Из-за обработки лесов от вредителей в Башкирии начали массово гибнуть пчелы, сообщили «Известиям» в республиканском отделении Союза пчеловодов России. По данным организации, пострадали насекомые из 3,2 тыс. ульев на 52 пасеках. Пчеловодов предупредили о проведении обработки за сутки, но те не успели принять меры, чтобы обезопасить ульи. Теперь в отрасли прогнозируют дефицит башкирского липового меда. Снижение численности пчел может навредить и растениям, которые останутся без опыления, предупредили эксперты.
Мед и пламя
Из-за нашествия шелкопряда на юге Башкирии обрабатывают леса от вредителя с земли и воздуха. В результате начали гибнуть и пчелы, рассказал «Известиям» председатель регионального отделения Союза пчеловодов России Алексей Самойлов.
— Обработка лесов от вредителей изначально шла с самолета с 27 мая по 6 июня, а сейчас ведется с земли. С пчеловодами не согласовали график работ. На это время мы могли бы убрать пчел, сделать дополнительную вентиляцию в ульях. Нас предупредили за один день, и мы не успели принять меры. Безопасные зоны мы не знали, — рассказал «Известиям» Алексей Самойлов. — Пчелы начали гибнуть в Кугарчинском районе, а сейчас гибнут уже на всем юге Башкирии. Пострадали 52 пасеки, 3247 семей пчел (ульев). Погибла главным образом летная пчела, которая таскает мед и корм для деток.
По его словам, пчелы будут умирать еще неделю. В улье примерно 50 тыс. особей и одна матка. Если она погибает, то и вся семья вместе с ней.
— Мы ожидаем дефицит меда. А, как известно, башкирский липовый мед считается лучшим. Если погибнут и те пчелы, которые оставались в улье, дефицит меда будет и в этом году, и в следующем, — заключил Алексей Самойлов.
В результате обработки лесов от шелкопряда пострадало 60 пчелохозяйств в пяти районах, зафиксирована гибель 23 пчелосемей, частично пострадало 1990, сообщили «Известиям» в Минсельхозе России со ссылкой на данные Минсельхоза Республики Башкортостан. Сейчас на пострадавших территориях работает экспертная комиссия, уточнили в ведомстве. Отобранный материал отправлен для исследования на наличие токсичных веществ, а также в Башкирскую научно-производственную ветеринарную лабораторию для определения наличия инфекционных и инвазионных болезней. Минсельхоз России держит ситуацию на контроле, заключили в ведомстве.
«Известия» направили запрос в правительство Республики Башкортостан.
Личная трагедия
Пострадали не только пчелы, но и люди, уверены местные жители. У людей после обработки самолетом были головные боли, тошнота, рвота, рассказал «Известиям» пчеловод из Мраково (административный центр Кугарчинского района) Николай Хрипунов.
— Нас предупредили, что нельзя ходить в лес, мы оставили ульи дома, в Мраково, и именно там пчелы погибли. Я занимаюсь пчеловодством 30 лет, с таким столкнулся впервые. Фермеры раньше предупреждали об обработке. Я полагаю, проблема в том, что обработка велась с самолетов, из-за этого пострадали большие площади, они торопятся, им нужно осилить вредителя в короткие сроки, — отметил Николай Хрипунов.
По его словам, пчеловоды попросили вести обработку на расстоянии не ближе 5–8 км от Мраково. Просьбу высказали на встрече с главой администрации Кугарчинского района в пятницу, 4 июня.
— Нас заверили, что будет так, но мы им не верим. Сейчас я вынужден возить ульи в Оренбургскую область, только так можно рассчитывать на безопасность, — заключил Николай Хрипунов.
Из-за гибели насекомых на юге Башкирии пострадают перекрестноопыляемые растения, их численность сократится, уверен доцент агробиотехнологического департамента Аграрно-технологического института РУДН Валентин Введенский.
— Речь обо всех красиво цветущих видах — том же самом подсолнечнике, а также всех плодовых деревьях: яблоне, сливе, вишне, черешне. Подсолнечник после опыления высыхает, а на следующий год семена попадают в землю и вырастает новое растение. Если семян не будет, в будущем это растение выпадет из этой местности. На его место придут уже другие виды, — объяснил Валентин Введенский.
Не в первый раз
Ситуация с отравлениями пчел началась в 2019 году, отметил председатель Союза пчеловодов России Валерий Капунин.
— То, что сейчас происходит, удивительно, поскольку Башкирия осенью должна была проводить Всемирный конгресс пчеловодов. Но из-за пандемии его перенесли на 2022 год. Чем хвастаться на конгрессе, непонятно. Будем пытаться выходить на власти республики и решать проблему, — подчеркнул Валерий Капунин.
Проблема гибели пчел из-за обработки территорий ядохимикатами от вредителей носит хронический характер, заметил президент Российского национального союза пчеловодов Арнольд Бутов. Также отрасль нередко страдает, когда обрабатывают рапсовые поля.
— В прошлом году в ряде регионов использовали некачественную продукцию для обработки рапсовых полей. Проблема была актуальна для Башкирии, Южного Урала, центральной части России, Северного Кавказа. С ней не столкнулись разве что только в Сибири, где не сеют рапс. В некоторых регионах (например, в Липецкой, Тульской областях) губернаторы возместили пчеловодам убытки, но большинство остались наедине с проблемой, — рассказал «Известиям» Арнольд Бутов.
По его словам, пчеловодов не предупреждают, что в определенное время территорию будут обрабатывать. Пчела может вылететь и нахвататься ядов, как радиации. Погибнуть она может спустя уже некоторое время. В частности, многие особи могут не пережить зиму из-за того, что их организм ослаблен.
Пчеловоды не могут рассчитывать на компенсацию, если происходит непредвиденный случай, подчеркнул Арнольд Бутов. При этом не только сокращается количество получаемого меда, но и страдает опыление лесов, полей, заказников и возникает угроза гибели растений, заключил эксперт.
Екатерина Ясакова