Прибрежные воды Авачинского залива, где находится популярный Халактырский пляж, стали по-настоящему опасными: содержание вредных веществ там в разы превышает предельно допустимую концентрацию, а те, кто отважился погулять поблизости, попадают в больницу с ожогами роговицы и отравлениями.
Вообще-то информация о загрязнении Халактырского пляжа гуляет по соцсетям уже пару недель как минимум. А с 26 сентября люди начали обращаться в медучреждения с жалобами на жжение в глазах, покраснение и пелену. Как сообщила (официально!) врио министра здравоохранения Камчатки Марина Волкова, всем им, включая 13-летнего школьника, поставили диагноз "поражение роговицы 1-й степени".
Но власти полуострова как-то, мягко говоря, старались не обращать внимания на разные "досадные мелочи" – к тому же только-только состоялись выборы, победил врио главы региона Владимир Солодов, и надо было решать другие вопросы.
Тем не менее вскоре известие получило огласку уже на уровне страны, об этом начали говорить все вокруг, и тогда уж деваться было некуда: пришлось признавать уже всерьёз.
"После сёрфинга подумал, что ослеп"
Шум поднял сёрфер Максим Ионов, который выложил пост на своей странице в Instagram, назвав ситуацию на камчатском побережье Тихого океана экологической проблемой и попросив о максимальной огласке.
"После сёрфинга на Халактырском пляже в один из дней я практически ослеп. Перед глазами всё было размыто и как будто в тумане. Не получалось даже разглядеть лицо человека на расстоянии трёх метров (хотя у меня идеальное зрение). Я испугался и не понял, что происходит. Был даже страх проснуться слепым. Такая же проблема была ещё у одного парня в лагере. Помогли капли в глаза и промывка пресной водой. Однако сейчас я заметил, что глаза стали более чувствительны к яркому свету. Потом эта же проблема начала появляться и у других сёрферов", – рассказал Ионов.
В соцсетях между тем появились снимки мёртвых морских животных и птиц без каких-либо видимых повреждений.
Местные СМИ публикуют в соцсетях кадры побережья, заваленного мёртвыми морскими обитателями. Фото: Instagram/afisha.kamchatki.
В краевом Минприроды, однако, отреагировали своеобразно: ведомство выложило на своей странице в "Инстаграме" видеозапись с этого самого пляжа, где всё чистенько и аккуратненько и никаких следов мертвечины и в помине нет:
Халактырский пляж в данный момент. Цвет воды нормальный, запах воздуха обычный, пляж совершенно чистый. Утром инспекторы природного парка "Налычево" посмотрели прибрежную зону ООПТ - ничего аномального не зафиксировано. Сотрудники МЧС обследуют берег пляжа на всём его протяжении на квадроциклах с применением БПЛА. Параллельно группа выехала на Малую Лагерную. Кроме того, продолжается отбор проб воды специалистами Росприроднадзора, Роспотребнадзора, УГМС,
– объявили в этом посте чиновники.
Ну и получилось из той серии, когда молчание – золото. Природоохранное министерство нарвалось на шквал критики, поскольку только незрячий мог бы не заметить, что по прибрежной полосе возле воды буквально только что прошлись чистилки – даже следы остались.
Служащие попытались оправдаться – мол, это квадроциклы как раз и ездили, но толком ничего не вышло.
Не то ведомство назвали "министерством счастья"
Тогда в дело вступил Камчатгидромет – его руководитель Вера Полякова дала свою интерпретацию ЧП, связав его с циклоном, который пришёл в регион с 28 на 29 сентября – в виде ветра со скоростью более 25 метров в секунду, дувшего со стороны океана вглубь Авачинской бухты.
По мнению Поляковой, умерших морских обитателей вынесло на берег со дна бухты – из-за морского волнения, когда волны поднимались на шесть метров.
"Стечение обстоятельств – загрязнение, затем штормовой ветер направил всё к берегу. Но если бы шторм не случился, морские обитатели не оказались бы на берегу, а начали разлагаться в толще воды", - выдвинула версию начальник краевого Гидрометцентра.
Региональное Минприроды старалось уверить всех, что никаких проблем на пляже нет – и запостило ролик с как будто бы только что расчищенной территорией береговой полосы. Скрин: Instagram/Минприроды Камчатского края.
Впрочем, уточнила она, именно по вине шторма выброшенные на берег животные не могли погибнуть, была какая-то иная причина. Объяснение получилось, впрочем, не ахти – тем более что в нём нет, собственно, причин загрязнения.
Сам губернатор Солодов, выехав на место ЧП, не стал отрицать сам этот факт, пригрозив увольнением тем, кто пытается скрыть масштабы бедствия.
Сразу могу сказать, что если в процессе работы выяснится, что кто-то из должностных лиц Камчатского края приукрашивал факты или замалчивал их – сразу будут уволены должностные лица. В отношении федеральных структур я буду обращаться с ходатайством об аналогичных мерах ответственности,
– объявил глава региона, над которым местные уже начали язвить – мол, не то ведомство он решил назвать "министерством счастья", когда предложил ранее именовать таким образом краевое министерство соцблагополучия и семейной политики.
Оказалось, что по результатам анализа проб воды установлено превышение содержания в них нефтяных углеводородов в 3,6 раза и фенолов в 2,5 раза выше предельно допустимой концентрации.
"На стекле химической посуды было выделено маслянистое вещество жёлтого цвета, близкое по консистенции к техническому маслу или иному веществу, включающему в себя нефтесодержащие компоненты. Окончательные результаты, представленные 1 октября Камчатским управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, иных загрязнителей не выявили", – признали, наконец, хоть что-то и в Минприроды.
Десятки тонн мышьяка и ртутных веществ
Словом, власти назвали три вероятные причины случившегося.
Первая – разлив каких-либо токсичных веществ.
Вторая – последствия поведения водорослей, которые во время шторма выбросило на береговую линию.
Третья – сейсмическая активность, связанная с вулканическими проявлениями.
Следственный комитет тем временем начал свою проверку (председатель СКР Александр Бастрыкин приказал включиться центральному аппарату в этот процесс), Генпрокуратура взяла разбирательство под свой контроль, а глава Росприроднадзора заявила, что виновные в экологической катастрофе будут привлечены к уголовной ответственности.
Гринпис, подхватив тему, сообщил о том, что аппаратом Европейского космического агентства вблизи Халактырского пляжа было зафиксировано какое-то "огромное пятно" – по всей видимости, речь идёт как раз о разливе нефтепродуктов.
Высказывается также мнение об утечке ракетного топлива – с военного полигона, вот только никаких речных русел, идущих в сторону океана, там не имеется.
Зато, по информации Царьграда, одна из версий, которую сейчас отрабатывают следователи, – это возможность утечки с другого полигона, расположенного возле Козельского вулкана, где складированы ядохимикаты. Там, в этом захоронении, устроенном ещё в конце 70-х годов прошлого века, хранятся свыше ста тонн токсичных отходов сельхозпроизводителей и промпредприятий.
Это - отчёт о мониторинге Козельского полигона ядохимикатов, подготовленный пять лет назад. И в нём признавался факт загрязнения почв, только назвали его "точечным". Фото: телеканал Царьград.
В том числе – несколько десятков тонн мышьяка и значительное количество ртутных препаратов.
В середине "нулевых" на одном из совещаний в краевом правительстве говорилось, что полигон находится в опасном месте – в непосредственной близости к реке Мутнушка, и химикаты попадают в почву и в воду.
Тема и дальше периодически обсуждалась местными властями – предполагалось "упаковать" полигон в водонепроницаемую плёнку, но подтверждений тому, что это было сделано, нет.
Ровно пять лет назад, в августе 2015-го, был опубликован некий информационный отчёт по мониторингу Козельского полигона захоронения ядохимикатов и пестицидов. Так вот, там указывалось, что "санитарное состояние захоронения удовлетворительное", однако специалисты признавали, что "выявлено точечное загрязнение почв и непостоянное во времени площадное загрязнение подземных и поверхностных вод хлорорганическими пестицидами типа ДДТ, линдан, метафос в концентрациях ниже и не более чем в 2 раза превышающих ПДК для питьевых вод".
Кроме того, отмечалось в этом докладе, "присутствующие в зоне аэрации поровые растворы, контактирующие с погребёнными ядохимикатами, под защитной плёнкой в незначительных количествах продолжают поступать в подземные и поверхностные воды, о чём говорят следы ХОПов (хлорорганических пестицидов – прим. ред.) и металлов в отдельных пробах воды".
"Масштабы катастрофы на Камчатке сравнимы с ЧП в Норильске"
Эксперты, опрошенные Царьградом, также не склонны полагать, что экологическая катастрофа на Камчатке связана с какой-то тектонической или вулканической активностью, которую продвигают, как бы незаметно, местные власти.
Это экологическое преступление и дело рук человека. Подобные концентрации (загрязняющих веществ) не достигаются в природных условиях. Потому что это массированный выброс веществ, которые в результате дают по широкому спектру фенольное загрязнение. Фенол и загрязнения этого ряда, органики – они обладают нервно-паралитическим действием, что, собственно, мы и наблюдали на гидробионтах,
– отмечает директор Всероссийского института природы, кандидат биологических наук и заслуженный эколог России Андрей Пешков.
По его мнению, можно, конечно, фантазировать как угодно, но, видимо, произошли какие-то аварийные разливы вверх по течению - причём не сегодняшние, а давнишние: может быть, несколько дней назад, неделю. А реки вынесли гадость на восточное побережье.
"Естественно, эффект "прилипания" никто не отменял. Вдоль береговой линии течениями все это дело разносилось. И всё, что там есть, пострадало от концентраций, которые превышают допустимые в несколько раз", – резюмирует эксперт в беседе с Царьградом, сравнивая реальные масштабы катастрофы с Норильском.
Игорь Шкрадюк из Центра охраны дикой природы, координатор программы экологизации промышленности и эксперт Международного социально-экологического союза, тоже считает, что теоретически ущерб для экологии сопоставим с утечкой дизельного топлива на норильской ТЭЦ-3 – при том, что разлив солярки был гораздо сильнее (в вероятных объёмах), но она всё-таки менее токсична.
Что касается водных животных – млекопитающих, рыб, осьминогов, крабов, моллюсков и так далее, то мы можем их потерять очень много. Я не исключаю и варианта, что погибнут все особи какого-то неэндемичного вида. Но на сей день неясна зона заражения – не только на поверхности, но и в глубине,
– говорит Шкрадюк.
При этом он не исключает полностью версии подводного извержения и, соответственно, попадания в воду вулканических газов, но считает её "менее вероятной".
"Потому что вулканы на Земле "работают" 4 миллиарда лет. Если бы продукты их извержения были столь смертельны, то, знаете, жизнь могла не возникнуть или, если возникла бы, была бы совсем другой, легче реагирующей на эти продукты извержения. Кроме того, именно на Камчатке последние месяцы сейсмической активности не отмечено", – объясняет он.
Однако обращает на себя внимание вот ещё какой важнейший момент: действительно, пока нет ни причин, ни точной оценки ущерба. Только нет и гарантий, к сожалению, того, что произошедшее – некий разовый, единичный случай. И если речь идёт о каких-то "плохих сливах" с полигона, то ситуация представляется крайне сложной.
Александр Степанов