Климатологи показали, что Гольфстрим замедляется, перенося в Северную Америку и Европу все меньше теплой воды, — и продолжает ослабевать.
Глобальное потепление ослабляет атлантическое течение Гольфстрим, приносящее южное тепло на север Америки и в Европу. Сегодня оно уже оказалось рекордно слабым за всю историю наблюдений, а в будущем может вовсе исчезнуть. Об этом климатологи из Потсдамского университета пишут в статье, опубликованной в журнале Nature.
По данным Стефана Рамшторфа (Stefan Rahmstorf) и его коллег, Гольфстрим (в широком понимании — как вся система теплых меридиональных течений в северной части Атлантики) сегодня оказался на 15 процентов слабее, чем в середине ХХ века. Это значительное падение, уменьшившее объемы переносимой воды на три миллиона кубометров в год — что соответствует стоку 15 таких рек, как Амазонка. Ученые отмечают, что скорость Гольфстрима уменьшалась все последние 150 лет, а сегодня достигла более чем полуторатысячелетнего минимума.
В норме эти токи доставляют тепло на север из экваториальных широт, а остывшая холодная вода возвращается с глубинными течениями. Их ослабление может быть связано и с аномальными летними «волнами» жары, которые наблюдаются в последние годы, и с таянием ледников Арктики и Гренландии, развивающимся пугающими темпами. По словам профессора Рамшторфа, «это — то, что климатические модели предсказывали уже давно, хотя до сих пор мы не были окончательно уверены, что это происходит в реальности».
Прямые измерения скорости Гольфстрима начались совсем недавно, поэтому авторы обратились к косвенным свидетельствам, таким как замеры температуры в различных частях Атлантического океана и прибрежных стран. Заметим, что в том же номере Nature опубликована еще одна статья — ее авторы также изучили ослабление Гольфстрима. Однако Дэвид Торнали (David Thornalley) и его коллеги из Университетского колледжа Лондона опирались на данные о распределении на дне переносимых течениями частиц.
Более того, британские ученые объяснили ослабление североатлантических течений не влиянием человека, а естественными причинами и изменениями ледников, которые начались еще более века назад.