Я уезжал из Финляндии. Навстречу везли лес. Железнодорожными составами и большегрузными машинами. Подумалось тогда: не от нас ли? А сегодня по ночам мимо нашего дома в Сандове, одном из райцентров Тверской области, расположенном на стыке Тверской, Вологодской, Новгородской и Ярославской областей, идут и идут КамАЗы, слепя глаза и тревожа душу. Это уже не ближний лес. Это с дальних делянок. И до них добрались...
В некогда грибные и ягодные места войти теперь невозможно. Все покрыто древесным мусором и упавшими стволами.
Вертолетчики, летающие над нефтепроводом, прошедшем через Ярославскую, Тверскую, Новгородскую области, рассказывают: сверху лес представляет собой удручающее зрелище. Сплошная свалка из сучьев, пней, срубленных, упавших и гниющих деревьев.
Тверская и Вологодская области в лидерах по объемам незаконных лесных порубок.Таковы результаты проверки Счетной палаты, проведенной в конце 2019 года. Главной причиной плохого контроля за лесным хозяйством, по мнению экспертов, стала численная недостаточность сотрудников гослесничеств.
Всего же в России ежегодно вырубается 238,6 миллиона кубометров леса. Больше – только в США, Индии, Китае и Бразилии. За последние несколько лет покрытая лесом площадь страны сократилась на 2,1 миллиона гектаров.
Наибольшее снижение лесных запасов отмечается в Иркутской, Свердловской, Московской, Тверской, Смоленской областях, а за ними идет Вологодская.
Основные проблемы лесного хозяйства в нашей стране – последствия диких непродуманных «реформ» последних десятилетий. Резкое сокращение численности гослесничеств привело к тому, что контроль за рубками леса на значительной части площадей просто отсутствует. В Вологодской области ежегодно лесными службами осматривается только 50-55 процентов лесосек, на которых проходила заготовка. Это самый низкий показатель в стране.
Вся стройная система лесного хозяйства, создававшаяся десятилетиями, была уничтожена в одночасье с введением в действие 1 января 2007 года Лесного кодекса. Это был кодекс бесчестия. Лес, как экосистема, юридически был отделен от земли, на которой растет, и превращен в движимое имущество, в товар без обязательств регистрации прав на него. Этим имуществом собственник по закону может распоряжаться по своему усмотрению. Сами лесные земли стали недвижимостью и были пущены в оборот. Ограничений прав собственника лесных земель изначально не устанавливалось.
Разработкой документа официально занималось Минэкономразвития во главе с Германом Грефом, «Это один из ключевых документов, позволяющих существенно добавить в темпы роста ВВП, – уверял Греф. – Значимость его тяжело переоценить. Это стартовый механизм, который позволит коммерциализовать сферу лесопереработки. Надеюсь, что мы станем одной из самых мощных лесных держав и будем экспортировать продукцию высокой степени переработки».
На деле лес был отдан на откуп местным князькам и недобросовестным арендаторам. Были ликвидированы лесхозы, в результате чего 170 тысяч лесников по всей стране оказались без работы. Упразднена федеральная лесная пожарная служба, уничтожена Авиалесоохрана...
Лесная отрасль стала убыточной для государства, хотя в советское время она приносила 25-30% всех доходов в бюджет. Леса для России при советской власти составляли такое же огромное богатство, как нефть и газ.
Выводы Счетной палаты неутешительны: нынешняя структура управления лесным хозяйством не позволяет не только достигать показателей разных правительственных целевых программ, но и просто быть в курсе того, в каком состоянии находится российский лес. Фактически в один момент мы можем столкнуться с «неожиданным» исчезновением значительной части лесных насаждений на территории страны.
Впрочем, с последствиями дикой вырубки леса, с отсутствием его санитарной очистки мы уже сталкиваемся. Леса уже не защищают нас ни от холодных северных, ни от знойных пустынных ветров. Участились ураганы, которые кладут на землю оставшиеся деревья. Птицы и звери, не находя привычных кормовых мест, жмутся к человеческому жилью. На улицах русских деревень все чаще стали появляться медведи. Птицы, в особенности дрозды, уничтожают ягоды в приусадебных садах и на фермерских плантациях. Дикие кабаны заставляют картофелеводов окружать свои посадки проводами под электрическим напряжением.
В каких же условиях придется жить следующим поколениям, если срочно не принять соответствующих мер?
Александр Калинин