Парк Кусково, Москва.
В регионах бытует миф о Москве как о самом цивилизованном месте России. Здесь самое респектабельное (в сравнении со страной в целом) население, у него самый высокий уровень правосознания и общественной активности, и чиновники не могут с этим не считаться. Все это так. Однако есть один ресурс, который здесь в дефиците, и уровень этого дефицита в разы больше, чем в регионах. Это – территория.
Для строительных инвестиций, чьи мутные бурлящие потоки устремляются отовсюду в Москву в погоне за легкими прибылями, давно не хватает земли. Повсеместно идет наступление на природные территории – заказники и парки. И вот тут уровень цивилизованности столицы как рукой снимает. Цена вопроса столь высока, что московские власти не останавливают ни массовые митинги протеста, ни люди, стоящие живым щитом перед строительной техникой – все то, что в других городах заставило бы чиновников как минимум задуматься.
Градус нарушения законодательства со стороны застройщиков и властей здесь невероятно высок. Ради захвата очередных зеленых гектаров мэрия Москвы нарушает федеральное законодательство об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), Водный Кодекс и даже собственный генплан, а также санкционирует насильственные действия в отношении протестующих.
Сейчас в Москве «по списку» наличествуют 118 ООПТ и парковых зон иного статуса. Казалось бы, немало. Но скорость, с которой собянинское ведомство откусывает от них надел за наделом, столь высока, что очень скоро этот перечень может превратиться в фикцию. Причем речь не всегда идет о прямых бизнес-проектах. Парки в Москве вырубаются и ради т.н. социально-инфраструктурных объектов – например, автодорог или даже храмов. Однако на поверку даже за этими благообразными проектами стоит коммерческий интерес: храм заранее продает на своем участке торговые площади, а структуры, близкие к строителям дороги, скупают в ее окрестностях участки под бензоколонки и логистику.
Кусково: не защитил даже бренд
Лесопарк Усадьба Кусково известна далеко за пределами Москвы. В любом другом месте статус регионального и федерального объектов культурного наследия, ООПТ и вотчины графов Шереметевых XVIII века были бы гарантией от любых посягательств. «Вырубить и застроить Кусково» звучит примерно так же, как захватить Петродворец или Павловский парк под Петербургом.
Однако 22 июня здесь началась чудовищная по масштабам рубка с целью прокладки автомагистрали Северо-Восточная хорда. К вырубке запланировано 20 Га леса, некоторым деревьям в котором – более 200 лет. К настоящему моменту вырублено не менее 3 Га.
С формальной точки зрения подрядчик занимается натуральным самоуправством: в генплане Москвы проектируемая дорога не проходит по территории Кусково! Согласно п. 4 ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Москвы, «документация по планировке территории, не соответствующая Генеральному плану города Москвы, не подлежит утверждению, а утвержденная не подлежит применению». Более того, постановление Правительства Москвы от 9 апреля 2013 г. № 218-ПП «Об утверждении проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети – участка Северной рокады от Шоссе Энтузиастов до МКАД» не содержит положений, утверждающих строительство Северо-Восточной хорды на территории лесопарка Кусково. Там нет ни слова об этой хорде! Налицо – самострой с попыткой прикрыться «чужим» постановлением. Не говоря уж о том, что согласно Земельному Кодексу (1.2.14) Кусково вообще не подлежит застройке благодаря статусу ООПТ. Чтобы изменить этот статус, необходимы, как минимум, общественные слушания. Которых не было!
Однако, несмотря на нарушения всего и вся, Мосгосстройнадзор выдал подрядчику – ОАО «Москапстрой» – разрешение на строительство. Причем сформулировано оно так, что при желании позволяет застроить вообще весь лесопарк. Потому что конкретных кадастровых номеров участков там не указано, а указаны только кадастровые кварталы. Как выяснилось, участки под строительство вообще не поставлены на кадастровый учет. Но строить очень хотелось – и подрядчику, который жаждал получить большой куш на стройке, и чиновникам Москвы. Поэтому напрасно участники инициативной группы и градозащитных организаций (ВООПиК и «Архнадзор») вставали на пути строительной техники. Силы были слишком неравны. А полиция неизменно принимала сторону подрядчика.
Мы перечислили лишь самые вопиющие нарушения закона, допущенные в отношении парка. Без преувеличения, здесь творится беспредел. В начале июля зоны вырубок обследовала комиссия президентского Совета по правам человека (СПЧ) под руководством его зампреда Евгения Боброва. По итогам обследования Бобров направил от себя лично заявление генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой возбудить уголовное дело. О реакции господина прокурора пока ничего не известно.
Торфянка: редкий пример успеха
Активное противостояние в парке «Торфянка» началось 18-19 июня 2015 года, когда строители огородили в парке площадку для возведения храма. Русская православная церковь таким образом осуществляет свою программу «200 храмов», возводя т.н. культовые сооружения в рекреационных зонах города.
В тот же день вокруг стройплощадки появилось около 100 протестующих, которые установили тенты и палатки, заблокировав проезд строительной техники на площадку. В течение июня полиция проводила многочисленные задержания. 9 июля жители Лосиноостровского района столицы провели митинг. Они потребовали отмены постановления правительства г. Москвы №280-ПП, разрешившего незаконное строительство, восстановления парка в фактических границах и демонтажа всех возведенных конструкций (забора, бытовок и т.д.). В течение лета 2015 года свои массовые мероприятия проводили обе стороны конфликта – и недовольные жители, и православная община. В феврале уже 2016 года отмечен случай нападения на противников храма со стороны хулиганствующих представителей «православной» организации «Сорок Сороков».
В конце концов, РПЦ пошла на уступки, выразив согласие перенести храм в другое место. На официальном интернет-портале «Активный гражданин» было проведено голосование за три возможных адреса постройки, и большинство жителей проголосовали за участок недалеко от метро «Лосиноостровская». В настоящий момент инициативная группа на своем интернет-ресурсе считает дни до окончания срока действия договора аренды участка парка. Он истекает примерно через 40 дней. Недавно кто-то из особо непримиримых решил намекнуть РПЦ на возможность досрочного расторжения договора, облив православный крест в парке серной кислотой.
Парк Дружбы: спорт против природы?
22 июня инспекция Мосгорнаследия выявила нарушения при строительстве футбольных полей на территории Парка Дружбы. Этот парк был заложен в 1957 году в дни знаменитого Фестиваля молодежи и студентов. Участники Фестиваля посадили в нем более 500 деревьев. Но с августа 2015 года в парке – объекте культурного наследия регионального значения – ведется строительство футбольного поля с автостоянкой и административными зданиями для спортивной школы № 76 Москомспорта. По территории прокладываются подземные капитальные коммуникации, а входящая в предмет охраны памятника поляна с особо ценным рельефом заливается бетоном.
Мосгорнаследие, в мае 2014 года утвердившее проект работ под шапкой «Реставрация с приспособлением части объекта к современному использованию», в июне 2016 года выявило многочисленные нарушения законодательства, в том числе отклонение работ от согласованного проекта: высота подсыпок превышает допустимую. Под угрозой уничтожения оказался композиционно ценный рельеф прудовой части парка. По сообщению организации «Архнадзор», предписание Мосгорнаследия о незамедлительной остановке работ игнорируется – строительство идет полным ходом. Заказчиком-застройщиком выступает казенное предприятие Москвы «Большая спортивная арена «Лужники». В преддверии Чемпионата мира по футболу-2018 желание освоить выделенные под него бюджетные деньги становится нестерпимым. И статус парка-памятника – конечно, последнее, что может остановить застройщика.
Лужники: нет охранного статуса – не парка
Еще одна жертва Чемпионата мира-2018 – парк «Лужники». В настоящий момент там вырублено более полутора сотен здоровых деревьев. Сносятся исторические здания в стиле сталинского ампира, и возводится новодел. К сожалению, парк, созданный в 1954-56 гг., не имеет охранного статуса. ВООПиК соответствующую заявку подавал, но Мосгорнаследие в 2009 году ее отклонило. Впрочем, как видно на примере лесопарка Кусково, даже двухэтажный список охранных статусов не всегда может спасти природную территорию.
Парк Дубки: «воссоздание» высотой 75 метров
В охранной зоне объекта культурного наследия «Парк Дубки» с марта 2016 года возводится 22-х этажный жилой комплекс «Тимирязев парк». Охранная зона, в отличие от самого парка-памятника, не исключает строительство совсем, но ограничивает его функциями «воссоздания» и «регенерации утраченных элементов». Трудно себе представить, что дом высотой 75 метров может быть «утраченным элементом», который нужно воссоздать. К тому же, предельная высотная отметка, установленная для данного участка самим Правительством Москвы, составляет 20 метров! Однако есть в Москве такой орган – Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК), который может менять законодательство любого уровня в интересах застройщика. Именно он одобрил план участка с постройкой высотой 75 метров.
Серебряный бор – друзьям в подарок?
Если речь идет об интересах крупнейших вип-персон, то власти города даже не прибегают к словесному камуфляжу и не объясняют свой произвол «необходимостью возведения социально-значимых и инфраструктурных объектов». Так, к примеру, президенту «Лукойла» Вагиту Алекперову потребовалось для расширения своего поместья в Серебряном бору полтора гектара городского пляжа – и он их получил в аренду на 49 лет и отгородил глухим забором. А когда жалобы местных жителей стали ему сильно надоедать, он мощно «простимулировал» Правительство Москвы к тому, чтобы лишить пляж статуса ООПТ и позволить его приватизировать.
Сейчас эта ценнейшая общественная земля незаконным образом лишена природоохранного статуса и приготовлена к сделке купли-продажи. От коррупции пострадал и пляж №3 Серебряного бора, где дощатый домик администрации вдруг превратился в кирпичный особняк с участком 18 соток и обрел кадастровый номер, а затем был оформлен, в нарушение закона в долгосрочную аренду для нужд некоего ООО «Стрелец», торгующего алкоголем и сигаретами(!). И подобных примеров вопиюще незаконного отчуждения земель природных территорий можно привести множество.
P.S.
По мнению природозащитника, координатора движения «Открытый берег» Сергея Менжерицкого, в Москве отсутствует реальный и эффективный механизм учета мнения населения при решении градостроительных вопросов. Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК), являясь просто совещательным органом, выносит решения, которые являются императивом для московских властей. «От застройки не спасает даже статус особо охраняемой природной территории, – подчеркивает эксперт. – Постановления Правительства Москвы, принятые с 2012 года, разрешают их застройку капитальными сооружениями, в частности, «для рекреационных целей».
Ирина Андрианова, Наталия Сивохина