В сезон навигации 2016 года в России была успешно выполнена буксировка айсберга массой свыше 1 млн тонн. Это первый подобный опыт не только в Арктике, но и во всем мире.
В начале августа в Белом море стартовала научно-исследовательская экспедиция «Кара-лето-2016», организованная НК «Роснефть» совместно с ООО «Арктический Научный Центр» и ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт».
Исследования айсбергов, начатые НК «Роснефть» в 2012 году, привели к появлению в 2016 году отечественной технологии управления ледовой обстановкой, которая позволяет буксировать айсберги для защиты объектов на арктическом шельфе. Поэтому в программу новой экспедиции, помимо исследований гидрометеоролигических и океанографических параметров морей российской Арктики, было добавлено тестирование этих технологий.
Работы прошли успешно. Научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» выполняло роль плавучей лаборатории, предоставляя всю необходимую метеорологическую и океанографическую информацию в оперативном режиме. В море были отработаны учебные сценарии «айсберг-платформа»: движение айсберга к условной платформе и изменение траектории его дрейфа с помощью ледокола.
Всего в рамках завершившейся экспедиции было выполнено 18 экспериментов по буксировке айсбергов различных форм и размеров в широком спектре погодных условий. С помощью ледокола «Капитан Драницин» айсберги были отбуксированы с разворотом направления движения на 90 и 180 градусов относительно их первоначальной траектории. Масса самого крупного превысила 1 млн тонн.
Специалистам также удалось успешно провести операцию по одновременной буксировке двух айсбергов. Полученный опыт позволит в будущем обезопасить объекты морской инфраструктуры от взаимодействия с айсбергами при ведении промышленной деятельности на арктическом шельфе.