В России до конца этого года может быть принята Стратегия экологической безопасности.
Общий объем выбросов загрязняющих веществ к 2025 году по сравнению с 2014 годом должен быть снижен на 15–25%, а объем сброса загрязненных сточных вод и парниковых газов – на треть. Это при оптимистичном раскладе. Для того чтобы он реализовался, до 20% предприятий должны полностью перейти на наилучшие доступные технологии. Таковы основные параметры Стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года. Накануне проект документа, разработанного Министерством природных ресурсов и экологии, был направлен в Правительство РФ. В экологическом ведомстве считают, что Стратегия может быть принята до конца этого года.
Нормы жизни
Промышленность России каждый год, помимо полезного продукта, производит до 5 млрд тонн отходов и 15 млн кубометров сточных вод. Мало того, что сама по себе эффективность промпроизводства, по словам экспертов, оставляет желать лучшего, так еще и загрязнение окружающей среды в результате техногенного воздействия ставит под угрозу благополучие будущих поколений. Сами по себе природные богатства страны также не в лучшем состоянии. Российские леса на больших территориях поражены болезнями, зачастую прямо под сенью деревьев возникают стихийные свалки, плюс к этому – незаконная вырубка, ползущая застройка лесных участков и, конечно, лесные пожары. Словом, экологическая безопасность страны, без всякого пафоса, под угрозой.
Заниматься этой проблемой в России начали более десяти лет назад. В 2002 году были приняты закон «Об охране окружающей среды», Экологическая доктрина, а в 2009 году – Климатическая. Затем в 2012 году появились Основы госполитики в области экологического развития до 2030 года, а с 2013 года началась разработка Стратегии экологической безопасности. Задача была поставлена президентом Владимиром Путиным по итогам заседания Совета безопасности в ноябре 2013 года. Тогда глава государства заявил: «Считаю, что нам нужно уже в ближайшее время разработать и принять Стратегию экологической безопасности России. Она должна содержать оценки внешних и внутренних угроз в этой сфере, а также пороговые показатели безопасности». В свою очередь секретарь Совета безопасности Николай Патрушев в беседе с журналистами подчеркнул значимость экологических проблем: «Очень важно, что этому направлению будет уделяться самое серьезное внимание». Проект Стратегии был готов к лету 2014 года. Затем проходило ее общественное обсуждение и согласование с министерствами и ведомствами. Теперь принятие документа выходит на завершающий этап. Глава Минприроды России Сергей Донской направил Стратегию в Правительство РФ, пояснили в пресс-службе ведомства. Специалисты связывают с принятием Стратегии завершение формирования основ современного правового поля в области охраны окружающей среды и эффективного использования природных ресурсов.
Природная цель
Основное назначение Стратегии экологической безопасности – формулирование национальных интересов в сфере экологии. А они заключаются в своевременном выявлении и прогнозировании как глобальных, так и внутренних экологических угроз на базе научных исследований, улучшении экологической обстановки в стране и сохранении ее эколого-ресурсного потенциала. Угроз в современном глобальном мире хватает. Это и распространение загрязняющих веществ из других частей света, и изменения климата, и техногенные катастрофы. Чего, например, стоит одна только авария на японской АЭС «Фукусима-2», в результате которой был нанесен ущерб экологии Тихого океана.
Внутренние угрозы не менее значимы. Загрязнение воздуха и нерациональное использование ресурсов, сокращение биоразнообразия и проблема утилизации промышленных и ядерных отходов, утрата лесов и рост экологической преступности, опережающей рост преступности в целом. Из-за деятельности человека в неудовлетворительном экологическом состоянии сегодня находится порядка 15% территории России. Что делать?
Остановить или повернуть вспять развитие науки, техники и промышленности вряд ли возможно. Значит, воздействие на окружающую среду может нарастать. Но и неблагоприятная экологическая обстановка также оказывает обратное негативное воздействие, приводя к существенным экономическим потерям. Получается замкнутый круг. На выбор остаются альтернативы: смириться с тем, что в результате научно-технического прогресса давление на природу будет усиливаться, и приспосабливаться к неизбежным негативным последствиям и упадку экономики либо перевести развитие промышленности на «зеленые рельсы», чтобы последовательно снижать разрушительное воздействие на окружающую среду и способствовать ее восстановлению.
Техника обновления
Стратегия экологической безопасности учитывает оба варианта. Просто такова реальная ситуация. Как бы ни хотелось верить в то, что скоро будут изобретены и повсеместно внедрены совершенно безвредные производства, в реальности инновационная модернизация экономики не может происходить только постепенно. В частности, к 2025 году предполагается в два раза снизить выброс вредных веществ и загрязненных сточных вод и остановить постоянное увеличение выбросов углекислого газа. Министр природных ресурсов РФ Сергей Донской в ходе VII Невского международного экологического форума, прошедшего в Петербурге в конце мая этого года, наиболее значимой экологической проблемой назвал именно «угрожающие масштабы роста образования отходов производства и потребления на фоне стагнации в сфере утилизации отходов, их переработки и повторного использования».
Внедрение новых технологий требует немалых затрат. В Стратегии прописано увеличение расходов на экологию в десять раз – с 90 млрд до 1,1 трлн рублей, или с 2,2 до 1,5% ВВП. Данные цифры могут показаться скромными, но для России и это будет существенным прогрессом. Сейчас, как отметил глава Минприроды, расходы на экологию в России составляют 0,7% ВВП.
«Это на порядок ниже, чем в большинстве развитых государств, несмотря на то, что среда обитания в этих государствах значительно более благоприятна», –подчеркнул Сергей Донской.
Ситуация усугубляется тем, что в стране, несмотря на ее огромные территории, немало точек с накопленными за прошлые годы промышленными загрязнениями. Под воздействием этих объектов находятся 17 млн человек. Ликвидация прежнего экологического ущерба – одна из неотложных задач. Такая работа последовательно ведется. Особое внимание уделяется очистке территории Арктики, ликвидации накопленных отходов недавно остановленного Байкальского ЦБК.
В ходе реализации федеральной целевой программы предстоит рекультивировать около 80% Байкальской природной территории.
Между тем морально и физически устаревшие предприятия продолжают загрязнять воздух в городах, отравлять воды и почвы. Изношенность технологического оборудования большинства промышленных предприятий составляет до 70–80%. В настоящее время из 225 городов, в которых ведется мониторинг качества воздуха, в 123 городах степень его загрязнения фиксируется как очень высокая и высокая. Стратегия ставит задачу сокращения числа городов с высоким уровнем загрязнения воздуха почти в 4 раза. Добиться этого предполагается в том числе за счет снижения выбросов от автотранспорта, снижения энергоемкости экономики на 40% и увеличения в 100 раз потребления энергии, произведенной из возобновляемых источников.
Нетрудно заметить, что во многом решение экологических проблем лежит в плоскости качественного преобразования всей промышленно-производственной структуры, которое в свою очередь увязано с общей экономической ситуацией. Иначе говоря, найти деньги для внедрения современных технологий можно будет в том случае, если экономика покажет рост. Варианта здесь два. «Оптимистический сценарий предполагает выход на показатели экономического роста в 2–4% к 2017 году, а пессимистический – к 2020 году», – сообщили в пресс-службе Минприроды.
Заботы о близком
Пока развитие экономики позволит создать энерго-и ресурсосберегающие предприятия, придется прикладывать немалые усилия для того, чтобы сохранить имеющиеся ресурсы. Необходимо обеспечить устойчивость окружающей среды, защитить природные комплексы от вредного воздействия. Одними из самых значимых задач, в частности, являются борьба с лесными пожарами и эффективное лесовосстановление. Стратегией предусмотрено увеличение к 2025 году площади территорий, покрытых лесами, с нынешних 771 до 790 млн га. Для сохранения биологического разнообразия площадь особо охраняемых территорий должна увеличиться с 211 до 270 млн га. Действовать в этом направлении должны и предприятия по разработке природных ресурсов.
«Рассматриваются способы введения экономически обоснованного механизма установления платы за использование природных ресурсов, не позволяющего их истощать или позволяющего обеспечивать их восстановление», – отметил Сергей Донской.
Кроме того, для работы над улучшением экологической обстановки в стране необходимо также иметь ясное представление о существующей ситуации. Минприроды уже заявило о создании единой геоинформационной системы данных экологического мониторинга по всей России. Сегодня за мониторинг экологической обстановки отвечают различные уровни власти: муниципальные, региональные и федеральные. Как следствие, единой системы нет, а 75% субъектов РФ ведут лишь эпизодические наблюдения. Росгидромет совместно с отраслевым департаментом министерства должен до 1 июля 2015 года подготовить дорожную карту развития системы экологического мониторинга. Планируется, что данные региональных мониторингов должны будут интегрироваться в федеральную наблюдательную сеть и основываться на единых принципах.
Общество любителей природы
По расчетам Минприроды, Стратегия может быть принята до конца этого года. Необходимость такого документа признают представители исполнительной власти и парламентарии. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что обеспечение экологической безопасности для России является первостепенной задачей. Требуется также и общественный консенсус. Эффект от выполнения мероприятий Стратегии будет существенно выше, если в ее реализацию будет вовлечено население. Потому спикер Верхней палаты российского парламента предложила перед принятием документа провести также его широкое общественное обсуждение. «Документ пока находится в статусе проекта, и, учитывая важнейшее значение Стратегии, было бы целесообразно вынести ее на широкое общественное обсуждение», – отметила она в интервью одному из федеральных изданий. О том, что в обществе сегодня сформировался запрос на участие в экологической повестке, говорил и глава Минприроды Сергей Донской. Механизмами такого участия, по его мнению, должны стать существующие общественные институты и сама культура повседневности.
Воплощение положений Стратегии на практике потребует принятия ряда других нормативных правовых актов. Реализация Стратегии, по расчетам специалистов, позволит перейти к экологически ориентированной модели экономического развития, снизить техногенную нагрузку на природу и поддерживать благоприятную окружающую среду. Впрочем, какие законы ни принимай, в конечном итоге придется научить каждого гражданина в отдельности и все население в целом ответственно относиться к окружающей среде. Иными словами, наряду с совершенствованием действующего законодательства необходимо сформировать экологическую культуру в обществе. На этом сходятся политики, ученые и экологи.
Евгений Гайва