Русские Вести

Никто не понимает, к чему нас готовит природа


С детства знаем: растения поглощают углекислоту и выделяют кислород. Леса – легкие планеты. Уже нет. В прошлом, 2023-м году растения по непонятной причине почти перестали «дышать». К таким пугающим выводам пришла международная команда исследователей во главе с доктором Пиу Ке из Пекина.

ХРУПКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Конечно, не все так просто, как нам рассказывали на уроках природоведения. Растения дышат, как и мы: вдыхают кислород, и выдыхают углекислый газ. Но, помимо дыхания, в растениях еще и идет процесс фотосинтеза, благодаря чему они растут. А тут все наоборот: кислород выделяется, углекислый газ поглощается. В процессе фотосинтеза растения производят больше кислорода, чем тратят во время дыхания. И углекислого газа больше поглощают, чем выделяют. За что мы их и ценим.

Но равновесие хрупкое. Так, ночью (нет света) фотосинтез не происходит. Растения дышат тем кислородом, который успели запасти в собственном «теле» днем. Отсюда – бесконечные дискуссии (почитайте форумы садоводов), какие комнатные растения уместны в спальне. А то вдруг весь кислород отберут.

Мы с вами (многие из нас, по крайней мере) живем далеко от океанов, поэтому нам в школе рассказывали лишь вскользь, что океан чистит воздух от углекислого газа едва ли не сильнее, чем леса-поля. Ночью на поверхность поднимаются крошечные существа, планктон, и едят водоросли. Когда короткая жизнь планктона подходит к концу, он погружается на дно, и остается там навсегда. Вместе с углекислым газом, который «съел» в водорослях.

Процесс связывания углекислого газа (и вообще газов) – едва ли не ключевой механизм образования климата, и таких механизмов сотни, если не тысячи. В целом земные и водные растения поглощают половину углекислого газа, который производит человек.

В 2023-м году что-то, однако, случилось.

Содержание углекислого газа в атмосфере, сказано в исследовании, выросло рекордными темпами. При этом рост человеческих выбросов оказался довольно скромен, и не может обеспечить те концентрации углекислоты в атмосфере, которые реально наблюдались. Значит, делают вывод авторы, растения просто-напросто перестали делать свою работу, поглощать. Где и почему это случилось?

ВЕЧНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

Климат Земли постоянно меняется. Ворча, что «с погодой что-то не то», если на улице чуть холоднее, мы даже не представляем, насколько он может измениться. Наши далекие предки застали Великое оледенение: ледник, высокий, как гора, нависал над тундрой где-то в Московской области, а что севернее – все было скрыто под его километровой толщей.

Ледник растаял очень быстро, так, что грунт на Северо-Западе России все еще продолжает пружинить вверх, отыгрывая давление, которому он подвергался во время оледенения. Таких оледенений и потеплений было очень много. Равновесие и стабильность кажущиеся – наша жизнь просто слишком коротка, чтобы заметить, как все течет и меняется.

С началом промышленной эры человек принялся активно высвобождать в атмосферу углекислый газ, накопленный миллионами лет эволюции биосферы (что есть ископаемое топливо, как не углекислота, которую когда-то вывели из игры и глубоко упрятали).

Растения обрадовались. Как мы видели, они растут, поглощая углекислый газ, и, выходит, у них прибавилось «пищи».

Возможно, они просто «переели»?

ЗАСУХИ, ПОЖАРЫ, КОРОЕДЫ

Конечно, так это не работает.

Тропические леса в Конго, говорится в исследовании, продолжают поглощать больше углекислого газа, чем его выделять. Но они остались практически в одиночестве.

Так, бассейн Амазонки уже «сломался», а с ним и многие другие лесные массивы планетарного масштаба. Причины:

- лесные пожары. После пожара лес перестает существовать, а углекислота, накопленная в деревьях, возвращается в атмосферу;

- засухи – растения медленнее растут, потому что им не хватает воды, и им нужно меньше углекислого газа;

- короеды – деревья болеют, не растут;

- хищническая вырубка лесов под сельскохозяйственные посевы – с этим все понятно.

Ни одна из этих причин не существует изолированно. Так, вырубка лесов приводит к обмелению рек. Реки хуже питают те леса, что остались. Или: бактерии в сухой почве активнее высвобождают углекислый газ назад, в атмосферу, поедая органические остатки. И так далее, до бесконечности.

У океанов есть свои резоны давать сбой. Смена течений, а в особенности потепление воды – все это плохо для планктона. При этом процессы на суше и на море связаны. Обилие углекислого газа дает рост водорослям. Но теплеющие океаны – все менее комфортный дом для планктона. Водорослей некому есть (конечно, в реальности механизм намного сложнее).

НЕ НАДО ПАНИКИ

Мы несколько раз оговорились, что системы очень сложны, и в простых словах описать их вряд ли реально.

В непростых тоже.

Ни одна существующая климатическая модель не учитывала всех этих эффектов, говорится в исследовании. Хотя ученые внимательно следят за углеродным балансом уже несколько десятилетий, и видят, как нестабильно дышат «легкие планеты» (все началось, конечно же, не в 2023-м), молчаливо предполагается, что лишний углекислый газ кто-то утилизует.

Существующие модели предполагают, что глобальное потепление будет развиваться в течение следующих ста лет более-менее равномерно. Если выкладки исследования верны (оно еще не прошло рецензирование), то события могут происходить намного быстрее.

Насколько? Никто не говорит (потому что эффект еще не считали, и новой модели нет), но самое неумное было бы бить в колокола катастрофизма и вещать про «гибель цивилизации».

Во-первых, мы имеем дело все-таки с естественным процессом. Пусть сколько угодно валят на человека – природа как прячет углекислый газ, так и выводит его на поверхность сама, без нашего участия, и намного эффективней, чем это делаем мы. Это значит, что природа запустила цикл, который она же в состоянии отрегулировать.

Во-вторых, если вчитаться в причины оскудения лесов, пожары будут на первом месте. Наверное, победить пожары – вполне решаемая задача, если сконцентрировать усилия и привлечь как ученых, так и общественность.

В недавнем прошлом климатический активизм легко сваливался в карикатуру. В офисах считали углеродный след сотрудника, а в магазинах было модно отказываться от пакетов. Мантры о «чистой» энергетике прикрывали тот факт, что многие решения оказывались даже грязнее (так, производство аккумуляторов и солнечных панелей – это очень грязно).

Видимо, пора заняться всем этим без карикатуры и активизма (с пожарами и неграмотной распашкой бороться в первую очередь), и тем самым мы будем меньше мешать природе делать ее работу.

Евгений АРСЮХИН

Источник: www.kp.ru