Русские Вести

Национальное достояние или сточные канавы?


«Велико незнание России посреди России» – справедливо сетовал великий Гоголь. Можно узнавать свою страну по её народу, культуре: песне, сказке. А можно по русским рекам, как задумал это известный режиссёр-документалист Валерий Тимощенко. Новый цикл документальных фильмов «О времени и о реке» органично продолжает созданные Краснодарской киностудией им. Н. Минервина тематические циклы «Русский заповедник», «Чистая Победа», «Луганская повесть».

«О времени и о реке. Волга» – первая киноработа о русских реках, вышедшая на телеканале «Культура Россия».

«Тина теперь да болотина, //Где я купаться любил...». Рубцовские строки, до боли знакомые, острее вдруг понимаешь и видишь на иную глубину, когда смотришь этот фильм о Волге и волжских притоках.

Учёные признают, что великая русская река сегодня замедлила в десять раз своё течение в результате всех преобразований, которые сотворил с ней XX век и чудовищного загрязнения в результате этих преобразований. Река потеряла способность к самоочищению.

«Сколько языков, народов объединяла эта река и Россия! – говорит В. Тимощенко. – Если река – это образ Родины, а Волга – прямой образ России, становится очень грустно на душе, потому что то, что сегодня происходит с Волгой – беда, катастрофа. Может быть, она не такая явная, но это беда».

Автор фильма спрашивает совета у тех, кто живёт внутри речного пространства. Один из героев – капитан парохода «Валдай» Николай Алов прошёл всю водную гладь: от Петербурга до Азова. Для него Волга – это не просто место работы, это – связь поколений, воспоминания детства, юности, наконец, пространство жизни. Но ещё и дорога (по Волге можно добраться, к примеру, в Персию). Случайные герои Валерия Тимощенко («на ловца и зверь бежит») – всегда открыты и искренни. Потомственный капитан Николай Алов сетует на то, что нынче громоздкая техника разбивает асфальт, и говорит о преимуществах речной транспортировки. Его заботит то, что теперь река обмелела и многие пароходы встали.

Эти проблемы начались не вчера. В фильме проходит хроника начала 1920-х годов. Саратовские берега. Древние соборы уже обезглавлены. «Сон разума. Погиб и кормчий, и пловец» – комментирует автор.

«Весь склон Уральского хребта – это всё бассейн Волги. Здесь есть и золото, и платина, но главная драгоценность – чистейшая вода. Если река – это артерия, то эти плотины – точно тромб, – говорит режиссёр фильма. – Электроэнергия, конечно, нужна. Но мы размазали Волгу по каскаду водохранилищ нужных и не нужных. Она перестала быть проточной. Необходима реконструкция всех волжских водохранилищ. Подчинение их работы не узкокорпоративным, а общенародным задачам, в первую очередь, экологическим. Сегодня частные богатейшие корпорации получают сверхприбыли, практически не вкладываясь в реконструкцию водохранилищ. И уж тем более они не делятся своими прибылями, чтобы компенсировать экологические риски».

...30-е годы прошли, наступили 60-е, 70-е. А осознание не наступило. Строились новые гидростанции. Грех в переводе с греческого – ошибка. Может пора признать, что этот путь был ошибкой? – задаётся вопросом автор фильма. Не туда мы пошли сто лет назад. «Надо признать, что вне религиозного сознания проблема охраны природы просто не разрешима, что Волга – от Твери до Каспия – не транспортная артерия, не сточная канава, не машина для производства электроэнергии, а национальная святыня. Иначе не остановить опаснейшую деградацию природы в стратегически важном регионе страны», – уверен Валерий Тимощенко.

Работая над созданием фильма о Волге, режиссёр обратился за советом к серьёзным специалистам в гидрологии. Одним из таких является Александр Николаевич Камнев, доктор биологических наук, академик РАЕН, гидролог. «Строительство и рост мегаполисов – это в какой-то степени антиэкологично. Это полный тупик. Все крупные города потребляют колоссальное количество воды. Нам, людям, живущим в городе, требуется 20 – 50 литров воды в день. Если к этому присоединить то, что государство работает на нас, что-то производя для нас, значит, мы ежедневно потребляем 2 – 6 тыс. литров воды на человека», – говорит А.Н. Камнев.

Учёный считает, что уже через несколько лет начнутся войны за воду, поскольку пресной воды очень мало. 60% населения планеты в ближайшее время будут ощущать страшнейший дефицит воды. Говорят ли нам об этом в прессе?!

В 1970-е гг. писательская и научная общественность боролась за спасение реки. Помним, как экологу Михаилу Яковлевичу Лемешеву с командой учёных и писателей удалось остановить преступную переброску части сибирских рек. Сегодня 257 миллиардов выделено государством на спасение Волги. Что сделано в этом направлении? Народу, каждому из нас, нужен ответ на этот вопрос...

30 марта на ТК «Культура Россия» был показан документальный фильм «О времени и о реке. Обь».

В. Тимощенко прошёл путь, по которому шли казаки, осваивавшие Сибирь. А иначе не понять эту реку, её характер, значение, историю, судьбу. Казаки шли в Сибирь за свободой. «В первую очередь, за свободой совести. И за землёй, которой можно было взять, сколько хочешь. Сколько сможешь защитить» – звучит в фильме.

И теперь здесь, в Сибири, нередко встретишь людей с казачьим – вольным, самобытным характером. «Этнос – продолжение ландшафта» – вспоминает режиссёр мысль Льва Гумилёва. Александр Герасимов, опять же случайный герой автора фильма, строитель, предприниматель, фермер снят таким, какой он есть в жизни: едет на моторке по водной глади, которую обступают скалы-великаны с редкими клочками растительности на них, ловит рыбёшку только для своей семьи, растит внуков.

Сельские домики по реке обильно украшены цветами, на лугах пасутся лошади, коровы, овцы. Сегодня, когда с телеэкранов и газетных передовиц ушли лица рабочих людей, позитив вызывают снятые автором фильма люди труда: хлеборобы, рыболовы, доярки, заводчики домашнего скота, золотодобытчики, как, к примеру, в селе Суенга, где 200 лет уже народ живёт золотым промыслом.

«В каком-то смысле Обь – это зеркальное, почти мистическое отражение Волги, только по другую сторону Урала. Два главных потока России. Один движется с юга на север, другой – с севера на юг, образуя могучий круг жизни, без которого нас, как единый этнос, как евразийскую цивилизацию, представить невозможно», – говорит автор фильма.

Невозможно, говоря о Сибирских реках, не сказать о родине Василия Шукшина. Валерий Тимощенко – вгиковец, прошедший ту же школу, что и Василий Макарович. «Невероятной силы русский писатель с неповторимой нотой, со всеми присущими великой русской литературе чертами, с состраданием, с неизбывной любовью к простому искреннему русскому человеку и с болью за Россию, за её деревню», – так говорит автор фильма о Шукшине, глядя на родную деревню Василия Макаровича, запечатлев на камеру излучину Катуни как символ той природы, что дала нашей литературе и кинематографу этот могучий, совестливый талант. В нескольких эпизодах фильма неслучайно использованы кадры из чёрно-белых художественных фильмов, где о простых жизненных вещах говорит Шукшин.

Разговор о сибирских реках – это ещё и разговор о Транссибирской железнодорожной магистрали, имя которой – Великий Сибирский Путь –писалось только с заглавных букв. Сибирские реки собирают, удерживают Россию. И у этого рукотворного создания – железной дороги, на строительстве которой в царской России не работало ни одного заключённого, – примерно такая же задача. Автор фильма задаётся вопросом: по плечу ли современному россиянину создание такого инженерного и экономического чуда?

Глядя на эти символы имперской России, ещё горше окунаться в историю XX века, когда вот эти люди, создавшие не только страну, но – философию, науку, литературу – были согнаны со своей земли по всей России и сосланы в непригодные для жизни сибирские края. 400 тысяч русских крестьян и купцов были сосланы сюда только в первую волну раскулачивания, половина из них погибли на лесоповалах и в тифозных бараках. Этот фильм о сибирских реках – последний поклон не чужим людям, а нашим безвинно пострадавшим прадедам. «Простите нас за то, что мы потеряли память», – говорит режиссёр фильма, чьи предки – кубанские казаки были в 1930-е гг. сосланы в непроходимые сибирские леса. Погибли здесь и мои прадеды –крестьяне и купцы Бельского уезда Смоленской губернии. Да каждый из нас: оглянись, что стало с твоими прадедами, их братьями – и уже не отмахнёшься от этой общей трагедии.

Эти же проблемы автор фильмов поднимает и говоря о родной ему реке Кубань.

6 апреля телеканал «Россия Культура» показал фильм «О времени и о реке. Кубань».

Сегодня звучит насмешкой лозунг «Идёт вода Кубань реки куда велят большевики», а ведь совсем недавно это было программой для обязательного выполнения, в которую оказался вовлечён трудовой народ юга России.

Кубань – самая высокая в России река, потому что начинается она на самой высшей точке Европы. Автор говорит об этом, чтобы представить панорамную картину этого речного пространства. Говорит об Эльбрусе, как о жемчужине: «Без него половина Северного Кавказа была бы пустыней. Это благодаря Эльбрусу – и альпийские пастбища, и чернозём в среднем течении, и рыбы Азова».

В этой киноповести зритель видит лица людей, населяющих Кавказ: мальчик со своей карачаевской породы лошадью, школа, где детей обучает самый старший в роду. Самые древние христианские храмы – на Кавказе, один из них освящён в 965 г., когда до крещения Руси было ещё 23 года.

Река несёт свои воды к Невинномысску и Ставрополю, что означает город Креста, и дальше в чернозёмные степи, быть может, самые плодородные в мире. Птицы покачиваются на воде, дети в храме на Литургии, священник, по самую грудь в ржаном поле, служит молебен под открытым небом. Орланы, беркуты, олени...

Мы просто забыли, проглядели, что всё это у нас пока что есть, и что всё это – не чужое. Задача режиссёра – обратить наше внимание, помочь всерьёз задуматься над тем, что с нашими реками, лесами, деревней, народом... Мы и так многое потеряли, позволив думать за нас людям без почвы и без совести...

А что мы знаем о Западном Кавказе? Целинный двухметровый чернозём. «Сюда, – говорит Валерий Тимощенко, – спасая свою душу, свою веру, уходили казаки атамана Некрасова, старообрядцы. Сюда бегут Григорий Мелехов с Аксиньей. Опасная, с оружием в руках, но свобода». Автор фильма – потомок раскулаченных, ссыльных и истреблённых кубанских казаков. Работая над фильмом, он снял то место, где стоял дом его прадеда Герасима Ивановича. Он был построен у самой реки, и когда вода поднималась, она доходила только до крыльца. В таком согласии жил человек с природой.

Автор фильма и здесь задаётся вопросом: а нужно ли было создавать водохранилище. Что это? Абсурд? Сизифов труд? Река, несущая с гор огромное количество ила, забила им чашу водохранилища. Как этого не могли понять советские учёные? И кто мог додуматься подвесить прямо над городом кубометры воды и ила? Теперь это уже не чаша, а блюдце, которое всё меньше и меньше, мельче и мельче, и от него идут вредные испарения.

Нужно было очень постараться, чтобы уничтожить эти хлебные и рыбные места. «Не добили реку только потому, что ума не хватило. Всерьёз говорили, что будем возить осетровых вертолётами. А потом стало ясно, что рыба тысячи, если не миллионы, лет шла по своим исконным путям, к своим нерестилищам. Белугу не обманешь», – говорит режиссёр и автор сценария.

Эти места родные как для автора фильма, так и для карачаевца, мусульманина по ту сторону реки. Глава Администрации г. Адыгейск в 1993–2006 гг. Ким Мамиек говорит: «Нам вешали лапшу на уши, что Кубань ценным рисом сможет прокормить пол-страны. Наши плодородные земли, которые остались ещё после заполнения водохранилища, заполнили водой под рис». В итоге ни проблема урожайности риса не была решена, ни проблема затопления. И пострадали десятки тысяч людей – исчезло 18 населённых пунктов – адыгейские хутора и русские станицы. «В первые годы переселения умерли все наши старики от тоски», – говорят адыги.

Безраздельный властитель тогдашней Кубани Сергей Фёдорович Медунов – несомненно, яркая личность. Автору фильма довелось встретиться с ним в 1985 году. В 90-е в СМИ его назвали преступником века, обвиняли во всевозможных преступлениях.

В. Тимощенко спросил тогда Медунова:

– Зачем вы залили мутной водой нашу с вами родную Кубань?

– Понимаете, я всегда искал какую-нибудь проблему, идею, вокруг которой компоновалась бы партийная организация, актив, беспартийные массы, трудящиеся, – чертил круги в воздухе Медунов.

Оторопь берёт от этой космогонии. «В центре неё, – говорит автор фильма, – всё, что угодно: рис, поворот северных рек, мировая революция. Всё, кроме Бога».
Разве захочет теперь молодёжь вернуться на дно водохранилища?..

В 1999 г. МЧС России официально признало водохранилище опасным объектом. В 2002 г. выше по течению уже случилось самое катастрофическое наводнение в истории юга России. Под воду тогда на месяц ушли большие посёлки и аулы...

В чём сегодня заключается наше народное соборное единение? Это на сегодня самый острый и роковой вопрос, от верного ответа на который будет зависеть дальнейший ход русской истории. Не в нашей ли природе, в тех же великих реках, на которых вершилась история страны от её основания, содержится подсказка, каким должен быть характер нашего единения, наша национальная идея и задача.

Фильмы «О времени и о реке» можно посмотреть в архиве телеканала «Россия Культура»


Ирина Ушакова

Источник: www.stoletie.ru