Жизнь различных видов флоры и фауны на половине земного шара практически никак юридически не охраняется. Речь идет о Мировом океане, занимающем 71% всей планеты. Около трети его территории приходится на территориальные воды и исключительные экономические зоны государств. Остальная площадь ― международные воды, статус которых до последнего времени регулировала Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., обеспечившая свободу судоходства и рыболовства, возможность прокладывать подводные трубопроводы, создавать искусственные острова и проводить исследования. Фактически из-за отсутствия единых правовых норм в нейтральных водах была возможна чуть ли не бесконтрольная добыча ресурсов. Только один с лишним процент Мирового океана так или иначе охранялся на международном уровне.
В начале марта 2023 г. страны мира подписали документ, призванный защищать морское разнообразие и следить за состоянием международных вод. Две трети Мирового океана, не закрепленные за отдельными государствами, теперь возможно отнести к охраняемым территориям. Документ, который называют историческим, обсуждался почти 20 лет, а в перспективе международная работа, направленная на укрепление экологии, может отчасти решить проблему тройственного планетарного кризиса: изменения климата, утраты биоразнообразия и загрязнения окружающей среды. Практически Парижское соглашение с океаническим акцентом.
Когда начнут реализовывать возможности, прописанные в новом документе, в Мировом океане появятся морские охраняемые районы, в которых могут быть в той или иной степени ограничены судоходство и рыболовство, бурение скважин и добыча глубоководных ресурсов ― отрасли, которые в том числе серьезно влияют на утрату биоразнообразия и загрязнение водной части Земли.
Мусорный остров
Каждый год в Мировой океан попадает 8 млн тонн пластика. Ученые посчитали: если не принимать мер, к 2040 г. в воде ежегодно будет прибавляться по 29 млн тонн мусора, а к 2050 г. его станет больше, чем рыбы. Только 20% мусора выбрасывается в океаны с кораблей. Остальные 80% с земли выносят реки. На азиатские Янцзы, Инд, Хуанхэ, Хайхэ, Ганг, Чжуцзян, Амур, Меконг и африканские Нил и Нигер приходится 90% мусорного трафика.
Источник: ru.123rf.com / zsv3207
В Тихом океане между Калифорнией и Гавайскими островами дрейфует крупнейший в мире мусорный остров. Большое тихоокеанское мусорное пятно площадью больше 1,5 млн кв. км содержит больше 90 тыс. т пластика. Мусор, вынесенный реками в Мировой океан, подхватывают течения и концентрируют его на отдельных участках. Это старые рыболовные сети, упаковки, фотопленка, бутылки и крышки, частично ― выцветший и разложившийся пластик, полиэтилен и полипропилен, разрушенный на фрагменты меньше 5 мм, частично ― крупные элементы. Объемы «пластикового океанического супа» ежегодно увеличиваются, со временем мусор опускается и скапливается на дне. Поэтому абсолютно точно оценить масштабы экологической проблемы пока не удается. При этом микропластик уже встраивается в океанические экосистемы. Токсичные вещества отравляют воду, птицы и рыбы погибают в старых сетях или травятся, принимая фрагменты пластика за пищу. Одной из причин возможной экологической катастрофы ученые называют появление новых видов обитателей океана, приспособившихся к жизни в новой экосистеме. В перспективе такие организмы могут вытеснять других представителей фауны. При этом пластиковое загрязнение Мирового океана ― самая популярная, но только одна из многих экологических проблем, связанных с водной частью Земли.
В середине ХХ в. начала развиваться атомная энергетика. Новый вид энергии сформировал и новую проблему: появилась необходимость избавляться от радиоактивных отходов. Около 70 лет назад многие страны решили, что хорошей идеей будет их захоронение в Мировом океане. В общей сложности страны отправили на дно отходы радиоактивностью 85 100 ТБк. Международные договоры запретили захоронение радиоактивного мусора в океане только в 1993 г.
Во время войны в Персидском заливе иракские войска сбросили в воду до 1,5 млн т нефти. Топливо покрыло около 1 тыс. кв. л воды в заливе и 600 км побережья ― это акт экологического терроризма, целенаправленного вредительства. Но еще больший ущерб морской экологии приносят аварии. Почти 1,5 млн л нефти разлилось в 2000 г. в окрестностях Рио-де-Жанейро из-за лопнувшего подводного трубопровода. Около 5 млн баррелей разлилось в 2010 г. после трагедии на буровой платформе Deepwater Horizon. И это только крупные экологические катастрофы, связанные с добычей морских ресурсов.
Источник: ru.123rf.com / marcobonfanti
В Мировой океан выносятся химические отходы от промышленности и удобрения с полей. Ученые посчитали, что из-за незаконной и неконтролируемой добычи, загрязнений и изменений климата может полностью исчезнуть десятая часть морской флоры и фауны. Усиление надзора и введение морских охранных зон, которые стало возможно создавать после подписания нового договора, могут сократить риски.
Выловить и переработать
Пока политики обсуждали юридическую возможность снизить экологические риски для Мирового океана, отдельные активисты и ученые думают над тем, как можно убрать существующий мусор. К сожалению, масштабных программ по очистке океанов в мире не существует. Отчасти, вероятно, из-за не полностью определенного статуса нейтральных вод: неясно, кто и в какой мере должен вкладываться в экологический проект.
Сбор мусора системами проекта The Ocean Cleanup / Источник: The Ocean Cleanup
Сбор мусора системами проекта The Ocean Cleanup / Источник: The Ocean Cleanup
Фактически единственный существующий в мире проект, направленный на масштабную очистку океана, финансируется не на государственном уровне, а за счет инвесторов. Ocean Cleanup голландского изобретателя Бояна Слата был запущен в 2015 г. Принципиально ничего нового он не предлагает ― океан планируют очищать сетью, которую тянут корабли. В первоначальном виде это должна была быть автономная конструкция понтонов, дрейфующая по течениям, но эксперимент показал ее нерациональность: волны выталкивали мусор за пределы сети. В результате за три месяца система собрала только полтонны пластикового мусора.
Обновленная конструкция, использующая корабли, тянущие U-образную сеть, работает эффективнее. За девять рейсов удалось собрать почти 30 т пластикового мусора. Это капля в море, если учитывать ежегодно поступающее в Мировой океан количество пластика, но первый шаг к развитию технологии. Впрочем, с сомнениями в пользе системы выступили именно экологи: кроме мусора в сети попадают и живые организмы, а корабли оставляют значительный углеродный след.
Перспективы этого проекта еще не до конца понятны, но инициатор программы уже предлагает параллельный проект, направленный на сокращение поступающего в Мировой океан мусора. Зная, что бóльшую часть пластика приносят лишь несколько рек, изобретатель планирует защитить эти пути установками The Interceptor. Катамаран, работающий на солнечных батареях и аккумуляторах, вылавливает мусор конвейерной лентой, отправляя его в контейнеры. Так можно собирать до 100 т мусора в день. Устройство перекрывает верхний слой воды и только половину реки, поэтому не должно мешать судоходству и речной фауне.
Установка The Interceptor / Источник: The Ocean Cleanup
Установка The Interceptor / Источник: The Ocean Cleanup
Подготовлено по материалам из открытых источников
Автор Александр Бурмистров
Заглавное фото: ru.123rf.com / pakhnyushchyy