Учёные в Арктике обогнали бизнес



Успешно завершилась научно-исследовательская экспедиция «Кара-зима-2015», организованная компанией «Роснефть» при участии «Арктического научно-проектного центра» и специалистов ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». Она стала самой масштабной по объему и составу работ арктической экспедицией в мире за последние 20 лет.

По данным компании «Роснефть», исследовательские работы длились в течение десяти недель с участием атомного ледокола «Ямал», который прошел по маршруту от Баренцева до Восточно-Сибирского моря, практически вдоль всего побережья российской Арктики. Участники экспедиции выполнили комплекс метеорологических, океанографических, ледовых, гляциологических и биологических наблюдений.

В частности, были изучены физико-механические свойства льда (выполнено более 2 тысяч измерений на 35 ледовых станциях), морфометрические параметры ровного льда и торосистых образований для расчета нагрузки на проектируемые инженерные сооружения. Кроме того, специалисты установили на айсберги и ледяные поля более 100 автономных датчиков для измерения параметров дрейфа и отслеживания их координат. В реальных условиях были отработаны элементы управления ледовой обстановкой.

«Кара-зима-2015» стала шестой научной экспедицией по изучению ледовых и гидрометеорологических условий на Арктическом шельфе, организованной компаний «Роснефть». За три года исследований удалось изучить условия окружающей среды в Баренцевом, Карском, Восточно-Сибирском, Чукотском морях и море Лаптевых, установить 6 автоматических метеорологических станций на арктических островах, развернуть систему наблюдений за сейсмичностью в море Лаптевых, организовать 91 ледовую станцию, а также провести уникальный комплекс попутных наблюдений за морской фауной Арктики.

Как рассказал в интервью «Актуальным комментариям» заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета Александр Данилов, главной задачей экспедиции было проведение исследований арктического льда, его разнообразных свойств, которые существенны для дальнейшего проектирования морских сооружений на российском Арктическом шельфе.

По его словам, в ходе экспедиции проводились также важные геохимические и биологические исследования, в частности, по программе изучения белого медведя. «Это не первая экспедиция, которая проводится в зимнее время и на том же атомном ледоколе «Ямал». Данные, собранные в течение нескольких лет, закладывают информационную основу будущих российских проектов по освоению нефтяных и газовых месторождений на арктическом шельфе. Для меня самое важное, что эти исследования проводятся заблаговременно. И то, что «Роснефть» ведет эти работы по сбору данных, закладывает информационный фундамент своих проектов – это очень правильно и это надо приветствовать», – заявил эксперт.

По словам зоологов из Совета по морским млекопитающим, им удалось получить беспрецедентный по качеству и объему материал о популяции белых медведей.

«Представившаяся в ходе этой экспедиции возможность исследовать большую часть ареала обитания белого медведя в России просто уникальна, – заявил представитель региональной общественной организации «Совет по морским млекопитающим», ведущий отечественный специалист по белому медведю Станислав Беликов. – Наши работы органично дополняются результатами круглосуточных наблюдений, проводимых специалистами по морским млекопитающим и птицам. В итоге мы получили беспрецедентный по качеству и объему материал о встречаемости белых медведей на маршруте от Новой Земли на западе до островов архипелага Де-Лонга на востоке. Важно, что наблюдения сопровождались сбором данных об основных объектах питания белых медведей – тюленях, и об их ключевом местообитании – морском льде».

Эксперт «Совета по морским млекопитающим» Андрей Болтунов сообщил в свою очередь: «Токсикологический анализ отобранных биологических образцов позволит выявить фоновые уровни и состав антропогенных загрязнителей в организме белых медведей в настоящее время. Иммунологические и микробиологические исследования дадут возможность охарактеризовать состояние здоровья белых медведей различного возраста и пола в разных частях ареала их обитания».

Стоит отметить, что компания «Роснефть» считает сохранение и защиту белого медведя одним из своих приоритетов. Специалист отдела экологических технологий Арктического научно-проектного центра Кристина Кочи отметила, что данные, полученные в результате исследований, послужат основой для последующего мониторинга вида в районах перспективного освоения месторождений углеводородов.

«Белый медведь – символ Арктики и один из основных видов-индикаторов устойчивого состояния арктических морских экосистем. Увеличивая степень изученности данного вида, мы получаем дополнительную возможность отслеживания динамики экологических показателей в зависимости от этапа освоения и вида хозяйственной деятельности», – заявила Кристина Кочи.

По мнению заместителя директора Института географии РАН, руководителя российской рабочей группы Международного арктического научного комитета Аркадия Тишкова, ученые должны обогнать в Арктике бизнес. «Похоже, наша идея воплощается в жизнь. Государственные компании готовы вкладываться в освоение Севера, проводить масштабные исследования, инвестировать средства в природу, развивать программы по сохранению биоразнообразия и расширять знания о современном состоянии морских экосистем», – считает ученый.

Специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров отметил: «Освоение Арктического шельфа невозможно без науки. И поэтому «Роснефть» прислушивается к научному сообществу, что позволяет компании чувствовать арктический пульс».

В «Роснефти» сообщили, что результаты экспедиции «Кара-зима-2015» позволят определить безопасные точки для проведения геологоразведочных работ, спроектировать буровые платформы и другие сооружения, необходимые для нефтедобычи, выбрать маршруты транспортировки углеводородов и возможные трассы подводных трубопроводов. Проведенные исследования послужат основой для оценки фонового состояния окружающей среды на ранних стадиях промышленного освоения шельфа и минимизации рисков при последующих работах.

«Кара-зима-2015» – не последняя научная экспедиция в высоких широтах, которую проводит компания «Роснефть» в этом году. На сезон 2015 года запланированы также научно-исследовательские экспедиции «Кара-лето-2015», «Чукотка-лето-2015» и продолжение региональных инженерно-геологических исследований в море Лаптевых.

Подготовила Екатерина Дейнего 

Источник: actualcomment.ru





войдите VkontakteYandex

Комментарии