Пляж на озере Смолино в Челябинске. © / Фото Александра Фирсова.
22 марта отмечается всемирный День водных ресурсов.
Дата 22 марта во всём мире посвящена одной из важнейших экологических задач человечества – сохранению водных ресурсов. Южный Урал нередко называют «Краем трёх тысяч озёр», однако обилие гидрологических объектов не означает, что жители региона не знают проблем с водой. «АиФ-Челябинск» рассказывает об уникальных озёрах, которые вскоре могут исчезнуть.
Осколок курорта
Челябинцам, можно сказать, повезло – прямо в черте города находится осколок древнего океана с необычной солёной водой и лечебными грязями, за которыми ещё в начале прошлого века приезжали как на курорт. Речь идёт об озере Смолино, на берегу которого и сегодня любят отдыхать жители Ленинского района. Однако об оздоровлении речи уже не идёт – водоём всё больше становится похож на грязную лужу.
Летом 2015 года на экологическом совете при губернаторе Челябинской области обсуждался статус региональных памятников природы, тогда Смолино предложили исключить из их числа. Специалисты заявили, что в условиях текущей нагрузки озеро уже никогда не сможет восстановить уникальный состав реликтовых микроорганизмов и степень минерализации.
Лечебные отложения на дне водоёма перекрыты 7-10-сантиметровым слоем техногенного осадка, последние пробы воды показали превышение ПДК нефтепродуктов в 8-10 раз, меди в 6-8 раз. В воде обнаружена высокая концентрация фосфат ионов (моющие средства), тяжёлых металлов и ионов аммония (нечистоты). Такое состояние озера связывают с многочисленными садовыми товариществами и жилой застройкой на его берегах.
Экологи уверены, что Смолино ещё можно спасти – у него есть ресурсы для самовосстановления, нужно только прекратить несанкционированные сбросы.
Мутная достопримечательность
«Жемчужиной Урала» за необыкновенную красоту и чистоту называли озеро Увильды: считалось, что прозрачность его воды позволяет разглядеть каждый камушек на глубине 20 метров. Сегодня живущие на берегах водоёма люди точно знают, что это не так.
Профессор, кандидат технических наук, преподаватель ЮУрГУ Геннадий Сидоров пояснил, что нынешнее плачевное состояние Увильдов вызвано желанием заполнить за его счёт Аргазинское водохранилище в 1975 году.
«Уровень понизился на четыре метра. Для озера это был сильный удар, а самое печальное, что и Аргазям-то это не сильно помогло - вся вода прошла через реку Миасс. А Увильды были загублены. Четыре метра - это ведь как раз та самая толща воды, где кипит вся жизнь. За прошедшие 25 лет с того момента на новых берегах образовалась почва, появились кустарники и деревья. Затем озеро стало постепенно возвращаться к прежнему уровню, и вся растительность оказалась в воде. Там она не только засоряет воду, но и гниёт», - рассказал специалист.
«Жемчужине» пытаются вернуть прежний блеск, очищая акваторию от ила и затопленных растений. Однако главным источником загрязнения, по мнению большинства южноуральцев, являются сами люди: одни винят в этом владельцев многочисленных коттеджей на берегах, другие – туристов, которые приезжают к озеру на день-другой и не заботятся о правильной уборке мусора.
Долгожданная потеря
В ноябре 2015 года в Челябинской области официально исчезло озеро, о котором никто не стал бы грустить. Радиоактивный Карачай, неприятное напоминание о десятилетиях сброса опасных веществ, был окончательно засыпан и законсервирован.
Использовать для хранения жидких отходов бессточное озеро-болото под кодовым обозначением В-9 начали в 1951 году, через 10 лет его площадь возросла вдвое. Радиоактивные элементы оседали в иле, и любая засуха, оголявшая участки неглубокого водоёма, приводила к распространению заражённой пыли. После одного особенно сильного загрязнения Карачай решили засыпать.
Карачай засыпали более 40 лет. Фото: АиФ/ фото Евгения Талыпова
Вскоре выяснилось, что просто сваливать грунт в акваторию бесполезно – ил вытеснялся на поверхность. Тогда специально для этого проекта придумали новую технологию: на дно один за другим устанавливали полые бетонные кубы без одной грани отверстием вниз, и уже сверху этого саркофага засыпали породу. Чтобы ликвидировать 50 га, на которых скопились 200 000 кв. м. радиоактивных отходов, потребовалось более сорока лет.
За озером продолжают следить, вокруг него размещены многочисленные скважины для контрольных проб воды. Поверх слоя камней планируют насыпать ещё щебень и почву, чтобы высадить траву.
Кстати:
В 2016 году Челябинская область на охрану водных ресурсов получила из федерального бюджета 22 миллиона рублей. Эти деньги планируют направить на расчистку златоустовского городского пруда на реке Ай, а также на установку 120 информационных знаков по берегам Аргазинского водохранилища, из которого берут воду челябинцы. За мытьё машин и процее загрязнение водоохранной зоны предусмотрен штраф от 4,5 до 400 тысяч рублей.