Робот-уборщик был отправлен внутрь реактора №2 для проверки и отчистки прохода для другого робота внутрь поврежденной атомной станции.
Удаленно управляемого робота, предназначенного для исследования и отчистки поврежденного реактора на японской атомной станции «Фукусима-1» пришлось в срочном порядке эвакуировать после того, как его навигационная камера резко потемнела в результате воздействия невероятно мощного уровня радиации. Неудача миссии наталкивает на мысль о том, что радиационный фон внутри реактора станции гораздо выше, чем об этом сообщалось на прошлой неделе. Кроме того, это значит, что даже роботам потребуется куча времени для того, чтобы разобраться со здешним бардаком.
На прошлой неделе поступило сообщение о том, что имеющийся за защитной оболочкой реактора №2 уровень радиоактивного излучения достиг катастрофических 530 Зв/ч – этого достаточно, чтобы убить человека за несколько секунд. Однако некоторые официальные лица из японского правительства поставили под сомнения эти показания, так как Tokyo Electric Power Company Holding (TEPCO), компания, занимающаяся разбором завалов на «Фукусиме-1» использовала для этих целей интерфейсную камеру робота, с помощью которой она исследует территорию, а не проводила нужные замеры напрямую с помощью счетчиков Гейгера и других дозиметров.
Но, как выяснилось, изначальные расчеты оказались даже ниже, чем реальная картина сейчас. Связано это, вероятнее всего, с тем, что робот TEPCO все ближе подбирается к расплавленному ядерному топливу. Возле скопления отработанного топлива, как правило, всегда более повышенный радиационный фон.
Зона завала рядом с реактором №2 станции «Фукусима-1». Красным маркером отмечена последняя область исследования робота-уборщика
На днях удаленно управляемого робота пришлось срочно вытаскивать после того, как спустя всего пару часов работы внутри поврежденного реактора стала отказывать его камера наблюдения. Если верить отчетам TEPCO, уровень излучения на тот момент составлял около 650 Зв/ч, что уже на 120 зивертов больше, чем говорили отчеты прошлого месяца (хотя в новых отчетах и указана возможность 30 процентной погрешности). Сам робот разработан с учетом возможности функционировать при накопленном уровне радиации в 1000 зивертов, что, видимо, совсем не помогло его камере, учитывая то, что всего через пару часов после начала работы она вышла из строя. Это может означать, что расплавленное радиоактивное топливо просочилось из своего резервуара еще при катастрофе 2011 года и может находиться где-то поблизости от последней точки пребывания робота.
Важно учесть, что радиация сохраняется только внутри станции и, к счастью, не воздействует на находящиеся рядом со станцией регионы. Помимо этого, ничто не указывает на то, что имеется какая-то утечка радиоактивного топлива за пределы станции. Воздействия радиации на воздух и расположенный рядом океан также не отмечено. Кроме того, не отмечено роста уровня радиации и внутри станции. Ее уровень в показаниях TEPCO становится выше потому, что робот приближается к основному источнику излучения, то есть самому радиоактивному топливу. Предыдущая высшая точка уровня в 73 Зв/ч была отмечена еще 2012 году и на более удаленной дистанции от эпицентра.
Несколько дней назад TEPCO отправила робота в реактор №2 для проведения исследовательской работы и подготовке места для дальнейшего решения проблемы. Это было первым случаем с момента землетрясения и цунами, произошедших 6 лет назад и вызвавших катастрофу на «Фукусиме-1», когда робот вошел непосредственно в сам реактор. Его задача заключалась в расчистке толстого слоя радиоактивного мусора из расплавленных и затвердевших кусочков краски и изоляции кабелей, находящегося под камерой давления, в которой содержится ядро реактора. TEPCO пытается расчистить путь для другого робота, который должен будет заняться дальнейшей работой. Второй робот, получивший название «скорпион», должен будет провести замеры радиационного уровня и температуры внутри реактора, а также оценить состояние самого реактора и оставшихся там остатков радиационного топлива.
Однако до того, как это случится, необходимо расчистить проход. Робот-уборщик TEPCO, оснащенный мощным гидрантом и щеткой, к настоящему моменту смог расчистить только часть пути до того места, которое компания в дальнейшем хочет исследовать. Машина расчистила лишь несколько метров отложений из сгоревшего мусора, находящегося рядом с внешней частью обшивки первичной защитной оболочки реактора, однако продвинуться дальше не смогла, так как эти отложения оказались слишком прочными для отчистки. С каждым сантиметром застывающая черно-серая масса из радиоактивного топлива, внешней обшивки и других частей становилась все гуще и гуще. Спустя пару часов с момента начала работы картинка, получаемая с камеры робота, существенно ухудшилась, указывая на грядущую катастрофическую неисправность. Его операторами было принято экстренное решение по прекращению миссии, пока они полностью не утратили контроль над машиной.
Расплавленная решетка внутри реактора №2. Вероятнее всего, повреждения вызваны паданием расплавленного радиоактивного топлива
Сейчас TEPCO больше всего беспокоит то, что «скорпион» не сможет добраться до нужной точки назначения под обшивкой реактора и, как его предшественник, не сможет работать продолжительное время в таких условиях (второй робот разработан с учетом возможности работы при 1000 зивертов). Экстремальный уровень радиации может заставить TEPCO пересмотреть стратегию разбора завалов с использованием роботов и переключить внимание на радиоактивное топливо. В общем и целом работа по отчистке от радиации находится лишь на начальной стадии. Общий уровень работ может потребовать десятков лет. До тех пор, пока TEPCO не установит точное расположение радиоактивного топлива и не узнает точное состояние и возможный уровень структурных повреждений в каждом из трех реакторов станции, убрать топливо и в конце концов разобрать станцию не получится.
Николай Хижняк