Промышленность постепенно уходит из городов, и больше всего воздух в них сегодня загрязняют автомобили. Власти ужесточают правила, одновременно развивая более экологичные виды транспорта. Но есть еще один путь – создание изначально «зеленых» кварталов, где сразу применяют системный подход: минимум выбросов, переработку отходов, бережный расход воды, энергоснабжение из возобновляемых источников.
Лучше – пешком по берегам Сены…
Один из городов, решивших использовать этот метод, – столичный мегаполис Париж.
Сегодня девять из десяти его жителей подвергаются воздействию загрязненного воздуха каждый день – таковы данные Кристофа Найдовски, вице-мэра французской столицы, ответственного за транспорт, дороги и общественные пространства. По его словам, концентрация загрязняющих веществ в воздухе Парижа регулярно на протяжении года превышает лимиты, установленные Европейским союзом – иногда в два раза.
Ключевым фактором загрязнения воздуха в Париже и регионе Иль-де-Франс, в чью юрисдикцию входит столичный мегаполис, является автомобильный транспорт. На его долю приходится 66% выбросов окисей азота и 56% выбросов взвешенных частиц PM10 (смеси твердых и жидких частиц диаметром менее 10 мкм). По статистике парижской мэрии, почти 1,4 млн жителей столицы подвержены воздействию уровня PM10 выше предельно допустимых концентраций, а воздействию уровня мелкодисперсных частиц PM2,5 (то есть частиц диаметром менее 2,5 мкм) выше рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – уже 11,7 млн жителей Парижа и региона Иль-де-Франс.
Взвешенные частицы, по сути, представляют собой смесь выброшенных в атмосферу (или новых, образующихся из атмосферных загрязнений) мелких частиц пыли, золы, сажи, дыма, различных химических соединений, остающихся в воздухе во взвешенном состоянии. В PM10 и PM2,5, предупреждает ВОЗ, содержатся мельчайшие частицы, которые при вдыхании могут достигать легких и наносить серьезный вред здоровью. Как сообщил журналистам в мае этого года вице-мэр Парижа по вопросам здравоохранения Бернар Жомье, загрязнение воздуха во Франции приводит к дополнительным 42 тыс. смертей в год, снижая ожидаемую продолжительность жизни на 6-9 месяцев. (В целом в Евросоюзе, по информации Жомье, загрязнение воздуха ответственно за 430 тыс. дополнительных смертей и обходится европейской экономике в 31,5 млрд евро в год.) И несмотря на то, что за последние 10 лет уровень содержания основных загрязняющих веществ в воздухе Парижа значительно снизился – PM10 на 25%, окислов азота на 30%, углекислого газа на 12%, бензола на 90% и свинца на 98%, – жители, экологи и власти города все равно считают проблему загрязнения воздуха одной из самых актуальных.
Обеспокоенность горожан качеством воздуха проявилась в опросах общественного мнения. В 2013 году девять из десяти парижан назвали проблему загрязнения воздуха крайне важной и одной из приоритетных, а 64% жителей выразили поддержку развитию пешеходной среды, выступив за преобразование в исключительно пешеходные зоны четырех районов исторического центра города, на правом берегу Сены – 1-го, 2-го, 3-го и 4-го округов, где сосредоточена часть достопримечательностей столицы.
В результате в 2014-2015 годах парижские власти объявили о новом этапе борьбы с загрязнением воздуха, прежде всего в области ограничения автомобильного транспорта. Суть политики сводится к двустороннему подходу – постепенное введение административных, финансовых и прочих ограничительных мер для наиболее загрязняющих видов транспорта, а также целевая административная и финансовая помощь, направляемая для перехода на альтернативные виды и способы использования транспорта.
…или тесной компанией на электромобиле
В числе первых мер – повышение налогов и платежей за владение автомобилями, использующими традиционное углеводородное топливо, и за их парковку, постепенное снижение объема движения таких автомобилей в центре города, с ограничением скорости в 30 км/ч. В числе вторых – создание пешеходных и велосипедных зон и развитие современных систем общественного транспорта, включая транспортные средства на природном газе, а также альтернативных способов использования транспорта, которые ставили бы акцент на совместных, а не индивидуальных моделях передвижения.
Например, для гостей Парижа предусматривается льготная – а для парижан почти бесплатная – аренда велосипедов, отдельные налоговые, финансовые и парковочные льготы предлагаются владельцам электромобилей. А к альтернативным способам использования обычного транспорта относятся, например, программы совместного использования автомобилей – инициативы и сервисы, в рамках которых группа горожан, живущих недалеко друг от друга или направляющихся примерно в одно и то же место, может организовать совместные поездки на личном автомобиле одного из участников. Такой способ позволяет сэкономить на бензине, а заодно и сократить количество машин на дорогах и выбросы от них.
Система совместного использования транспорта подразумевает и велосипеды – только здесь, конечно, имеется в виду городская сеть пунктов проката велосипедов, которые можно взять в аренду в любом пункте и вернуть в любой пункт. А с 2011 года в Париже такую систему, получившую название Autolib, запустили и для электромобилей. Сервис проката экологичных машин предлагает гибкую систему автоматической оплаты и обширную, доступную по всему Парижу и окрестностям сеть станций подзарядок с большим парком автомобилей (подробнее об этом сервисе читайте в статье «Вперед к зеленым городам будущего» в этом номере журнала).
Все эти способы более эффективного использования городского общественного и частного транспорта помогут не только в улучшении качества воздуха, но и в достижении климатических целей Парижа. Снижение выбросов парниковых газов – еще один важный аспект городского управления, рассказывают в парижской мэрии. Еще в 2007 году городскими властями был утвержден Климатический план, предписывающий сокращение потребления энергии и выбросов парниковых газов на 25% к 2020 году, с одновременным увеличением доли возобновляемой энергетики также до 25%.
А в 2012 году мэрия Парижа утвердила Климатический и энергетический план, в котором уже более подробно прописаны меры городской климатической политики. В нем – не только развитие низкоуглеродного транспорта и эко-ориентированного подхода к управлению городской транспортной системой и логистикой, но и внедрение программ адаптации к последствиям изменения климата, а также поддержка ответственного потребления товаров и услуг – например, минимизации и переработки отходов, распределения избытка товаров среди нуждающихся. В движении к климатическим целям город учитывает также показатели энергоэффективности зданий, объемы потребления и переработки воды, роль зеленых насаждений в городе и их площади, озеленение крыш и фасадов.
Пакт против отходов
Значительная часть работы по сокращению атмосферных выбросов – это модернизация домов и увеличение зеленых площадей города. С 2013 года администрация французской столицы запустила программу повышения энергоэффективности зданий – с помощью, например, теплоизоляции и замены старого оборудования на «умные» счетчики энергопотребления, которые помогают оптимально выстраивать систему энергопотребления в жилых домах. Сейчас уже отремонтировано более 70 тыс. кв. м общественных зданий и более 25 тыс. квартир социального жилья. В качестве «модельного» района в рамках пилотного проекта был выбран 19-й округ Парижа, на северо-востоке города, в котором энергоэффективной реновации в общей сложности подлежит 55 тыс. единиц жилья.
Второе направление – энергоэффективный ремонт школ. С 2001 года уже было переоборудовано более 100 учебных заведений, что позволило сэкономить более 300 тыс. евро на ежегодных платежах за электроэнергию и отопление. Третье направление – реформа освещения в муниципальных и общественных зданиях, которые к 1 января 2016 года должны перестать использовать энергию из углеводородных источников. И четвертое – дальнейшее создание зеленых пространств. С 2008 года в городе уже появилось 33 гектара новых зеленых насаждений, а в плане на 2020 год предусмотрено еще 100 гектаров, не меньше трети из которых будут отданы городскому сельскому хозяйству – здесь можно будет выращивать зелень, овощи и фрукты.
В 2013 году Париж также принял так называемый «Национальный пакт против пищевых отходов». Цель его – снижение доли продовольствия, отправляемого в отходы, а также поддержка и продвижение компостирования – использования органических отходов для приготовления компоста, или натурального удобрения. Парижские власти помогают инициативным группам граждан и муниципальным и общественным образованиям узнавать о возможностях компостирования отходов и применять этот метод на практике. Если группа из по меньшей мере десяти домохозяйств решит установить у себя компостер, то город за символическую плату предоставит биокомпостные ведра, компостную систему с червями и самих червей, обеспечивая участников инициативы консультативной поддержкой на протяжении шести месяцев. С 2010 года в Париже уже было установлено более 250 площадок компостирования и переработано почти 270 тонн органических отходов. Отдельная городская программа по переработке биоотходов выстраивает партнерство с ресторанами. Сейчас в ней принимают участие более 80 парижских кафе и ресторанов, собирающих и доставляющих невостребованные списанные продукты на переработку. За первые шесть месяцев действия программы в 2014 году удалось переработать почти 580 тонн пищевых отходов.
Способов разумно обращаться с ненужным – масса, и все вносят свой вклад в решение проблемы мусора. Еще один эксперимент в Париже сейчас проходит на муниципальном рынке все в том же 19-м округе города (всего во французской столице более 70 рынков). Здесь были организованы пункты сбора и бесплатного распределения непроданной, но все еще пригодной для употребления еды. Получателями ее являются наименее социально защищенные группы населения – бездомные, безработные, уже не получающие пособий, студенты, пенсионеры, мигранты с низким уровнем достатка и т. д. Кроме того, в последние годы во французской столице стало также появляться все больше контейнеров для использованного текстиля; сейчас их общее число превышает 240 штук, еще 30 планируются к установке. В 2014 году в таких контейнерах было собрано 2750 тонн одежды, 60% которой может быть использовано вновь, а 35% – переработано. Еще одна инициатива планирует установку контейнеров для сбора ненужных детских игрушек, мебели и бытовых приборов.
И совсем недавно, в марте 2015 года, город Париж и регион Иль-де-Франс запустили новую программу по трансформации экономики регионов в сторону циклической экономики – экономической концепции, которая подразумевает замкнутый и не истощающий ресурсы, безопасный оборот органических и неорганических веществ: переработанная органика возвращается в биосферу, а использованная неорганическая продукция возвращается в производство, не загрязняя окружающую среду. По мнению экспертов, программа поможет в том числе создать не менее 50 тыс. новых рабочих мест в регионах (а в целом в Евросоюзе такая программа должна создать не менее 400 тыс. рабочих мест), а также дополнительно снизить на 14% ежегодные выбросы парниковых газов. В эту программу входят и меры по повышению уровня переработки отходов, благодаря которым, по подсчетам авторов программы, будет создано в 25 раз больше рабочих мест, чем при менее экологичном и разумном методе утилизации отходов –захоронению на полигонах.
Системный подход
И вот, вооружившись уже опробованным опытом городского развития, минувшей весной Париж приступил к созданию полностью экологичного квартала. Согласно проекту Клиши-Батиньоль (Clichy-Batignolles), который сейчас реконструируется и застраивается на северо-западе Парижа, на территории бывшего промышленно-складского района 17-го округа недалеко от вокзала Сен-Лазар, должен будет стать первым официальным «зеленым» районом французской столицы.
Как рассказывают проектировщики квартала, основной принцип экологического проектирования для них заключается в системной стратегии – когда в расчет принимаются все входящие и исходящие потоки ресурсов, учитываются все виды и формы деятельности жителей и гостей квартала, а также по возможности используются технологии «умного» распределения и переработки ресурсов.
Новый квартал будет расположен на территории в 54 гектара, из которых почти пятая часть – 10 гектаров – будет отведена под парк. Здесь появится 3400 единиц жилья и 270 тыс. кв. м офисных площадей, 30 тыс. кв. м магазинов и 38 тыс. кв. м общественных зданий. Ожидается, что в районе поселится порядка 6500 жителей, а работать в нем будет около 12,7 тыс. человек. Предельная высота зданий в районе Клиши-Батиньоль составит 50 м.
Жилье в новом районе будет распределяться по следующему принципу: половина всех квартир будет социальным, то есть субсидируемым государством жильем – доступным для семей или отдельных жильцов с невысоким уровнем дохода, 30% будет выставлено на свободную продажу, а для оставшихся 20% квартир будет установлена контролируемая государством арендная плата (то есть арендодатель не сможет свободно, по своему усмотрению, поднимать оплату жилья). При этом, по планам города, в районе должны будут поселиться самые разные социальные и возрастные группы – студенты, молодые специалисты, семьи с детьми, пожилые люди.
Когда «ноль» означает «хорошо»
Проектировщики района называют подход к городскому планированию и архитектуре в первом экорайоне Парижа «биоклиматическим»: планируется, что район станет климатически нейтральным. Такая концепция предполагает, что объем выбросов парниковых газов будет сведен к нулю – либо посредством полного предотвращения выбросов, например через переход на возобновляемые источники энергии, либо с использованием различных механизмов, компенсирующих ущерб от той доли выбросов, которых избежать не удается.
В Клиши-Батиньоле часть домов станет «пассивными», а часть – энергонейтральными. Первое означает, что здания спроектированы таким образом, чтобы не требовать внешнего теплоснабжения или потреблять лишь самый минимум энергии для тепла (а летом – для охлаждения); часто это достигается с помощью устранения теплопотерь. А энергонейтральные дома (или дома с нулевым потреблением энергии), в различных вариантах схемы энергопотребления или использованных строительных материалов, устроены так, чтобы не приводить к увеличению общих выбросов. Например, они сами, по итогам годового баланса, вырабатывают и выдают в сеть чистую энергию для возмещения энергии, полученной извне (тоже «зеленой» либо традиционной), или обеспечивают себя полностью возобновляемой энергией без подключения к общей сети.
Производство отопления для домов и общественных пространств в Клиши-Батиньоле будет местным и основанным преимущественно на возобновляемой энергетике – 85% тепла будет вырабатываться на основе геотермальной энергии. Для производства электроэнергии будут задействованы солнечные панели, расположенные на территории более 40 тыс. кв. м. В районе также будет введена в действие «умная» система управления водой, стоками, а также дождевой водой, которая будет использоваться, в частности, для полива зеленых насаждений.
Внутри парковых зон будут созданы заболоченные пруды, а также пруды-биотопы (места обитания определенных видов флоры и фауны) и цистерны для хранения дождевой воды. Зеленые насаждения появятся и на зданиях: более 20 тыс. кв. м крыш станут «зелеными», а из них на территории более 12,5 тыс. кв. м будут созданы сады, доступ к которым будет открыт для жителей и гостей района. В дальнейшем «зеленые» крыши будут дополнены и вертикальным озеленением – растениями на стенах зданий. Кроме того, по словам авторов проекта, в планы района также включены «зеленые коридоры» для передвижения животных и, по возможности, поддержка разнообразия форм среды обитания – в том числе создание сухих и влажных (заболоченных) зон.
В области обращения с бытовыми отходами район будет оснащен пневматической системой частично раздельного сбора для последующей переработки отходов. Такая система транспортировки мусора, в которой мусор потоком воздуха перемещается к центральному пункту вывоза по подземным трубам, позволяет избежать антисанитарных рисков, неприятных запахов и неэстетичного вида – недостатков, часто сопутствующих привычному многим горожанам сбору мусора в контейнерах во дворах и на улицах. А в области транспортной политики власти Парижа и района будут поддерживать использование экологичного транспорта, отдавая приоритет пешеходному и велосипедному движению, электромобилям и программам совместного использования автомобилей. Кроме того, в районе будет установлен жесткий контроль за парковочными местами. Так, офисные пространства получат лишь 75 парковочных мест на 1200 сотрудников, а жилые дома – одно место на 100 кв. м жилой площади…
Внедрять «зеленые» практики в крупном городе – задача довольно непростая. Но, как показывает опыт Парижа, примечательно, что все большую роль в вопросе экологизации городов приобретает ответственность самих жителей – их потребительские привычки и модели поведения. Именно от того, какой транспорт будут использовать горожане, какие продукты приобретать и в каких количествах, насколько они будут готовы к более разумному совместному расходованию товаров и ресурсов, какую энергию и в каких количествах они будут потреблять – зависит, насколько тот или иной город сможет стать «зеленым», максимально снизив свой экологический и климатический след.
Ангелина Давыдова