Как говорил один водовоз из старого советского фильма:
«Потому что без воды и не туды, и не сюды».
Масштабная засуха в США только подтвердила этот тезис.
Разговоры о нехватке пресной воды идут уже давно. Правда, в нашей стране обычно все сводилось к необходимости постараться беречь воду и рассуждениям об экспортном потенциале питьевой воды из России. Страны с развитой охраной природы озаботились этой проблемой гораздо раньше. В соседней Финляндии еще 10 лет назад можно было увидеть таблички в отелях, призывающие экономно расходовать полотенца, дабы не увеличивать расход воды на стирку.
Однако все это было личным делом отдельно взятых стран. И только когда сурово прижало Соединенные Штаты, оказалось, что засуха заставила нас задуматься о ситуации с пресной водой на планете. По крайней мере, так считает американский лидер.
Неплохой, надо сказать, ход. Сразу переложить часть проблем на мировое сообщество. А в перспективе можно и Россию обвинить в излишнем богатстве водными ресурсами. Но решать проблему придется прямо сейчас, даже несмотря на то, что президентствовать Обаме всего полтора года, а на излете президентства обычно прорывных проектов не создают.
А проблема между тем серьезная. На данный момент обмелели все водохранилища, озера и реки в зоне засухи. Воды лишь 16% от нормы. Один за другим штаты вводят чрезвычайное положение и придумывают меры по снижению расхода воды. Однако все это необходимо было делать раньше. По большому счету, засуха 2012 года просто плавно перетекла в сегодняшнюю.
И пытаться сейчас предотвратить последствия поздно. Непоправимый вред нанесен сельскому хозяйству. Только в штате Вашингтон убытки аграрного сектора перевалили за миллиард долларов. В Калифорнии дождя не было больше года, истощаются грунтовые воды. Некогда полноводная река Колорадо попросту не доходит до Калифорнийского залива.
Отдыхаем — воду пьем
Засухи в Америке случаются регулярно. Территория полупустынь вообще не располагает к такому уровню потребления воды, который характерен для юго-запада США. Показателен пример Лас Вегаса — города, построенного посередь пустыни Мохаве.
Достаточно посмотреть на спутниковые снимки города, чтобы увидеть бассейн в каждом третьем дворе. Обширные газоны, бескрайние поля для гольфа, требующие регулярного полива. И все это в местности, где средняя температура летом больше 30 градусов, а максимальная отметка приближается к 50.
Вода здесь расходуется без оглядки на природные возможности. Расходовалась... Сейчас по всему Юго-Западу вводится череда ограничений на расход воды. Установлено максимальное время полива газона в 5 минут, против 15. Фиксируются и наказываются крупными штрафами случаи кражи воды. К делу подключились активисты из соцсетей, которые фотографируют случаи беспечного расхода воды и размещают их в своих блогах.
Доходит до того, что власти некоторых штатов приплачивают гражданам, пожелавшим отказаться от традиционной лужайки. И небывалой популярностью пользуется услуга покраски травы в сочный зеленый цвет.
Без полива чахнет нива
Однако проблема нехватки воды не замыкается на поливе лужаек и газонов. Сельское хозяйство тянет воду со страшной силой. В условиях сухого, полупустынного климата полив необходим частый и обильный, чего в создавшихся условиях сделать не удается.
Отсутствие воды ведет к сокращению посевных площадей. Просто нет смысла сеять то, что не удастся вырастить. Только лишь в одной Калифорнии невостребованными оказались более 200 тыс. гектаров пахотной земли.
Кроме того, в результате недавней вспышки птичьего гриппа погибло более 20 миллионов кур и индеек. Существенно выросли цены на куриное мясо и яйца. Фермеры стараются избавиться от скота, поскольку пастбища напоминают пустыню и водопои пересохли. Причем, как и во время засухи трехлетней давности, крупные мясоперерабатывающие компании снизили закупочные цены на мясо. Как обычно в штатах несчастье одних становится поводом заработать для других.
Уменьшение поголовья скота и сокращение посевных площадей негативно сказывается на стоимости продуктов по всей стране. Американские фермеры предупреждают: нет воды — выше цена на продукты.
Вездесущая нефть
Еще одним фактором разразившейся засухи стал бум сланцевой индустрии. Для добычи газа и нефти из сланцевых пластов применяется метод гидроразрыва, требующий большого количества воды, которая после использования становится непригодной для нужд сельского хозяйства или личного потребления.
Дело в том, что добыча сланцевого газа и нефти открытым способом, при котором добытые горючие сланцы подвергают гидролизу в специальных емкостях — довольно дорогое удовольствие. Стоимость барреля нефти, полученного таким способом, колеблется в районе 70 – 90 долларов. Существенно дешевле добывать углеводороды прямо из пласта.
Для этого бурится горизонтальная шахта, в которую под давлением подается смесь песка, воды и химических реагентов, которые разогревают нефтеносный пласт сланца, поднимая давление и облегчая вывод нефти на поверхность.
Естественно, воду, использованную для этих целей, употреблять уже нельзя. Более того, отравленная химикатами вода скапливается в тех же районах, где до этого была нефть. Естественная фильтрация происходит крайне медленно, и громадные объемы воды оказываются выведенными из естественного оборота.
Метод гидроразрыва запрещен во Франции, Нидерландах, Болгарии, Великобритании. Однако политика США отвечает сиюминутным интересам, поэтому последние несколько лет производство только наращивали.
По странному стечению обстоятельств одними из самых крупных разрабатываемых месторождений стали залежи нефтеносных сланцев в западном Техасе и Нью-Мексико. Как раз там, где сейчас свирепствует самая сильная засуха за всю историю страны.
Время делать выводы
Указ губернатора Калифорнии о повсеместном сокращении потребления воды на 25%, инициативы губернаторов Аризоны, Вашингтона и Невады однозначно позволят сэкономить какие-то объемы пресной воды. Сокращение нефтедобычи тоже этому поспособствует. Но ситуация слишком серьезная, чтобы перекладывать решение на региональные власти. Несмотря на всю любовь к гольфу, Бараку Обаме придется брать ситуацию под личный контроль.
Основная проблема в том, что на масштабные проекты требуется время, которого нет, и деньги, которых тоже не хватает. Достаточно сказать, что проект поворота сибирских рек на юг тщательнейшим образом прорабатывали около 20 лет силами десятков институтов.
Провернуть нечто подобное в сжатые сроки не представляется возможным, даже учитывая несоизмеримо большие вычислительные мощности. Остается сокращать потребление и надеяться на милости природы.
В то же время обратить внимание на проблемы США следует и нашей стране. Внутренняя политика России в области охраны природопользования и экономного расходования природных ресурсов нуждается в пересмотре.
Ситуация в Штатах наглядно демонстрирует, что пресная вода станет важнейшим ресурсом в ближайшее время, а только в одном озере Байкал содержится 19% запасов пресной озерной воды. Такие ресурсы нужно тщательно охранять и рационально расходовать.
Илья Новицкий