Необходимо изменить отношение предпринимателей к природе, заявил премьер-министр Михаил Мишустин, выступая с отчетом о работе правительства по итогам 2020 г. «По поручению президента мы подготовим и направим на ваше рассмотрение законопроект, который обяжет собственников отвечать за ликвидацию причиненного вреда. И финансово – тоже. Бизнес должен работать по принципу «убери за собой», – обращаясь к депутатам, сказал Мишустин.
Можно ли всю промышленность перевести на зеленые рельсы и как заставить собственников бизнеса отвечать за нанесенный природе вред? Минимизировать ущерб от работы производств можно разными способами. Можно делать экологичнее себя, можно – сам продукт, можно внедрить разработку с более долгим сроком годности.
Модернизация производства
Положение Московского НПЗ (МНПЗ), находящегося в пределах МКАД, обязывает. Это крупное предприятие уделяет большое внимание экологическим вопросам. Завод уже несколько лет – с 2011 г. – проводит модернизацию, по итогам которой влияние на экологию значительно сокращается. В конце прошлого года завершился второй этап модернизации. Благодаря проектам модернизации в 2011–2020 гг. МНПЗ уже снизил общее воздействие на окружающую среду на 75%.
Новые технологии, непосредственно используемые в производстве, не только повышают эффективность предприятия по производству бензина и других нефтепродуктов, но и положительно влияют на экологию. Например, по итогам 2020 г. в рамках реализации программы модернизации МНПЗ уже в 4 раза сократил потребление воды и объем сточных вод. Биологические очистные сооружения «Биосфера» накопительным итогом за три года работы сэкономили более 10,5 млн куб. м воды – это объем почти двух Химкинских водохранилищ.
На 75%
МНПЗ уже снизил общее воздействие на окружающую среду благодаря проектам модернизации в 2011–2020 гг.
«Масштабировать такой опыт можно и нужно. На Омском НПЗ, который также принадлежит компании «Газпром нефть», сейчас строят такую же «Биосферу», а значит, Омск также внесет важный вклад в сбережение водных ресурсов», – отметила управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.
В 2018 г. эксперты общественной организации «Зеленый патруль» вручили МНПЗ свидетельство о качестве модернизации системы очистки сточных вод – «Зеленый сертификат – модернизация проведена». Решение вынесено по результатам анализа проб, которые экологи отбирали до и после запуска инновационных очистных сооружений «Биосфера».
На новые технологии переходят и другие крупные объекты городского хозяйства. Модернизация Люберецких очистных сооружений значительно улучшит качество очистки сточных вод и позволит внедрить безотходные технологии, полностью автоматизировать производство и повысить его энергоэффективность. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, за счет масштабной модернизации удалось ликвидировать неприятный запах в округе на 90%.
Реконструкция и модернизация Люберецких очистных сооружений улучшит качество жизни порядка 2 млн жителей восточных и юго-восточных районов Москвы, которые в зависимости от направления ветра периодически оказывались в зоне неприятных запахов.
Меньше пластика
90% пластика в мире производят всего 100 компаний. В России на высоком уровне призвали отказаться от одноразового цветного пластика и в принципе от пластика, который не подлежит переработке. «Будем развивать экономику замкнутого цикла, стимулировать бизнес к отказу от продукции, которая не подлежит переработке, и в целом сократить лишнюю упаковку. А если без нее не обойтись, то она должна быть пригодной для переработки. И количество экоупаковки надо постепенно наращивать, чтобы к началу следующего десятилетия ее доля превысила 85%», – заявил Мишустин.
Ряд компаний, ориентированных на экологичность, и без запретов на законодательном уровне сами сокращают объемы использования первичного пластика. PepsiCo увеличивает долю вторичного пластика в упаковке на предприятиях компании, включая и столичные заводы «Вимм-билль-данна».
В частности, в 2019 г. в России компания PepsiCo начала эксперимент по использованию переработанного пластика (rPET) в составе упаковки для напитков. В 2020 г. его количество в упаковке удалось увеличить вдвое. Сейчас доля вторичного пластика в упаковке составляет до 10%. В конце 2020 г. кисломолочный напиток «Имунеле», который производится на молочных заводах в Москве, «сбросил» пластиковые крышки в своей главной линейке продукции, чтобы сократить объем пластика для упаковки на 150 т в год.
Упаковка напитка Mountain Dew в 2021 г. станет полностью перерабатываемой, рассказали «Ведомости. Экологии» в PepsiCo. Для этого придется отказаться от неонового зеленого цвета бутылки напитка. Помимо пластика компания использует переработанный алюминий (до 50%), стекло (до 30%), гофрокартон. Использование вторичного сырья станет одним из направлений компании в достижении полной углеродной нейтральности, которую компания планирует достичь к 2040 г.
Также компания запустила проект «Утилизируйправильно.рф», в рамках которого разработан образовательный сайт про раздельный сбор отходов, а на упаковку напитков нанесены специальные QR-коды, ведущие на карту с точками сбора отходов / этот сайт. Цель проекта – вовлечь потребителей в сортировку отходов и научить их делать это правильно. Всего на карте более 19 000 точек раздельного сбора отходов с целью дальнейшей переработки. Не только организаторы, но и сами пользователи проекта смогут поддерживать актуальность карты и добавлять точки по раздельному сбору отходов.
Другой пример – экологический проект компании «Ламбумиз». В 2020 г. она запустила линию по производству одноразовой посуды и пищевой упаковки из ламинированного картона. Эта посуда и упаковка на 93% состоят из картона и всего на 7% – из пластика. Производится порядка 5 млн изделий в месяц. Пластик повышает устойчивость основного материала к механическому воздействию, а также к влаге и температуре. В перспективе – вариант замены пластика биопластиками.
В ассортименте компании ланч-боксы, салатники, лотки, вок-контейнеры, различные коробки, бургер-боксы, коробки и подложки под пиццу. Готовится к запуску еще несколько позиций.
Поставщики картона компании имеют сертификаты FSC (Лесного попечительского совета) и PEFC (Программы одобрения систем лесной сертификации), которые гарантируют, что при производстве картона с лесом обращались правильно и взамен срубленных деревьев были посажены новые.
«На фоне борьбы с загрязнением планеты пластиком у потребителя возник устойчивый спрос на упаковку, которая менее вредна для окружающей среды. Поэтому наш проект можно считать экологическим в широком смысле, так как продукция производится из картона, произведенного в РФ, без печати и удовлетворяет спрос, возникший на фоне поиска аналогов пластику», – пояснили «Ведомости. Экологии» в «Ламбумизе». Эта продукция поставляется по всей стране – вплоть до Дальнего Востока, а также в Казахстан и Белоруссию.
Долгая служба
Нередко производители идут по пути сознательного брака – выпускают продукцию с таким расчетом, чтобы по истечении гарантийного срока она сломалась и покупатель пришел за новой. Этот прием называется «запланированным устареванием». Рассчитывают и «планируют» устаревание специально обученные люди – параметризаторы. Это наносит ущерб не только кошельку потребителя, но и экологии. Сейчас оформляется тренд на осознанное потребление, и некоторые компании сознательно включились в процесс, делая акцент на долговечности выпускаемой продукции. Такой пример – завод KSB. Немецкое предприятие открыло свое локальное производство в 2019 г. на базе индустриального парка «Индиго» в новой Москве. Оно выпускает насосы с увеличенным сроком эксплуатации.
Энергоэффективность, длительный срок службы и низкий уровень шума – три важнейших требования, предъявляемых к оборудованию для водоснабжения, рассказал «Ведомости. Экологии» представитель компании. «Насосные системы – одни из главных потребителей энергоресурсов. 300 ТВт ч в год – общее энергопотребление промышленных насосов в странах Евросоюза», – отметил собеседник.
Помимо непосредственно уменьшения износа оборудования предприятие реализует потенциал энергосбережения гидравлической системы еще несколькими путями. Например, аудит системы с помощью цифровых технологий – мобильное приложение KSB Sonolyzer, а также интеллектуальный прибор контроля параметров PumpMeter с функцией передачи цифровых данных выявляют, находится ли рабочая точка в пределах диапазона оптимальной нагрузки. Результаты помогут предпринять первичные шаги по оптимизации работы насосных агрегатов, отметили в компании. Для анализа энергоэффективности комплексных систем применяется System Effizienz Service – устройство оперативной регистрации данных. На основе полученных данных специалисты KSB составляют протокол с рекомендациями по оптимизации.
Для точного расчета параметров и подбора оборудования KSB предлагает три варианта профессионального программного обеспечения. Оно помогает правильно подобрать необходимые насосы, приводы, арматуру и средства автоматизации. Также насосы с регулируемой частотой вращения оснащаются электродвигателями, которые более экологичны, чем обычные. Для их изготовления не нужен труднодобываемый редкоземельный металл, а добыча и утилизация негативно влияют на окружающую среду.
«Увеличение срока годности приборов и оборудования – это потенциально огромный рынок экологического предложения. Только представьте себе, что все эти огромные свалки использованных электроприборов, телевизоров, смартфонов, мониторов, холодильников и прочего уйдут в прошлое. Не нужно будет менять телефон каждый год. А холодильник – каждые пять лет. Наконец-то мы будем использовать вещи в течение многих лет, как это делалось раньше, и не будем загрязнять окружающую среду «одноразовыми» приборами», – мечтает координатор Национального экологического союза Федор Трусов.
Юрий Штыков