Русские Вести

Украину хотят превратить в ядерную свалку


Мрачные прогнозы о дальнейшей судьбе украинской атомной промышленности начинают, похоже, сбываться. Официальный Киев планирует полностью прекратить сотрудничество с российской компанией «Росатом», расчищая путь для американской корпорации Westinghouse – так же стремительно, как готовит площадку под строительство громадного хранилища, на территории которого в отсутствие должного международного контроля будут хоронить отработанные ядерные отходы далеко не только украинских АЭС. В то же время усилиями Верховной Рады национальный украинский оператор «Энергоатом», под контролем которого находилась работа большинства из 15 атомных энергоблоков, готовится к банкротству и продаже в неизвестные частные руки

Масштабы катастрофической деградации политики нынешних киевских руководителей в сфере ядерной энергетики и ядерной безопасности становятся все более очевидными. Хроника событий, происходящих в последнее время, констатирует это, словно приговор.

Нечестная конкуренция корпораций США – еще не самое страшное

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик сообщил о том, что с 2017 года Киев отказывается выплачивать России 200 миллионов долларов – ранее эти средства ежегодно выплачивались «Росатому» за утилизацию отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Данное решение связано с тем, что Украина завершает строительство централизованного хранилища отработанного топлива атомных станций, тем самым якобы не нуждаясь более в услугах российской стороны.

Помимо этого, министр Насалик официально подтвердил намерение развивать сотрудничество с США в области применения и последующего захоронения ядерного топлива. Так, топливные сборки российской компании ТВЭЛ (подразделение «Росатома») постепенно будут заменяться на аналоги от американской компании Westinghouse. Киевские чиновники уже не скрывают тот факт, что один из реакторов на Запорожской АЭС (говоря точнее – реактор пятого энергоблока) полностью загружен топливными сборками американского производства.

В настоящее время из-за резкого сокращения поставок угля с территории Донбасса баланс потребления в энергосистеме Украины смещается в сторону АЭС. Украинские атомные станции (всего на территории Украины в рабочем статусе находятся 15 энергоблоков) являются поставщиками порядка 50% всей электроэнергии, вырабатываемой в Незалежной. При этом в Киеве готовы принять долговременную программу, согласно которой до 40% всех энергомощностей АЭС будет обеспечиваться топливом от Westinghouse – несмотря на инциденты, зафиксированные в послужном списке данной корпорации.

Осенью 2014 года в Словении на АЭС «Кршко», где эксплуатируется один энергоблок PWR-700 производства Westinghouse, при ремонтных работах произошла деформация минимум трех кассет в тепловыделяющих сборках. Впрочем, киевских «реформаторов» украинской атомной отрасли это не смутило: еще в период с 2012 по 2013 годы были зафиксированы нарушения в работе тепловыделяющих сборок американского производства на двух энергоблоках Южно-Украинской АЭС. Причина – недоработки конструкции топливных кассет от Westinghouse, которые янки при попустительстве местных регуляторов упорно пытаются загружать в реакторы, сооруженные еще во времена СССР.

И это упорство роковым образом накладывается на деградирующие тенденции в сфере безопасности эксплуатации украинских АЭС. Согласно последним обнародованным данным экспертов атомной отрасли, статистика происшествий на атомных станциях Незалежной демонстрирует тревожную динамику: в 2014 году насчитали 10 инцидентов, в 2015-м – 15, а за первые два квартала 2016 года зафиксировано уже восемь нештатных ситуаций. И хотя выбросов радиоактивного материала в окружающую среду отмечено не было, растущее число инцидентов не может не настораживать.

Казалось бы, куда смотрят надзорные и регулирующие отрасль органы в самой Незалежной? Как выяснилось, осуществлять надзор теперь практически некому. Государственная структура «Энергоатом», отвечающая еще недавно почти за весь спектр вопросов безопасности и межгосударственного отраслевого сотрудничества, в настоящее время подводится к банкротству: счета «Энергоатома» арестованы, а на активы этой организации претендует некая компания «Укрэлектроват», имеющая доказанные связи с американской оффшорной структурой AC Energy Holding.

Наглое лоббирование интересов американских корпораций – лишь верхушка айсберга. Последствия более скрытых от постороннего взгляда и куда более опасных процессов, происходящих в тишине киевских кабинетов, еще только предстоит оценить. И речь тут идет уже о безопасности не только Незалежной.

Согласно заключенным прежде соглашениям, ОЯТ с реакторов Южно-Украинской, Ровенской и Хмельницкой атомных станций отправлялось на переработку в Россию. Как известно, лишь два государства на планете обладают технологиями глубокой переработки ядерного топлива: это Франция и РФ. Хранить отработанное топливо украинские атомщики могли у себя лишь временно, размещая отходы в находящемся при АЭС бассейне выдержки. Так называемое «мокрое» хранилище, в которое складировали ОЯТ с украинских реакторов, до последнего момента существовало только на Запорожской станции. Теперь Киев трубит о постройке на территории Чернобыльской зоны огромного «сухого» могильника, замалчивая леденящие кровь подробности перспектив дальнейшего складирования.

По мнению специалиста в области атомной энергетики, бывшего работника украинской атомной отрасли, а ныне – директора фонда исторических исследований «Основание» Виктора Анпилогова, именно компания Westinghouse пролоббировала в Киеве вопрос о скорейшем завершении строительства нового сухого хранилища ОЯТ, поскольку вопрос с утилизацией собственных накопленных отходов для Westinghouse давно уже стоит на повестке и де-факто является критическим.

Власти Незалежной пытаются представить всю эту историю как большой рывок в устранении энергетической и прочей зависимости от России, которая и поставляет топливо для украинских АЭС, и забирает затем на переработку получающиеся отходы. Однако главная проблема заключается совсем не в том, что Киев в погоне за мифической экономией бюджетных средств меняет поставщика.

Неконтролируемый ядерный могильник – в центре Европы

Законодательство США не позволяет хранить ядерные отходы на территории Соединенных Штатов. В данной связи гиперактивная работа американских представителей в Киеве весьма оправдана. Их работа по продвижению на украинский рынок не имела бы смысла, если бы не был решен насущнейший вопрос с местом последующей утилизации отходов производства. В случае с киевским властями проблема утилизации и отработанного ядерного топлива, и всех ядерных отходов отрасли в целом фактически уже решена, при чем незамысловато, просто и в плане долговременной перспективы – крайне дешево: смертельно опасные радиоактивные материалы будут подвергаться банальному захоронению.

Процесс этот, как очевидно, будут контролировать американские специалисты – в связи с чем у международного общества вполне справедливо и уже совсем скоро возникнут вопросы и по части количества ОЯТ, привозимого в самое сердце Восточной Европы, и по части применения хоть какого-то контроля за опаснейшим объектом, и по части потенциальных экологических последствий.

В Киеве не делают секрета по поводу того, что к строительству сухого могильника привлечена американская компания Holtec International, до этого вообще не имеющая опыта успешной реализации проектов подобного масштаба. В международной ядерной отрасли Holtec International известна всего лишь как компания-производитель спецконтейнеров для ОЯТ. Чем руководствовались киевские власти при выборе подрядчика – вопрос, который по понятным причинам можно считать риторическим.

Действующие на Западе хранилища радиоактивных материалов традиционно размещались подальше от крупных городов, где-нибудь в соляных шахтах или старых горных выработках. Это считалось надежным укрытием в устойчивых геологических структурах – правда, лишь до последнего времени: в Германии сейчас бьют тревогу по поводу трещин в пластах одного из крупнейших ядерных могильников. В эти трещины проникает вода из подземных источников, но куда направляются затем потоки растворяемых радионуклидов и где они «всплывут» – никто не знает.

Между тем, Чернобыльский могильник – это объект хранения опасных материалов в близких к поверхности слоях. У экспертов вызывает недоумение степень антитеррористической защищенности, не говоря уже о потенциальной угрозе проникновения материалов в грунтовые и подземные воды. Достаточно посмотреть на карту Незалежной: могильник будет расположен недалеко от Киева и главной водной артерии страны – реки Днепр.

Доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов считает, что радиоактивные отходы, скорее всего, будут просто закапывать в зоне отчуждения, потому что технологических мощностей по переработке у Киева просто нет. Такая с позволения сказать «утилизация», по мнению эксперта, опасна и для окружающей среды, и с точки зрения террористической угрозы – желающие охранять «фонящий» смертью могильник среди профессионалов вряд ли найдутся, даже за большие деньги.

Так кто же будет заниматься безопасностью могильника? И кто при этом более всего заинтересован в реализации данной авантюры, несмотря на все недостатки проекта?

После них – хоть потоп

По оценкам экспертов, стоимость строительства может достигать 800 миллионов долларов. Средства любезно предоставят банковские структуры из США – само собой, с выгодой для себя. Можно лишь догадываться, сколько заработает экономика США и сколько при этом еще будет украдено в Киеве, если объект начинали воздвигать при президенте Кучме и не могли достроить целых 15 лет.

Но настораживает здесь скорее не столько масштаб коррупции – сколько площадь самого объекта. Мощности нового ЦХОЯТ, которое в скором времени будет введено в эксплуатацию на территории Чернобыльской зоны отчуждения, превосходят потребности украинской атомной отрасли. Согласно сведениям о первых вариантах проекта, в хранилище можно разместить более 16 с половиной тысяч одних лишь отработанных тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов). Проще говоря, объемы, на которые рассчитан данный объект, одними лишь отходами с украинских реакторов заполнялись бы очень долго и очень медленно. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться об истинном предназначении нового Чернобыльского могильника.

Россия о потенциальных последствиях этого проекта ранее уже предупреждала международную общественность – в том числе и на дискуссионных площадках в ООН. Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин выразил позицию РФ просто и ясно: «По всей видимости, готовится инфраструктура для захоронения иностранных отходов. Иными словами, речь идет о превращении Украины по решению ее нынешних властей в ядерную свалку».

Во всей этой истории остается непонятной позиция экспертов Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ): долгие годы представители международной инстанции стремились проверить каждый миллиметр на объектах атомной отрасли Ирана – а по поводу последствий Фукусимы и Чернобыльского ЦХОЯТ словно воды в рот набрали. Логика развития событий подсказывает, что в МАГАТЭ сформировано ангажированное ядро функционеров, де-факто помогающих продвигать политику национальных интересов США. Версий, убедительно объясняющих иные мотивы, широкой международной общественности никто предъявлять пока не спешит.

Получается, что Вашингтон в очередной раз демонстрирует убийственно циничную суть своей внешнеполитической доктрины: «Проблемы, которые возникают после действий Америки не на территории Америки – это не проблемы Америки».

Источник: www.notum.info