотреть предложения по организации модуля для туристов. По словам гендиректора «Роскосмоса» Игоря Комарова в интервью «РГ», возможно строительство модуля с нуля либо модернизация существующих.
Интерес космических туристов к «Роскосмосу» понятен: после сворачивания американской программы «Шаттл», вот уже на протяжении 9 лет Россия — единственная страна, которая доставляет людей на МКС.
Как заявил Комаров, финансовая выгода от проекта будет ощутима уже через 5 лет. Корпорация будет внимательно изучать опыт других компаний, которые работают на этом рынке. Первые туристы смогут отправиться на орбиту уже в 2019-2020 году. К слову, миру известны семь туристов, побывавших в космосе. И все они путешествовали на российских кораблях «Союз».
«Росатом» и АЭС в Бушере
Осенью прошлого года госкорпорация «Росатом» приступила к строительству на площадке второго энергоблока АЭС «Бушер» в Иране. На церемонии по случаю начала работ присутствовали глава корпорации Алексей Лихачёв и вице-президент Ирана Али Акбар Салехи. Торжественность была не напускной: АЭС в Бушере — первая атомная электростанция не только в Иране, но и на всём Ближнем Востоке. Планы по строительству АЭС у Ирана были ещё в далёкие 70-е годы. Тогда проект начинала немецкая компания Kraftwerk Union A. G., однако, санкции со стороны США поставили на АЭС крест.
Россия вошла в возобновлённый проект в 1995 году. В 2012 году первый блок АЭС был запущен на полную мощность. На очереди ещё два. Электростанция строится на средства иранской стороны. Кстати, «Росатом» строит АЭС также в Египте, Турции, Индии, Венгрии, Китае, Бангладеш и в Финляндии. Для Турции, Бангладеш и Египта это будут первые АЭС в их истории.
С-400 от «Алмаз-Антей»
Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф» не имеет аналогов в мире. Комплекс способен поразить всё: от беспилотников на высоте всего 5 метров до баллистических ракет и самолётов. С-400 принят на вооружение российской армией в 2007 году. Наименование «Триумф» добавилось чуть позже: это название для экспорта.
Русское оружие высоко ценится на международном рынке. Автомат Калашникова, танки, ЗРК... С-400 — венец военного инженерного искусства, сочетание традиционной для русского вооружения надёжности с передовыми разработками.
Система «Триумф» была представлена на нескольких международных военных выставках.
Первые комплексы С-400 за рубежом были поставлены в Китай. На очереди — Индия, Турция, Марокко. Интерес к комплексам проявляли также Саудовская Аравия и Ирак.
А вот следующее поколение новейших зенитно-ракетных комплексов — С-500 «Прометей» — экспортироваться в ближайшее время не будет. Слишком уж хороша эта система. «С этой разработкой мы выйдем в космическую сферу» — так охарактеризовал комплекс генеральный директор «Алмаз-Антей» Игорь Ашрубейли в интервью РИА Новостям.
РЖД и сербские дороги
30 июля дочернее предприятие Российских железных дорог «РЖД Интернешнл» начало укладку путей будущей железной дороги в Сербии. Всего планируется построить более 40 километров дороги, включая 19 мостов и путепроводов, а также 36 малых мостов. Кроме этого, РЖД строит в Сербии тоннель Чортановци и виадук в пойме Дуная протяжённостью в 3 километра.
Ранее РЖД осуществила в Сербии ещё один масштабный проект — реконструировала железнодорожную линию по маршруту Белград — Бар (Черногория).
«Объединённая авиастроительная корпорация» и самолёты для Индии
Индия и Россия давно сотрудничают в военной сфере. Несмотря на высокую конкуренцию, русское оружие пользуется большим уважением в Индии. Наша страна поставляет в Индию самолёты, вертолёты и корабли. «ОАК» заключила с индийской стороной контракты на поставку и на модернизацию и сервисное обслуживание истребителей СУ-30МКИ, МиГ-29, а также самолётов морского базирования МиГ-29К/КУБ.
Право на осуществление сервиса за рубежом повышает эффективность постпродажного обслуживания и приносит существенный доход. В планах корпорации также создание совместных российско-индийских предприятий по производству запчастей для российских самолётов на индийской территории.
«Газпром нефть» на Балканах
Самый крупный зарубежный актив российской компании «Газпром нефть», пятой по величине нефтегазовой компании России — компания «НИС» («Нефтяная индустрия Сербии»), которая ведёт разведку месторождений нефти и её добычу на территории Сербии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Румынии, а также в Анголе.
Для компании Балканы — ключевой пункт для расширения бизнеса в Европе. Главная цель — превращение «НИС» в одну из ведущих компаний на рынке Юго-Восточной Европы. В сфере бизнеса — не только добыча и переработка нефтепродуктов, но и сеть автозаправочных станций по всему региону.
Парашюты от «Ростеха»
Госкорпорация «Ростех» планирует занять лидирующие позиции на международном рынке парашютных систем и тактических беспилотников. Для этих целей под крылом корпорации создан парашютный дивизион на базе холдинга «Технодинамика». Сейчас рынок плотно держат США, но российские разработки не хуже, по многим параметрам — лучше зарубежных аналогов, просто недостаточно разрекламированы. По планам «Ростеха», выручка парашютного дивизиона к 2020 году может составить около 13 миллиардов рублей.
Планируется наладить производство парашютных систем для использования в космосе, для военных нужд, а также для гражданского применения — пожарных, спортивных, спасательных и грузовых. По крайней мере, в космической сфере конкурентов у России нет.
«НОВАТЭК» и СПГ в Индии
В марте этого года «НОВАТЭК» поставила на индийский рынок первую партию сжиженного природного газа, произведённого на проекте «Ямал СПГ». Один из ключевых приоритетов компании — экспансия на рынках Азии. И поставка газа в Индию стала первым и потому крайне важным шагом на этом направлении.
Поставки осуществляются через дочернее предприятие компании — Novatek Gas&Power Asia. Кстати, российский газ с этого месторождения поставляется не только в Индию: в январе французский танкер доставил партию российского СПГ из Ямала в США, несмотря на санкции.
«Объединённая вагонная компания» в Гвинее
114 вагонов поставит в Гвинею корпорация «Объединённая вагонная компания» для проектов «Русал». Первая партия вагонов была отгружена в начале этого года для перевозки бокситов с крупнейшего месторождения в мире, разрабатываемого компанией «Русал».
Конкуренция была высокой: за право выиграть тендер на поставку боролись американские, китайские и африканские компании. Для ОВК эта победа — большой вклад в присутствие на глобальном рынке вагоностроения.
Мария Кузьмина