Большинство мегаполисов, существование которых сейчас под угрозой из-за поднимающегося уровня океана, веками опустошали природные ресурсы и в итоге лишились естественной защиты. Есть ли еще возможность спасти эти города без дополнительного ущерба для климата и экосистем? Этот вопрос актуален и для России: пусть Санкт-Петербург и города Дальнего Востока и не первые в списке на выбывание, но очередь дойдет и до них.
Джакарта, Индонезия
Столица Индонезии погружается под воду со скоростью 17 см в год. Большая часть города может оказаться затопленной уже к 2050 году. И дело не только в глобальном потеплении и росте уровня воды в океане — в первую очередь Джакарту губит быстрый рост населения и связанная с этим чрезмерная откачка подземных вод. У властей города нет возможности организовать единое водоснабжение для 10 миллионов жителей, и те уже привыкли пользоваться собственным водонасосными скважинами. Подобную практику подхватили крупные отели и владельцы многоквартирных домов. В результате, под поверхностью земли образовались пустоты, перепады давления в них приводят к тому, что почва проседает и быстро подтапливается. В 2021 году 1380 человек были вынуждены покинуть свои затопленные дома.
Как защищают город? В 2011 году были приглашены специалисты из Нидерландов для разработки плана установки дамб. Экологи предложили и другое решение — создание естественной защиты от приливных волн в виде мангровых зарослей. Долгие годы мангровые деревья планомерно вырубались ради обустройства креветочных хозяйств. Восстановление началось лишь недавно, и мангровым деревьям требуется как минимум пара лет, чтобы подрасти. При нынешних темпах урбанизации, этого времени уже не хватит, чтобы спасти город.
Так что в 2019году правительство страны решило перенести столицу из Джакарты на юго-восток острова Калимантан. Процесс затянулся из-за пандемии, и в итоге новый город Нусантара должен появиться в 2024 году. Это разгрузит инфраструктуру Джакарты и, возможно, даст городу шанс выжить.
Калькутта, Индия
В последнем отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) Калькутта включена в список из шести городов, которые, вероятно, окажутся под водой к 2030 году. Среди жителей почти 15-миллионного мегаполиса, около 1,5 миллионов обитают в трущобах. Именно беднейшие жители Калькутты в первую очередь становятся жертвами наводнений — они гибнут под завалами и от поражения электрическим током.
Калькутта находится в дельте реки Ганги, в низине. К тому же, сюда приходят мощные тропические циклоны (например, циклон Амфан в 2020 году). Но главная причина — это урбанизация и колоссальный рост населения.
Как защищают город? Еще в конце XIX века, когда Индия была британской колонией, в Калькутте была проложена система каналов, которые одновременно служат и как защита от наводнений, и как канализационные стоки. Вода из каналов поступает в искусственные озера в окрестностях города. Со временем эти резервуары стали использоваться для разведения рыбы, а на их берегах выращивают овощи. Так органические отходы из города становятся питательным удобрением: благодаря этой системе Калькутта сама обеспечивает себя питанием и является самым дешевым крупным городом в Индии.
Но мегаполис стремительно растет, для новых каналов уже нет места, а старые засоряются неразлагающимся мусором, заиливаются и перестают пропускать воду. Кроме того, каналы были рассчитаны на куда менее обильные дожди, чем те, которые обрушиваются на город в наши дни. А водные резервуары в пригороде Калькутты уменьшаются в размерах из-за масштабного строительства: с 2005 по 2015 год их площадь сократилась на 53%, а эффективность борьбы с наводнениями — на 65%. В этом году систему городских каналов начнут очищать от ила, но чтобы она работала, необходимо восстановить заводи. А главное — ограничить рост города.
Хошимин, Вьетнам
По данным МГЭИК, самый крупный мегаполис Вьетнама может оказаться затопленным к 2050 году. Неконтролируемая урбанизация приводит к тому, что уровень воды в некоторых местах города за последние 20 лет поднялся на 80 мм. 40-45%территории города находятся на высоте менее метра над уровнем моря, так что наводнения после ливней здесь стали уже почти привычным явлением.
При этом население города растет. С 2009-го по 2019-й год оно увеличилось на 1,8 млн., а количество зелени на горожанина сократилось до двух квадратных метров на человека. Хаотическая застройка уничтожила большинство естественных каналов и островков природы в городе, и почва перестала удерживать воду. Из-за этого новые дома дают сильную усадку и грозят обрушением. Еще одна проблема Хошимина — избыточная добыча грунтовых вод и как следствие — пустоты в почве. Центральное водоснабжение не успевают подводить к новым зданиям, и жильцы пользуются собственными насосными скважинами. Кроме того, дельты рек Сайгон и Меконг мелеют со скоростью, опережающей рост уровня воды в океане. Происходит это из-за добычи песка для строительства.
Как защищают город? Жители Хошимина переносят свои дома на сваи, а власти поднимают дороги. Но всем понятно, что масштаб проблемы несоизмеримо больше, чем эти меры. Правительство уже несколько лет обсуждает проект строительства гигантской 40-километровой дамбы, окруженной 60-километровой стеной. Строительство этого сооружения не только обойдется стране в десятки миллиардов долларов, но и разрушит экосистему всего района. В том числе, пострадает заповедник Канзё с его мангровыми зарослями, находящимися под защитой ЮНЕСКО.
Лагос, Нигерия
В самой густонаселенной городской агломерации Африки живет около 24 миллионов человек. Бывшая столица Нигерии не может похвастать развитой инфраструктурой, и одна из главных ее проблем — водосточная сеть, которая не справляется с таким количеством людей. Кроме того, в городе с растут и множатся новые кварталы, и для этого здесь же, в лагуне ведется добыча песка. Эрозия почв и размывание береговой линии становятся неизбежными последствиями неукротимой урбанизации, так что Лагос тоже в списке мегаполисов, которые могут исчезнуть в 2050 году.
Как защищают город? В зажиточной части Лагоса, на острове Виктория, строят элитный «экологичный» квартал Eko Atlantic на искусственном берегу, защищенном 8-километровой бетонной стеной. Авторы проекта утверждают, что строительство не наносит вреда природе, так как морские стены здесь укрепляют песком, а не закапывают в траншеи. Между тем, за пределами богатых районов, миллионы людей остаются абсолютно беззащитными перед угрозой наводнений — многие и вовсе живут на лодках или в домах на сваях, как в рыбацком районе Мококо. Последствия потопов здесь будут ощущаться еще сильнее после того, как часть города будет огорожена стеной.
Рио де Жанейро, Бразилия
Эксперты предсказывали, что из всех городов Южной Америки именно Рио больше всех пострадает от климатических изменений. К 2080 году температура в городе поднимется на 3,4 градуса, а уровень воды в море — на 37-82 см. Опасность таится не только в приливных волнах: в городе часто случаются оползни, вызванные мощными тропическими циклонами, а также эпидемии инфекционных болезней.
Исторически Рио постепенно разрастался от побережья вглубь, уничтожая на своем пути холмы и болота. Восстановление зеленых насаждений, укрепление склонов и создание очагов прохлады в городе долгое время вообще никого не беспокоили. Наводнения и оползни стали логичным результатом этого.
Как защищают город? В 2020 году власти Рио и Государственный Университет Рио де Жанейро разработали Стратегию адаптации к климатическим изменениям. В городе работает система метеорологического мониторинга и оповещения жителей в случае опасности. Но горожане не прониклись доверием к сиренам: они не всегда срабатывают вовремя или наоборот сигналят без причины. Город выделяет средства на укрепление склонов, строит подземные резервуары для сточных вод. Но это лишь способ на время отсрочить последствия глобального потепления, которые в любом случае будут разрушительными — в первую очередь для жителей фавелл.
Новый Орлеан, США
Крупнейший город в штате Луизиана погружается под воду со скоростью до 5 см в год, и, как предсказывают исследователи NASA, окажется затопленными к 2100 году. Новый Орлеан расположен в дельте реки Миссисипи, и примерно половина его районов находится ниже уровня моря, так что наводнения из-за разливов реки и ливней здесь не редкость. Ураган Катрина в 2005 году стал причиной особенно масштабных разрушений: тогда погибло около 1800 человек. Защита Нового Орлеана не выдержала — скорее всего, из-за многолетней усадки почв. В течение трех веков, с момента основания города, человек здесь перекраивал живую природу на свой вкус. Строились дамбы, чтобы ограничить разливы Миссисипи, а на месте бывших болот и заливных полей появлялись жилые районы — многие из них расположились в низинах, где почва давала усадку.
Как защищают город? Около 14,5 миллиардов долларов было потрачено на строительство Системы, снижающей риск получения ущерба от ураганов и штормов (Hurricane and Storm Damage Risk-Reduction System, HSDRRS) — череды дамб, защитных стен, насосных и шлюзовых систем. К 2021 году было построено 210-километровое заградительное кольцо к востоку от города, которое может остановить даже 9-метровые волны. С запада были установлены дамбы, но они не справились с наступлением урагана Ида в 2021 году: в итоге город оказался обесточен.
Так как именно строительство плотин стало одной из главных причин наводнения в Новом Орлеане, экологи ищут альтернативные методы спасения города. Управление по охране и восстановлению прибрежных районов предлагает план по восстановлению болот в пригороде, они смогут задерживать волны и дождевую воду.
Венеция, Италия
Венеция знаменита своей «высокой водой» (acqua alta): несколько раз в год воды реки По и Венецианской лагуны поднимаются и заполняют улицы города. Но последнее время «высокую воду» впору назвать «высочайшей»: в 2019 и 2020 годах наводнения достигали рекордных за 50-летие отметок. За последние 100 лет уровень воды в Венеции поднялся на 30 см, и каждый год поднимается еще на 2-4 мм.
Как защищают город? Самым громким проектом спасения Венеции стал проект «Моисей» (MOSE), который начали разрабатывать в 1984 году. Это система из 78 подвижных шлюзов для защиты от приливов Адриатического моря. Планировалось завершить установку к 2011 году, но из-за множества технических проблем и политических скандалов «Моисей» был закончен только в 2020. Против установки системы выступали экологи. Морские стены и шлюзы неизбежно нарушают экологический баланс в лагуне (которому и так постоянно угрожает нашествие круизных лайнеров). Уходят под воду барены (илистые отмели), от перемены уровня соли и повышения температуры воды страдают обитатели глубин, меняют свои привычки перелетные птицы…
Все эти жертвы, возможно, оказались напрасными: уже на следующий год после открытия система «Моисей» дала сбой и не смогла защитить город от наводнения. Как оказалось, эффективность ее работы полностью зависит от точности и своевременности метеорологического прогноза.
Осака, Япония
Один из крупнейших коммерческих центров Японии и одна из главных туристических достопримечательностей страны к 2070 может пасть жертвой землетрясений, тайфунов и мощнейших наводнений. Большая часть города лежит в низине, испещренной руслами рек.
Как защищают город? В Осаке, как и в других прибрежных городах Японии, построены высокотехнологичные защитные сооружения (хотя многие из них не оправдали ожиданий во время цунами 2011-го года). На реке Йодо, в самых ее узких местах, установлены впечатляющие ворота-скобы, которые в случае необходимости опускаются и блокируют течение. Система водостоков здесь способна выдерживать ливневый поток до 60 мм/час. Для защиты от наводнений и цунами японцы используют компьютерные модели, в которых воссоздаются экстремальные условия и их последствия.
Проблема в том, что уровень воды в океане продолжает повышаться, и, соответственно, нужно менять высоту защитных барьеров и перестраивать дамбы и шлюзы. Далеко не всегда это удается сделать вовремя. Одно из слабых мест в городе — это международный аэропорт, который находится на острове. Во время шторма в сентябре 2018 года нефтяной танкер врезался в мост, ведущий с острова в город, и заливаемый волнами аэропорт оказался отрезан от внешнего мира. Пока непонятно, как будут решать проблему: окружить остров высокими стенами в этом случае не получится.
Роттердам, Нидерланды
Голландцы имеют репутацию главных экспертов по наводнениям: они начали бороться с наступлением морской стихии еще с VI века до н.э. Недаром именно голландцы ввели в обиход слова «дамба», «польдер» и «шлюз». В списке европейских стран, которые могут уйти под воду, Нидерланды на первом месте. А среди городов на одном из первых мест — Роттердам: 90% его территории находится ниже уровня моря.
Как защищают город? Сегодня здесь используют самые передовые методы борьбы с климатическими изменениями. В Роттердаме не пытаются отгородиться от воды при помощи высоких дамб (хотя само название города, «дамба на реке Ротт», говорит о том, что раньше дела здесь обстояли именно так). Сегодня жители «впускают воду в город настолько, насколько это возможно». Для этого изменяется общий ландшафт города: появляются озера, площади и парки, которые в случае необходимости станут резервуарами для дождевой, речной или морской воды. Пример подобного проекта — парк Eendragtspolder в пригороде Роттердама. Это одна из самых низких точек в стране (примерно на 6 м ниже уровня моря), и в обычные дни это популярное место отдыха для любителей спорта, а во время разливов реки Ротт — защитный резервуар. Из-за глобального потепления такие разливы происходят все чаще. Парк — лишь часть общего проекта Room for the River, который открывает общественные пространства для водной стихии. Во время наводнений потоки из городских водостоков направляются в паркинги, на площади с фонтанами, в сады, на спортивные площадки… При этом общественные пространства у образовавшихся водоемов по-прежнему можно использовать для отдыха и работы.
На список защитных мер на этом заканчивается. Горожане используют специальное онлайн-приложение, которое извещает их об изменениях уровня воды. Детей в обязательном порядке обучают плаванию в одежде и обуви. В частных и городских садах убирают асфальтовые дорожки, чтобы почва впитывала воду. Высокие технологии тоже задействованы: к западу от города установлен огромный защитный барьер Масланткеринг, который является одним из самых крупных движущихся сооружений на Земле. Каждый из затворов-батопортов сопоставим по размеру с лежащей Эйфелевой башней.
Барьер Масланткеринг
***
Не существует готового рецепта спасения таких гигантских и сложных организмов, как современные города. Но уже понятно главное — прячась за высокими стенами и дамбами, ничего не исправить. Самое рациональное решение предлагает Роттердам: здесь уже давно признали неизбежность наступления воды и готовятся принять ее как своего нового соседа. У этого соседа будет свой просторный дом, для него найдется подходящая полезная работа. А высокие технологии и проверенные веками природные решения помогут ему безопасно и органично влиться в жизнь города.